Министерство цифрового развития совместно с представителями бизнеса разработало пояснения о том, как компании могут получить положенные льготы из-за проведения налогового маневра.
Вопросы без ответа
Внесение изменений в Налоговый кодекс ради поддержки ИТ-отрасли в условиях пандемии было инициировано еще в 2020 году. Однако у отечественных высокотехнологичных компаний до сих пор возникают вопросы, касающиеся получения льгот. С просьбой разъяснить особенности применения преференций в правительство обратилась Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) в декабре прошлого года.
Минцифры сформировало рабочую группу, которая начала проработку этого вопроса. Секретарь организации Александр Журавлев объяснил, что главная проблема, с которой столкнулись ИТ-компании – разное наименование одних и тех же услуг. В качестве примера он приводит термины «сопровождение программ», «техническая поддержка» и «исправление ошибок», которыми называют один и тот же род деятельности. Поэтому целью рабочей группы стало устранение подобных неоднозначных трактовок, чтобы достичь взаимопонимания между бизнесом, налоговым ведомством, исполнительными и судебными органами.
Налоговый маневр предполагает снижение стандартной ставки налога на прибыль с 20% до 3%, а также уменьшение страховых взносов с 14% до 7,6%. Замглавы Минцифры Максим Паршин отметил, что льготами начали пользоваться примерно 6 тыс. компаний, что говорит о востребованности подобных преференций.
Ожидания ИТ-бизнеса
Андрей Шолохов, заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами, уточнил, что применяемые в налоговых поправках термины достаточно специфичны для государства. Это привело к тому, что ИТ-компании разделились на несколько групп: тех, кто может законно получить льготы, и кто лишен такого права. В последнюю категорию также попал бизнес, который, по идее законотворцев, должен иметь возможность воспользоваться налоговым маневром, но не может сделать этого из-за несоответствия по формальным критериям.
Наталия Агафонова, гендиректор «Р7-Офис», полагает, что разъяснения Минцифры не позволят большему числу компаний получить льготы. Однако подготовленный ведомством документ поможет избежать искусственного сокращения числа организаций, уже имеющих преференции, по причине формальной трактовки терминологии ранее заключенных договоров.
Игорь Кириченко, исполнительный директор и член совета директоров Naumen, отмечает, что в России не существует единого закона, регламентирующего работы по разработке и применению приложений и баз данных. Поэтому в будущем понадобится вносить соответствующие изменения и в Налоговый кодекс, убежден эксперт.