ФНС России начинает поэтапный отказ от приема обращений через операторов ЭДО из-за несоответствия формата современным стандартам цифровизации. Вместо операторов налогоплательщики должны использовать для обращений общедоступные сервисы.
Альтернативные цифровые каналы для обращений
Налогоплательщики могут направлять обращения через следующие сервисы: федеральную систему «Платформа обратной связи» ЕПГУ, личный кабинет налогоплательщика, а также иные электронные ресурсы. Допускается подача обращений по утвержденным форматам и в свободной форме.
Преимущества перехода
Применение общедоступных цифровых каналов обеспечит:
- единую точку входа для всех обращений;
- автоматизацию обработки;
- прозрачность контроля сроков рассмотрения в соответствии с законом № 59-ФЗ.
Порядок и сроки ответов на обращения
Закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обеспечивает прозрачность через четкие сроки, обязательность ответа и публичную отчетность, а также контроль со стороны надзорных органов.
Сроки рассмотрения обращений
- 30 дней – стандартный срок для рассмотрения письменного обращения со дня его регистрации;
- 20 дней – сокращенный срок для обращений, связанных с нарушениями в сфере миграции, направленных высшему должностному лицу субъекта РФ.
Гарантии соблюдения сроков. Органы власти обязаны дать письменный ответ по существу, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, анонимные или нечитаемые обращения). Ответ направляется на бумажном носителе почтой или в электронном виде, если обращение было подано онлайн.
Контроль и ответственность. Государственные органы обязаны анализировать обращения и устранять причины нарушений прав граждан. За нарушение сроков или порядка рассмотрения предусмотрена административная ответственность.
Прозрачность. Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц (например, жалобы на судебные решения), могут публиковаться на официальном сайте органа власти с соблюдением конфиденциальности.
Этапы отказа от операторов ЭДО
Федеральная налоговая служба запланировала плавный переход:
- с 1 июля 2025 года максимальный размер файлов для передачи обращений по ЭДО сокращается с 5 Мб до 1 Мб;
- с 1 октября прекратится применение специализированных приложений для этого формата электронного документооборота;
- с 1 ноября полностью прекратится прием обращений через операторов ЭДО.
Какие налоговые сервисы продолжат работать через ЭДО
Другие услуги налогового администрирования, доступные через ЭДО, останутся без изменений. В этот перечень входит:
- Сдача отчетности. Налоговые декларации (НДС, налог на прибыль, НДФЛ и др.), бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах).
- Обмен документами с ФНС России. Требования и уведомления от налоговой.
- Акты сверок и пояснения по проверкам. Документы взаиморасчетов для выявления расхождений и их устранения, комментарии по налоговому контролю, бухучету и др.
- Электронные счета-фактуры. Оформление и подписание ЭСФ в рамках НДС, ведение журналов полученных и выставленных счетов-фактур.
- Корректировка данных. Уточненные декларации и заявления.
- Запросы справок. Получение выписок из ЕГРН, справок об отсутствии задолженности.
- Электронные подписи. Оформление и обновление КЭП для юридических лиц и ИП.
- Машиночитаемые доверенности. Оформление, отзыв, подписание и проверка цифровых доверенностей для подтверждения полномочий физлиц, в том числе, для сдачи отчетности.
- Все госорганы без доплат: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР, РПН, ФТС, Банк России
- Встроен в 1С. Знакомый интерфейс и отчеты в один клик.
- Выгрузки ЕГРЮЛ. Неограниченное количество официальных выписок.