ОАО РЖД создаст универсальный сервис – билетный агрегатор. На платформе будут представлены не только билеты на поезд, но и на автобус.
Опыт оффлайна
В кассах РЖД уже можно купить билеты на автобус. Правда, пока проект запущен экспериментально и исключительно в оффлайне.
Продажу билетов на поезд и автобус тестируют пригородные перевозчики – Северо-Западная и Московско-Тверская компании. В прошлом году они составили 110 автобусно-железнодорожных маршрутов и продали 170 тыс. единых билетов.
Новая концепция
Инсайдеры утверждают, что у РЖД есть утвержденная концепция развития перевозок с использованием автобусов. Документ, созданный в 2018 году, не афишировали.
У «Коммерсанта» есть копия этого документа. В нем оборот рынка перевозок только пригородного и межрегионального уровня оценивается в 300 млрд рублей.
В пресс-службе РЖД заявили, что концепцию не утверждали, не выносили на совет директоров, и вообще документ неактуален. В то же время представители компании признали, что компания занимается созданием нового сервиса, одна из функций которого – агрегатор продажи автобусных билетов.
Стандарт по комплексному обслуживанию разных видов транспорта уже утвердили. Также составили список остановок и вокзалов, которые обладают потенциалом для развития перевозок по единому билету (на автобус и поезд).
Окно возможностей
В концепции детально рассматривается финансово-экономическая модель платформы. Авторы оценили состояние рынка перевозок и оценили возможные риски.
Разработчики предложили разделить проект на два этапа, но границы каждого из них не описали. Однако в финале РЖД или «дочка» холдинга сможет управлять расписанием, маршрутами и местами, а также консолидировать мощности перевозчиков.
Авторы документа признали, что рынок перевозок сильно фрагментирован. К тому же доля серых перевозчиков составляет, по разным оценкам, 10-23%. Давит на рынок и наличие райдшеринговых сервисов (к примеру, BlaBlaCar) и личного транспорта.
Но если внести изменения в регуляторное поле и консолидировать усилия, для РЖД появится окно возможностей. Поэтому платформа имеет смысл.
Масштабы разработки
Универсальная платформа позволит нарастить долю продаж билетов в интернете. Разработкой занимается ООО «Инновационная мобильность», заявил Борис Лоран, глава ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны». Это зависимая от РЖД компания, но формально 51% ООО принадлежит АО «ФПК-Логистика», остальная часть – компании «Онэлия».
Разработка пока существует лишь на бумаге, заметил Лоран. А вот ООО «Автопасс», дочернее предприятие Центральной пригородной пассажирской компании, еще летом представил рабочий прототип аналогичной платформы.
Создание и запуск нового билетного агрегатора, согласно концепции, обойдется в 100 млн рублей. Цифра предварительная, но вложения, по словам авторов идеи, себя оправдают.
Директор по маркетингу сервиса OneTwoTrip Алексей Теплов отметил, что платформа от РЖД действительно способна обеспечить развитие рынка онлайн-продажи билетов на автобусы. Сейчас оффлайн занимает 90-97% рынка, и это гораздо больше, чем в США и странах Европы.
Теплов оценил разработку сервиса в 30-100 млн рублей. Все зависит от функций, которые получит платформа.