Повторю свой комментарий, который был ранее опубликован:
Думаю, что добавлю значимые комментарии, поскольку я участвую в пилотном проекте по маркировке табачной продукции по всей цепочки ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-ДИСТРИБЬЮТЕР-КОНЕЧНЫЙ МАГАЗИН.
Все, что ниже описано приведено для табачной продукции, поскольку пилотный проект ЦРПТ проводится именно на ней.
1. В качестве кода используют Data matrix код. Он содержит в себе ЕАН13/ITF14, дополнительные данные (например для сигарет ожидается появление данных об МРЦ), цифровая подпись ЦРПТ. Следует напомнить, что на дворе конец февраля, а ЦРПТ так и не добавила в коды маркировки, обещанные на собраниях данные об МРЦ табачной продукции.
2. Для производителей принцип такой:
-заказываем ПЛАТНЫЙ (50 копеек за каждый код нанесенный на пачку/блок) пул кодов (у табачков это сотни тысяч кодов) через предоставленную ЦРПТ коробочку "BLACKBOX"
-в течении суток нужно сообщить о нанесении кодах на продукцию, иначе они будут аннулированы.
-из полученного пула кодов, коды наносятся как на пачку, так и на блоки, как следствие, должна быть передана информация об агрегации пачек в блок. Это все должна уметь делать все та же "черная коробочка" от ЦРПТ, но пока не умеет. Обещали допилить.
- для агрегации в упаковки крупнее блоков (короба/паллеты/вагоны), коды можно сочинять самим (не покупая) и передавать такие сведения об агрегации через оператора ЭДО (см.ниже)
3. Продажа маркированной продукции между юридическими лицами/ИП может осуществляется только с использованием электронного документооборота с применением ЭУПД. Бланк УПД обещали поменять, так как в нем законодательно не предусмотрели место под коды маркировки...пока это комментарии к каждой строке, где коды указываются через пробел.
Согласно последним положениям, утвержденных Медведевым, с 01.07.2019 должны осуществлять продажу маркированных сигарет с использованием ЭУПД только производители (продажа от производителя "первому" дистрибьютору). С 01.07.2020 все участники рынка должны применять ЭУПД при оптовом обороте табачной продукции.
На сегодня:
-сведения в ЦРПТ о смене собственника у маркированной продукции передает ТОЛЬКО оператор электронного документооборота, как следствие покупать и продавать маркированную продукцию могут только владельцы ЭЦП и участники ЭДО. (о сроках смотри абзац выше) На вопрос, как быть в малых магазинах (табачных киосках), нам ответили: ставьте им компьютеры, получайте ЭЦП на каждого продавца, в каждом магазине, для возможности подписывать электронной УПД на месте, при получении товаров. На собраниях, проводимых ЦРПТ, АТОЛ и другие производители POS систем рекламировали системы, в которые можно втыкать ключ ЭЦП и им можно подписывать входящие ЭУПД.
- на сегодня не решена проблема передача маркированной продукции на реализацию(комиссию), когда смена собственника происходит по отчету о продажах комиссионера в конце месяца. Сегодня вся такая продукция в ЦРПТ показывайся как отгруженная новому владельцу в момент передачи на реализацию. Как оформлять возвраты от комиссионера и отчеты комиссионера пока не ясно.
- на дворе уже конец февраля 2019 год, а используют ЭДО только несколько крупных сетей. Как всю страну заставить перейти на ЭДО? Это самая главная проблема запуска маркировки продукции.
-Агрегация товаров в укрупленные единицы (места) производится с помощью ЭДО. Разагрегация единицы(места) продукции производится автоматически, как только вы где-нибудь примените код входящий в агрегированный комплект. Например: продав пачку, автоматически коробка с сигаретами разагрегируется на 50 блоков, а тот блок, из которой была пачка, разагрегируется до 10 пачек. Это кстати круто.
4. Розничная сеть.
-с 01.07.2019 розничные продавцы должны, продавать маркированную продукцию только с использованием POS систем, способные отсканировать 2D DataMatrix код передать в ККМ для дальнейшей отправки в ОФД. Табачные изделия без маркировки можно продавать по старому до 01.07.2020 года.
-ККМ сам направит данные о маркировке в ОФД, а тот в ЦРПТ.
-прием табачной продукции от поставщика должен осуществляться по ЭУПД с 01.07.2020 года (с применением ЭЦП), а если вы закупаете табачные изделия от производителя напрямую, то с 01.07.2019.
-поскольку DataMatrix код включает в себя EAN13|ITF14, то сканировать при продаже предварительно ЕАН (как с алкоголем и ЕГАИС) предварительно не нужно. Сканируем сразу DataMatrix.
