Российское правительство намерено усилить контроль над продажами пива. Если меры примут, то торговые точки должны будут вносить данные о продажах пива в ЕГАИС.
ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система. С помощью этой системы государство контролирует движение всего алкоголя по стране с момента производства до момента продажи.
Отчет о пиве
Сейчас в ЕГАИС попадают только сведения о поставках пива от оптовиков рознице. Что происходит с товаром дальше, система не знает. На уровне оптовых поставок отражается информация о продажах других пенных напитков: медовухи, сидра и пуаре.
Министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов поручил разработать меры, которые бы определили порядок внесения данных в ЕГАИС для розницы. Отправлять данные в систему учета алкоголя, вероятно, будут в момент продажи на кассе.
Такой подход позволит гарантировать, что алкоголь не продается ночью, а значит, торговые точки соблюдают соответствующий запрет. Кроме того, новые правила предупредят продажу контрафакта.
Новый реестр
Силуанов также распорядился о запуске реестра производителей сидра, пива и других напитков. Это станет своеобразной альтернативой выдачи лицензий пивоваренным компаниям.
Производитель, который откажется предоставлять свои данные для реестра, будет нести административную или уголовную ответственность. Порядок внесения и меры воздействия еще предстоит разработать.
Порог безотчетности
Сейчас компании, которые производят менее 300 тыс. декалитров (3 млн литров) пива, не предоставляют информацию в ЕГАИС. Но в ближайшем будущем порог хотят снизить до 50 тыс. декалитров.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин считает, что снижение порога больно ударит по мелким пивоваренным компаниям. Чтобы установить счетчики, закупить и настроить ПО, требуется около 1 млн рублей. Для мелких предпринимателей эта сумма может оказаться неподъемной.
Волнует пивоваров и другой вопрос – как именно будут внедрять ЕГАИС в пивную торговлю. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отметил, что линии розлива пива работают в скоростном режиме. Чтобы снабдить каждую бутылку специальной маркой, производство придется сократить или замедлить. В обоих случаях производителей ждут убытки, а потребителей – рост цен на пиво.
В качестве альтернативы пивоварам предлагают печатать данные для учета в ЕГАИС непосредственно на этикетках. Подобная система уже действует для розничной продажи табака, но производителям крепкого алкоголя такую меру в свое время не разрешили.