Исследователи компании Smithers Pira утверждают, что в ближайшие пять лет интеллектуальная упаковка начнет демонстрировать привлекательные перспективы. Новые технологии защитят потребителя от подделок, разрекламируют продукт и даже позаботятся об экологии.
Будущее уже наступает
Спрос на интеллектуальную упаковку стимулируют повышенное внимание к экологии и безопасности потребителя. Цифровая революция и перспектива широкого взаимодействия с покупателями сделают упаковочные технологии более разнообразными. До 2023 года стоимость мирового рынка этих компонентов вырастет с 5,68 до 7,60 млрд. долларов. Так как отрасль находится на начальном этапе жизненного цикла, это открывает больше возможностей для внедрения и инвестиций.
В 2017 году доли умной упаковки на мировом рынке распределились так: почти 60% приходится на маркировку продукции двумерными кодами, 36% – на использование чипов и антенн (например, в RFID-метках), 4% – другие виды умной упаковки (использование поглотителей кислорода или индикаторов свежести).
Среди тенденций в развитии упаковки выделяют несколько основных:
Вовлеченность покупателя
В качестве удачного примера внедрения умной упаковки называют сотрудничество компаний Evrythng и Zappar. Совместная разработка компаний взаимодействует с покупателем при помощи приложения дополненной реальности. Сервис реагирует на двумерные коды упаковки. При помощи активных цифровых идентификаторов метка запускает игру на смартфоне или выдает информацию о продукте: состав или срок годности. Установка приложения и его постоянное использование повышают лояльность к бренду и создают основу для длительных отношений продавец-покупатель.
Защита от подделок
QR и NFC метки уже стали обыденным явлением, позволяющим легко определить серийный номер продукта и проверить его оригинальность. Мобильные приложения делают проверку максимально простой и доступной. Конечно, производители контрафакта учатся копировать и эти высокотехнологичные идентификаторы. Однако простая технология защиты бренда дает возможность покупателю с большей уверенностью сделать выбор.
Печатная электроника
Печатная электроника – один из главных шагов в развитии умной упаковки, который удовлетворит спрос на простые и высокотехнологичные системы отслеживания и контроля продукции. Относительно дешевые инновации создают дополнительную потребительскую ценность продукта и организуют постепенный переход к концепциям интернета вещей в самых разнообразных сферах производства. Поставщики станут активнее взаимодействовать с разработчиками умной упаковки.
Пищевые отходы и пищевая энергия
Упаковывание в модифицированной газовой среде, использование поглотителей кислорода, индикаторы свежести и температуры оптимизируют расходы на упаковку. Кроме того, сократится количество отходов и нерациональное использование продовольствия.
Чем меньше продуктов выбрасывают из-за несоответствия срокам годности и некорректных условий хранения, тем меньше вред для экологии и расходов предприятия. Таким образом, выигрывает и производитель, и общественность.
Отслеживание лекарственных препаратов
В ЕС и Северной Америке на законодательном уровне начнут требовать наличия уникальных идентификаторов на пакетиках с лекарствами. В качестве метки используют двумерный матричный штрихкод, который также считывается специальным приложением.
Подобные сервисы улучшают взаимодействие с пациентом и делятся с ним важной информацией, включая рекомендации по дозировке. Системы для инъекций начнут автоматически распознавать лекарства, а врачи смогут следить за соблюдением курса лечения. После считывания информации с индивидуального пакетика с препаратом приложение озвучит голосовые инструкции для пациента.
Напомним, что в России на рассмотрение Госдумы уже внесен законопроект о тотальной маркировке лекарств.
Инновации или подорожание?
Самым насущным вопросом внедрения умной упаковки останется цена. Обычно инновации вводят в производства за счет увеличения объема продаж или сразу за счет покупателя. Если новые технологии вводятся добровольно – компания делает ставки на увеличение ценности продукта и берет расходы на себя. Но в случае законодательного принуждения производитель не заинтересован в дополнительных затратах. Таким образом, будущее внедрения умной упаковки омрачает перспектива подорожания продукции.