Мы уже неоднократно поднимали тему введения обязательной маркировки нескольких категорий товаров. Вопрос насущный и неоднозначный: как маркировать, что маркировать, каким образом, и главное – за чей счет?
Представители ЦРПТ обнадеживают пилотными проектами
Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин считает, что проведение пилотных проектов даст возможность внедрить маркировку товаров без срыва бизнес-процессов производителей.В обсуждении вопроса также приняли участие представители Минпромторга, Союз участников потребительского рынка, Российский союз производителей соков, Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, Национальный союз мясопереработчиков, Союз российских пивоваров и представители компаний Mars, Nestle Russia, Loreal, «Балтика», Heineken.
«Мы готовы встретиться с любым участником рынка, с ассоциациями, и рассказать, как устроена единая система маркировки и прослеживаемости», – отметил Дубин. В качестве предпочитаемого формата был назван двухмерный код стандарта Data Matrix.
«Выбор этой технологии обусловлен, в частности, возможностью проверки кода на розничной кассе стандартным сканером даже в оффлайн-режиме, благодаря функционалу фискального накопителя», – объяснил представитель ЦРПТ.
Стоимость внедрения будет определяться правительством РФ, и по предварительным расчетам составит около 50 копеек за каждый код.
По мнению представителей ЦРПТ и государства, подобные обсуждения должны помочь бизнесу смириться с мыслью о безальтернативности введения маркировки и подготовиться к ее внедрению посредством вышеупомянутых пилотных проектов. Власти хотят облегчить переход на новую систему ее поэтапным введением. А заодно изучить на практике возможные недочеты и издержки. Но что думают на этот счет производители?
Потребители и производители не верят в целесообразность
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что обязательная маркировка товаров не обеспечит серьезных поступлений в бюджет. Так как проект реализует частная компания, конечный выгодополучатель от нововведения неочевиден.В ходе круглого стола «Обязательная маркировка товаров. Мифы и реальность» первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Олег Николаев отметил, что «опасения связаны с разными аспектами – начиная от нагрузки на бизнес, заканчивая, вообще, вопросами целесообразности многих предприятий».
Беспокойство также вызывает и снижение спроса в связи с удорожанием продукции, которое будет вызвано дополнительными расходами на маркировку.
Президент ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук заметил: «Россия, как член Евразийского экономического союза, принимая данную меру в одностороннем порядке, создает серьезный барьер для международной торговли, препятствуя притоку товаров из других государств, где такой меры нет». И высказал предложение ввести добровольную маркировку в качестве защиты от контрафактной продукции.
Сложности также грозят мелким и средним компаниям, которые ориентируются на последние тенденции в производстве косметики и парфюмерии, они будут вынуждены сокращать продуктовые линейки, что негативно скажется на ассортименте рынка.
Новое оборудование в помощь
В то же время пресс-центр оператора системы обязательной маркировки товаров обещает расширить ассортимент оборудования для маркировки до 10 устройств.«Программа локализации оборудования для маркировки дала свои плоды. В подтверждение этого мы увеличиваем свои компетенции и расширяем линейку оборудования до 10 моделей», – заявил директор по развитию новых направлений бизнеса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти. В частности, среди новой техники будут представлены машина для сериализации продукции и роботизированный кейс-пакер.
Конфликт интересов или продуктивное сотрудничество?
Что мы имеем в итоге:- Налогообложение, борьба с контрафактом, контроль оборота товаров на рынке и качества продукции – далеко не полный список задач, которые должна решить обязательная маркировка товаров для государственных органов.
- Усложнение и удорожание производства, а также снижение спроса и проблемы при введении новых линеек товаров – основные опасения производителей.
- Подорожание и уменьшение ассортимента – главные причины недовольства потребителей.
- Новые расходы, проблемы ввоза и сертификации – головная боль импортеров.
Участники открытого диалога в поисках комплексного подхода к проблеме постепенного внедрения новых технологий должны прийти к компромиссу в спорных вопросах.
Им необходимо решить, как:
- добавить реальную статью дохода в бюджет, не опустошив кошелек покупателя и не обанкротив так необходимые сейчас отечественные производства;
- ввести эффективную систему контроля качества, не урезав ассортимент рынка до уровня времен СССР;
- контролировать рынок и поддерживать собственное производство, не закрывая возможности для иностранных инвесторов.