Компания Tele2 оборудовала точки автоматической реализации сим-карт на пяти станциях московского метро. Число абонентов, подключившихся к сети таким способом, вдвое превышает показатели салонов.
Паспорт – анфас – распишитесь – получите
Симкоматами оборудованы станции: «Арбатская», «Курская», «Комсомольская», «Павелецкая» и «Пушкинская». По словам представителей оператора, одна автоматическая точка реализации сим-карт позволяет экономить 1 млн рублей ежегодно: сокращаются затраты на зарплату сотрудников и аренду помещений для салонов связи.
Терминал, оборудованный биометрической системой, снижает издержки при подключении. Платить вознаграждение сторонним дилерам, реализующим сим-карты, больше не требуется. Объем затрат на оборудование одной автоматической точки не уточняется, но специалисты оценивают расходы на производство и установку в 500 тыс. рублей.
Воспользовавшись симкоматом, клиент может получить следующие услуги:
- сим-карту, заказанную онлайн;
- детализацию платежей в электронном формате;
- выбор тарифа и абонентского номера.
Аппараты распознают три языка: русский, английский и китайский. Клиент, которого нет в базе, прикладывает открытый на странице с фотографией паспорт к сканеру. Затем 3D-камера фотографирует будущего абонента, а специальная программа анализирует изображение клиента и фотографии на предмет идентичности.
После получения положительного результата клиент прикладывает к сканеру страницу паспорта с личными данными, а симкомат, распознав текст, готовит договор. Абонент, принимая условия, ставит в специальном окошке электронную подпись, которая сравнивается с оригиналом в паспорте, и забирает из аппарата сим-карту.
Биометрическая система как инструмент борьбы за клиента
Терминалы для реализации сим-карт устанавливались и раньше, например, у МТС около 30 симкоматов, однако их услугами могут воспользоваться только уже зарегистрированные пользователи, а паспортные данные будущих абонентов все равно приходится фиксировать человеку.
Компания Tele2 первой запустила пилотный проект симкоматов с биометрической системой распознавания лиц. Накануне старта Чемпионата мира по футболу симкоматы установили в аэропортах «Внуково» и «Домодедово». За четыре месяца работы аппаратами Теле2 воспользовались граждане 95 стран мира. Основной компонент системы – сканер для документации Penta Scanner Cube компании Sensis, продукцией которой пользуются сотни стран мира.
Нарастающая конкуренция
В июне глава «Сбербанка» Герман Греф объявил о намерении продвигать сотового оператора «Поговорим» в 20 регионах страны. Сейчас оператор (структура «Сбербанка») функционирует только в Петербурге и Москве. В планах – установка симкоматов в аэропортах столиц республик и областей. Географическая конкретизация намечена на осень текущего года. В течение двух последующих лет планируется привлечь в «Поговорим» до 3 млн абонентов.
Другие операторы пока изучают возможность внедрения в свои структуры симкобанков, причем не все считают это направление перспективным. Например, представитель «Тинькофф мобайл» заявил: «Изучив направление, в компании пришли к выводу, что на данном этапе такой формат нецелесообразен».
Главная проблема в том, что на территории России эпоха активного подключения к ведущим мобильным операторам закончилась. Практически каждый житель России – абонент той или иной сети. Прирост клиентов лидерам отечественного рынка могут дать только иностранцы. Именно этим в первую очередь обусловлена установка симкоматов в аэропортах и метрополитене – местах наибольшего сосредоточения иностранных граждан.