Минпромторг подготовил правила реализации продукции с маркировкой, по которым в некоторых случаях продажа в розницу запрещена. Проверять данные о возможности продажи товара необходимо через систему мониторинга.
Для каких товаров вводится запрет
Минпромторг опубликовал проект постановления, в котором содержится перечень случаев, запрещающих продажу некоторых товаров. Ограничение может коснуться следующих товаров, подлежащих обязательной маркировке:
- табачные и никотинсодержащие изделия;
- упакованная вода;
- молочная продукция;
- пиво и слабоалкогольные напитки.
Согласно проекту постановления, розничная продажа этих товарных групп недопустима, если:
- сведения о маркировке продукции отсутствуют в информационной системе мониторинга;
- товар по статусу кода идентификации на момент проверки отмечен как выведенный из оборота;
- по статусу кода определяется, что продукция заблокирована или приостановлена для продажи по решению органов власти;
- в системе мониторинга нет данных о вводе товара в оборот;
- указан некорректный код проверки.
В остальных случаях розничная продажа не запрещена, если не нарушает другие правовые акты.
Процедура проверки на кассе
Проект постановления также обязывает компании, осуществляющие розничную продажу маркированной продукции, отслеживать попадание товара пол условия запрета. Для этого необходимо использовать сведения, полученные из информационной системы мониторинга.
Перед реализацией товара, относящегося к перечисленным выше группам, продавцу при сканировании кода маркировки на кассе необходимо провести проверку данных. Делается это при помощи электронного запроса в «Честный знак». Процедура выполняется онлайн. Каждое обращение и его результат должны быть зафиксированы и указаны в фискальном документе.
В ответ продавец получит из информационной системы данные, которые нужны для принятия решения о продаже. Необходимо убедиться, что не нарушено ни одно из пяти ограничений. Только после этого товар может быть реализован в розницу. В противном случае продажа запрещена.
Сроки начала контроля
В случае принятия постановления отслеживать данные маркировки при продаже табачных изделий предстоит с 1 марта 2024 года. Для молочной продукции и упакованной воды с 1 мая 2024 года начать проверку обязаны крупные торговые сети, прочие продавцы – с 1 сентября 2024 года. Также с 1 марта требования действуют в отношении пива и слабоалкогольных напитков в кегах, для товара в потребительской упаковке – с 1 ноября 2024 года.
Продавец вправе начать отслеживать запрет розничной продажи до указанных дат, если необходимый функционал уже поддерживается системой маркировки.
Мы подобрали актуальные программные продукты
для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.