Опубликовано постановление правительства о проведении эксперимента по маркировке парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук и кожных антисептиков – дезинфицирующих средств.
Цели эксперимента
Согласно постановлению, эксперимент продлится с 1 августа 2021 по 31 августа 2022 года. Маркировка коснется следующих товаров по коду ОКПД2:
- 20.20.14.000 – антисептики;
- 20.42.15 – парфюмерно-косметическая продукция.
Цели эксперимента:
- определить и согласовать с уполномоченными органами, производителями, импортерами, оптовыми и розничными продавцами перечень сведений о товаре, которые однозначно могут определить каждую единицу товара;
- протестировать возможность наносить маркировку на антисептики и гигиенические средства, а также состава содержащийся в коде маркировки информации.
- проверить эффективность маркировки в борьбе с незаконным ввозом, производством и распространением гигиенических средств и антисептиков, а также повысить собираемость налогов и таможенных сборов;
- организовать эффективное взаимодействие органов власти, включая контролирующие органы с участниками оборота;
- оценить эффективность информационной системы маркировки, оценить возможность ее интеграции с государственными информационными системами;
- провести первоначальное наполнение национального каталога данными о товарах, участвующих в эксперименте.
По завершению эксперимента будут разработаны предложения с изменениями в законодательство, регламентирующее оборот антисептиков и гигиенических средств. Также будет проведена оценка целесообразности обязательной маркировки этих товаров, исходя из имеющихся технических решений.
Участники эксперимента
В постановлении указаны следующие участники маркировки:
- Уполномоченные органы: Министерство промышленности и торговли, Минцифры, Министерство здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная налоговая и таможенные службы, Федеральная служба по защиты прав потребителей, Федеральная служба по аккредитации. Уполномоченные органы должны обеспечить взаимодействия собственных информационных систем с системой маркировки. Также они должны учитывать сведения, которые передают участники эксперимента в ИС маркировки, в том числе по информации размещаемой в национальном каталоге.
- Оператор информационной системы (ЦРПТ) – до 1 сентября 2021 г. должен разработать требования к информационной системе и к обеспечению защиты информации, содержащейся в этой системе.
- Минпромторг – координирует создание и функционирование информационной системы маркировки. До 1 октября 2021 года ведомство должно разработать и согласовать с уполномоченными органами методические рекомендации и план-график по проведению эксперимента. Также в этот срок Минпромторгу нужно утвердить требования к информационной системе и требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в ней. И в итоге, совместно с уполномоченными органами провести оценку эксперимента и представить доклады в правительство в срок до 1 февраля 2022 года и до 1 августа 2022 года.
Участники оборота участвуют в эксперименте добровольно. Производителям на время участия в эксперименте будет бесплатно предоставлено оборудование для нанесения кодов маркировки на продукцию.
Для чего нужна маркировка антисептиков
По данным исследований, только в апреле прошлого года в шесть раз выросло производство кожных антисептиков с 45 до 300 тысяч литров в сутки. Рост объемов продаж, а следовательно производства и импорта связан с появлением коронавирусной инфекции и вводом требований по санитарно-эпидемиологической безопасности для организаций. При этом почти половина оборота этих изделий приходится на долю нелегального оборота. Это связано с приходом на рынок новых производителей и импортеров, которые в условиях высокого спроса выпускают некачественную продукцию и без разрешения на производство антисептиков. Введение маркировки в таких условиях, как показывает опыт других товарных групп, ведет к снижению доли контрафакта.
Как поясняет эксперт: при производстве антисептиков основным дезинфицирующим веществом является спирт. При нелегальном производстве содержание спирта никем не контролируется. Следовательно на рынок попадают антисептики с минимальным содержанием спирта, которые не выполняют функцию обеззараживания. Введение маркировки позволит потребителям быть уверенными, что купленный товар произведен легально и является качественным.
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.