В Госдуму внесен законопроект с едиными требованиями ко всем операторам электронного документооборота (ЭДО). Он дополняет Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Причина разработки законопроекта
В настоящее время в законодательстве отсутствуют единые требования к операторам электронного документооборота и к их деятельности. Это приводит к тому, что компании слабо вовлечены в электронный документооборот, снижается скорость совершения сделок и скорость оборота капитала.
Новый законопроект (id проекта 160717) установит определение самого понятия «оператор электронного документооборота»; даст список конкретных критериев, по которым юридическое лицо можно отнести к оператору ЭДО.
Правительство РФ получит полномочия по определению порядка проверки соответствия требованиям, порядка включения и исключения из реестра и правил формирования и ведения реестра.
ФНС России наделят функциями по контролю за соблюдением требований операторами ЭДО и по ведению реестра.
Что предлагает новый законопроект
Первая часть проекта – введение новой статьи 11.2 в закон № 149-ФЗ «Обмен информацией в форме электронных документов».
Работать оператором ЭДО сможет только юридическое лицо, внесенное в реестр ФНС России. Требования для вступления в реестр ФНС России:
-
Юридический статус. Быть юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ.
-
Лицензия. Иметь действующую лицензию на деятельность, связанную с шифрованием (криптографией) средств защиты информации.
-
Техническое оснащение для ЭП. Владеть аппаратными средствами электронной подписи и иметь права на использование необходимого программного обеспечения. Все средства должны быть сертифицированы ФСБ России и обеспечивать защиту от актуальных киберугроз.
-
Инфраструктура в РФ. Располагать на территории России собственной или арендованной телекоммуникационной инфраструктурой (сетями, серверами, системами хранения и обработки данных), которая гарантирует круглосуточный и бесперебойный документооборот.
-
Финансовая устойчивость. Иметь размер чистых активов не менее 500 миллионов рублей, что свидетельствует о финансовой стабильности оператора.
Оператор электронного документооборота обязан соблюдать установленные требования, которые гарантируют безопасность и легитимность процессов. Вот его ключевые задачи:
-
Защита данных. Принимать все необходимые меры для безопасности информации в электронных документах.
-
Верификация клиентов. Обеспечивать надежную идентификацию участников обмена с помощью усиленной электронной подписи или через ЕСИА.
-
Резервное копирование. Вести резервные копии базы электронных документов и хранить их 5 лет, чтобы восстановить информацию в случае сбоев или утери данных.
-
Сохранность документов. Исключать возможность несанкционированного изменения, блокировки или удаления документов, кроме случаев, прямо разрешенных законом.
-
Организация обмена. Обеспечивать бесперебойный обмен электронными документами между участниками на основании заключенных договоров.
-
Сертифицированные средства защиты. Использовать только программно-технические средства, сертифицированные ФСБ России или ФСТЭК России, для защиты от актуальных киберугроз.
-
Соблюдение нормативов и отчетность. Выполнять все установленные законодательством требования и в случае невозможности их соблюдения уведомлять ФНС России в течение 3 рабочих дней.
-
Работа с персональными данными. Обрабатывать персональные данные в строгом соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных».
-
Интеграция с государственными системами. Передавать документы и данные об операциях в государственные информационные системы в предусмотренных законом случаях.
Вторая часть проекта – поправки в Налоговый кодекс РФ. Из статей 80, 165, 169 и 198 НК РФ предлагается исключить формулировку «являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». Эта формулировка содержит действующие требования к операторам электронного документооборота.
Что ждет бизнес
Для обычных компаний и предпринимателей – пользователей услуг ЭДО – изменения должны в перспективе повысить надежность и безопасность электронного документооборота. Однако они могут привести к сокращению числа операторов на рынке и, как следствие, к снижению конкуренции и возможному росту стоимости услуг.
Сроки вступления закона в силу – не ранее 1 сентября 2027 года, что дает бизнесу значительный переходный период для подготовки к новым условиям.
- Все госорганы без доплат: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР, РПН, ФТС, Банк России
- Встроен в 1С. Знакомый интерфейс и отчеты в один клик.
- Выгрузки ЕГРЮЛ. Неограниченное количество официальных выписок.