-разагрегируется товар также автоматически.
- номер маркированного товара, проданного через ККМ автоматически выходит из оборота.
- продажу одного и того же DataMatrix кода можно совершить несколько раз, механизм работы не предусматривает запрета пробития чека, как это реализовано в ЕГАИС. Возможно это ограничение будет реализовано как функция POS систем.
5. У покупателя есть приложение на телефоне "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК" которым можно проверить маркировку. На сегодня вместо МРЦ пачки сигарет при проверке показывается поле "Цена", а оно не всегда совпадает с МРЦ, что вводит путаницу у покупателей, и еще больше напрягает продавцов, поскольку применение стимулирующих скидок для продажи табачных изделий законом запрещены. Жалобы направляли в ЦРПТ, но воз и ныне там.
А ТЕПЕРЬ ПРОБЛЕМЫ И ОПАСЕНИЯ:
а) законом не запрещено продавать между организациями товар за наличный расчет УПД+ЧЕК ККМ, при этом табачные изделия не выходят из оборота, а остаются в обороте. ЦРПТ говорят, что знают об этом, но решение предлагают совершенно некорректное - "оформляйте в один день, мы будем видеть это, и возвращать товар в оборот".
б) не описаны вопросы по выявлению излишков, пересортицы, недостачи.
в) нет никаких ограничений в том, чтобы нелегалы могли скопировать товар вместе с DataMatrix кодом, и как доказывать где настоящий, а где контрафакт.
г) передача товара без перехода права собственности, комиссия, давальческое производство, изъятие по суду, продажа|уничтожение судебными приставами и др. действия, разрешенные законодательно, которые не подразумевают оформление ЭУПД. Как данные по этим операциям будут попадать в ЦРПТ.
е) что делать когда маркировка стерлась, как восстанавливать или товар в таких случаях только утилизировать? Как передавать сведения об утилизации в ЦРПТ, если маркировка не читается.
ж) в пилотный период, когда производителями тестировалось производство с пробной маркировкой (начиная от простого набора случайных цифр в DataMatrix коде, заканчивая сбоями при наладке работы оборудования для передачи данных в ЦРПТ), выпущено много миллионов пачек сигарет с нанесенной тестовой маркировкой на пачке(выглядит маркировка также, как и обычная). Такая маркировка не проходит контроль проверки в программе "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК". Все эти сигареты, легально произведены и легально ходят в обороте, конечно они могут задержаться на складах еще на несколько лет. Как потом доказывать покупателю что пачку, которую он проверяет с "левым" кодом это не контрафакт, а продукция, выпущенная в период пилотного тестирования? по дате производства что ли?
ВЫВОДЫ:
Проект маркировки хотят распространить на все товары народного потребления, в дальнейшем в планах вытеснить ЕГАИС и МЕРКУРИЙ.
МОЕ МНЕНИЕ: ЗАЯВЛЕННЫЕ ЦРПТ ЦЕЛИ - "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КАНТРОФАКТА И ЗАЩИТЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ", НА САМОМ ДЕЛЕ ЦРПТ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ. ВЕДЬ ЭТО ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ. ДАЖЕ ПРАВО ПРОДАВАТЬ ВОЗДУХ САМИ КОДЫ НЕ СТОЛЬ ИНТЕРЕСНА, КАК ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ: СБОР ДАННЫХ ОТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА, О ВСЕХ СДЕЛКАХ В ЦЕПОЧКЕ, ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДО РОЗНИЧНОГО ТОРГОВЦА СО ВСЕМИ ЦЕНАМИ, НАЦЕНКАМИ, АДРЕСАМИ, И ОБЪЕМАМИ ПО КАЖДОМУ ТОВАРУ, ДАЖЕ СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ФИО СОТРУДНИКОВ, ПОДПИСАВШИХ ЭУПД. BIGDATA. А теперь представьте, что все это собрано в одних руках.
PS/ Обладая такой информацией, ее можно не только продавать, но и ... дальше знающие поймут.
PPS/ Вспомнилась фраза: "дайте мне под контроль выпуск денег и мне уже не важно кто президент этой страны", в современном мире: "кто владеет информацией, тот владеет миром".
PPPS: Современные станки делают по 10.000 пачек в минуту. В 2017 году было продано примерно 13 млд. пачек, значит в частный карман ЦРПТ после внедрения маркировки утекут 6,5 милиардов рублей, а это только сигареты, что будет например когда вся продуктовая и легкая промышленность уйдет на такую маркировку. Для сравнения, в прошлом году выделено на поддержку малого предпринимательства примерно 11 миллиардов рублей.