Единый портал госуслуг отчитался о результатах работы за первое полугодие 2018 года. Количество пользователей растет, новые сервисы появляются, но что с удобством площадки?
Результативное полугодие
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций установило: за первое полугодие 2018 года через Единый портал госуслуг зарегистрировали почти вдвое больше заявок на получение загранпаспортов, чем за аналогичный период 2017 года – более 3 млн заявлений против 1,7 млн соответственно.
Показатели востребованности госуслуг растут и в других сферах. Так, мобильным приложением Единого портала для оформления загранпаспорта воспользовались 23% клиентов. В прошлом году возможность отправить заявку со смартфона заинтересовала лишь 10% пользователей.
Но больше всего прогресс затронул дистанционную оплату пошлины за получение загранпаспортов. В 2018 году через портал удаленный платеж провели 1,8 млн человек на сумму примерно 3,5 млрд рублей. Это почти в четыре раза больше по сравнению с прошлым годом: тогда за услугу рассчитались онлайн только 430 тыс. клиентов, которые суммарно потратили 800 млн рублей.
Очевидно, Минкомсвязи вложилось в развитие и популяризацию Единого портала госуслуг, и это действительно дало результаты. Но что с другими госуслугами, которые предоставляет платформа?
Бесплатная приманка
Единый портал госуслуг не только поддерживает существующие сервисы, но и добавляет новые. Например, в начале года появилось сразу несколько сервисов для бизнеса. Но самое значительное нововведение – подготовка площадки для проведения дистанционной переписи населения. Мероприятие запланировано на 2020 год, но уже в этом году в сибирском городе Минусинск внедрят тестовый проект. Жители населенного пункта смогут самостоятельно заполнить анкету на Едином портале госуслуг. Тем не менее, инновация не избавит от поквартирного обхода специалистов – до светлого футуристического будущего еще далеко.
Цифровизация общественной жизни на электронной переписи не заканчивается – портал позволит получить доступ к бесплатным точкам доступа Wi-Fi, построенным по федеральному проекту устранения цифрового неравенства. Теперь для подключения будет достаточно иметь учетную запись на Едином портале госуслуг. Раньше для того, чтобы воспользоваться бесплатным интернетом, было необходимо пройти идентификацию по SMS или с помощью звонка. Это, вероятно, позитивно скажется на популярности портала – у россиян появится дополнительный стимул зарегистрироваться на нем.
Проще есть куда
Чтобы популяризовать сервис госуслуг, используются разные методы. Один из них – проведение обучающих курсов. Такое мероприятие на днях состоялось в городе Балашиха. На семинаре специалисты рассказали, какие сервисы доступны на Едином портале госуслуг и как ими можно воспользоваться. Мероприятие регулярное и проводится каждый вторник.
С одной стороны, это выглядит как очередной шаг в сторону увеличения популярности Единого портала госуслуг. Но возникает резонный вопрос: неужели сервис настолько сложен, что необходимо посещать выездные мероприятия, чтобы пользоваться им?
Дмитрий Толмачев, директор МФЦ городского округа Балашиха, отметил, что курсы, в первую очередь, предназначены для старшего поколения. Но люди возрастной категории 45+ способны и самостоятельно осваивать глобальную сеть. Согласно исследованию РосИндекс компании Ipsos Comcon, наибольший прирост пользователей электронных кошельков наблюдается именно среди людей старше 45 лет. И это при том, что виртуальные деньги – куда более сложный продукт по сравнению с сервисом госуслуг.
Сейчас Единому порталу госуслуг, прежде всего, не хватает удобства в использовании. И быстрых позитивных изменений в этой области ждать не стоит – пока сервис не имеет конкуренции и фокусируется на добавлении новых возможностей, а не на решении проблем с уже имеющимися услугами, вопросы эргономики и дизайна будут оставаться на втором плане. Тем не менее, в международном рейтинге стран с лучшими государственными электронными сервисами Россия находится на 11 месте.