Третий по мощности в России
В Лаборатории информационных технологий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне собрали новый суперкомпьютер на базе серверных технологий Intel и графических процессоров Nvidia Volta. Это третий по мощности суперкомпьютер в России, модули которого разработаны отечественной компанией РСК. Его уникальность обусловлена гибридной системой вычислений, использующей процессоры нескольких видов. Компьютер назвали «Говорун», в честь советского математика Николая Говоруна, руководившего лабораторией в конце 80-х годов.«Говорун» призван решать теоретические задачи в области ядерной физики и физики конденсированных сред. Он обрабатывает результаты экспериментов со скоростью квадриллион операций в секунду и незаменим для работы над ускорительным комплексом NICA на базе ОИЯИ. С его помощью ученые планируют воссоздать кварк-глюонную плазму и барионную материю.
Белорусский аналог
В то же время, белорусские коллеги российских ученых из Национальной академии наук Беларуси разработали малогабаритный мобильный суперкомпьютер «СКИФ-ГЕО-ОФИС» для обработки больших массивов данных. В рамках проекта разрабатывается две машины: это «СКИФ-ГЕО-ЦОД», рассчитанный на аренду вычислительных мощностей заинтересованными предприятиями в стенах республиканского суперкомпьютерного центра при ОИПИ, и офисный вариант компактного суперкомпьютера «СКИФ», спроектированный для геологов.Производительность последнего составляет 15 терафлопс. Компьютер состоит из 10 модулей на базе процессоров Intel i7-6200U с графическим ускорителем и уникальной системой пассивного охлаждения. Эта разработка призвана занять промежуточную нишу между сверхмощными ЦОД и персональными компьютерами, ведь по размерам он немногим превосходит обычный офисный сервер и не требует отдельного помещения с инфраструктурой питания и системы охлаждения.
Заместитель гендиректора по научной и инновационной работе Сергей Кругликов рассказал о том, что на испытания приходят российские процессоры «Эльбрус», но Intel пока остается впереди. При этом разработку собственных процессоров он считает нерентабельной: «Импортозамещением процессоров в Беларуси, считаю, не стоит заниматься, особенно учитывая необходимые объемы для собственного рынка. Думаю, это невыгодно».
Напомним, что в начале этого года компания «Эльбрус-МЦСТ» закончила работу над новым процессором «Эльбрус-8С», близким по характеристикам серии Intel Xeon E5-2640 и AMD Opteron 6370. Работа над ним велась с 2015 года по заказу Минпромторга, при этом о сроках поставки процессоров на рынок новостей пока нет.
Перестановки в правительстве
Стало известно, что нынешний глава Минпромторга Денис Мантуров вскоре покинет свой пост и возглавит корпорацию «Ростех». Именно подведомственные ему предприятия и органы были ответственны за разработку и реализацию самых амбициозных ИТ-проектов в сфере импортозамещения. На программу «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» правительством было выделено более 170 млрд рублей.Все ли можно импортозаместить?
Наряду с явными успехами в цифровизации всей страны и внедрением новых технологий в обыденную жизнь, бизнес и государственные институты, возникают некоторые вопросы по целесообразности повсеместного импортозамещения:- Почему наши процессоры весят в два раза больше импортных, и при этом в два раза дороже?
- Почему цена офисного компьютера на базе «Эльбрус» достигает порядка 200 тыс. рублей? За эти деньги, можно арендовать небольшой ЦОД или собрать неплохую серверную.
- Почему при выделяемых бюджетах все отечественные разработки все равно строятся на базе импортных плат и модулей?
- Не подменяем ли мы понятие «собственные разработки» сборкой железа на месте по западным лицензиям? И если так, то чем это отличается от успехов азиатских компаний, делающих то же самое, но быстрее и за меньшие деньги, без привлечения каких-либо государственных инвестиций?
- И почему новейшие российские разработки ИТ-оборудования по характеристикам аналогичны зарубежным образцам пятилетней давности?
Эти вопросы указывают на сомнения в эффективности и целесообразности нынешней стратегии импортозамещения. Картина следующая: для заказчиков и производителей – импортозамещение благо. Госзаказ обеспечивает стабильной работой, хорошим финансированием, возможностью развиваться для специалистов в рамках серьезных проектов, создает рабочие места в перспективном направлении. Но для рынка и потребителей, продукт, зачастую, не соответствует современным требованиям и главное – неконкурентоспособен. Он дороже, габаритней и слабее зарубежных аналогов, и при этом находится на грани морального устаревания еще на этапе выхода в промышленное производство.
Так есть ли смысл кидать на все силы на производство «железа» в надежде «догнать и перегнать», вместо того чтобы сосредоточиться на том, что у нас правда хорошо получается, востребовано и малозатратно – на разработке и интеграции программного обеспечения?