Скоро начнет действовать статья Налогового кодекса, разрешающая налоговым органам требовать информацию о проверяемых компаниях у аудиторов.
Аудиторы анализируют состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе специального контракта. Заниматься аудитом в РФ имеют право лишь компании или частные лица, включенные в специальный реестр. Как штатные, так и индивидуальные аудиторы должны иметь квалификационный аттестат. Подробнее см. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Краткое содержание
С 1 января 2019 года вступит в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Он добавляет в НК статью 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)», а также дополняет статью 82 «Общие положения о налоговом контроле».
Новая статья НК позволит должностным лицам ФНС требовать у аудиторской организации (или индивидуального аудитора) документы и сведения, полученные ими в ходе профессиональной деятельности. Однако не во всех ситуациях.
Налоговики вправе запрашивать у аудиторов документы:
- При проведении выездной налоговой проверки либо проверки налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами – если проверяемое лицо не представило необходимую информацию в установленном порядке в налоговый орган. При этом могут быть истребованы документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты налогов (сборов, взносов). Взаимозависимыми называют лица или организации, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности.
- При поступлении в отношении аудируемого лица запроса от компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ). В запросе может содержаться запрет на информирование самого лица о передаче касающейся его информации.
Основанием для требования документов у аудитора является (внимание!) специальное решение руководителя ФНС России или его заместителя, копия решения должна прилагаться к требованию. Аудиторы обязаны предоставить сведения в налоговую в 10-дневный срок.
Во всех случаях, кроме запрета в запросе иностранного государства, аудиторы имеют право сообщить своему клиенту о том, что налоговики требуют документы по его деятельности, и о факте передачи документов.
Уточнения от Минфина
Информационное сообщение Минфина от 3 августа 2018 г. № ИС-аудит-23 конкретизирует: налоговым органам будет предоставлен доступ к документам и сведениям, ранее составлявшим аудиторскую тайну.
В сообщении раскрываются подробности процедуры.
Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором при оказании следующих услуг:
- аудит;
- сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, др.);
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Требовать документы должен налоговый орган по месту учета аудитора. Если проводится проверка, требование направляется аудитору только после того, как истечет срок представления документов налогоплательщиком. Как же налоговые инспекторы узнают, какому аудитору направлять запрос? Предполагается, что сам проверяемый сообщит о месте хранения документов. Иначе в ФНС самостоятельно определят налоги расчетным путем (подп.7 п. 1 ст. 31 НК).
Аудитора, отказавшегося дать сведения налоговикам, либо предоставившего неверные данные, ждет штраф 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 126 НК), а если он сделал это повторно – 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 129.1 НК).
Минфин призывает аудиторов заранее определить порядок своих действий на случай поступления требований от органов ФНС, а также проинформировать клиентов по данному вопросу.
А как же аудиторская тайна?
В своем информационном сообщении Минфин подчеркивает неизменность режима аудиторской тайны и соблюдения прав аудитора. Министерство ссылается на часть 4 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которой передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, не является нарушением аудиторской тайны.
Кроме того, в сообщении перечисляются меры, которые должны гарантировать аудиторскую тайну:
-
налоговый орган может истребовать у аудитора лишь те документы и в тех случаях, которые прямо указаны в статье 93.2 НК;
-
правом истребовать документы у аудитора наделен ограниченный круг должностных лиц налоговых органов;
-
истребование документов у аудитора возможно исключительно на основании решения высших должностных лиц ФНС России;
-
истребование документов у аудитора возможно лишь при соблюдении всех установленных требований к данной процедуре.
Заметим, что пункт 2 не разъясняется, по крайней мере, публично. Непонятно, какие должностные лица вправе требовать документы у аудиторов, или по каким признакам будет определяться их «ограниченный круг».
Информационные технологии остались за кадром
Ни федеральный закон, ни информационное сообщение Минфина не регламентируют порядок предоставления затребованных сведений в электронном виде.
Сообщение подробно описывает лишь «бумажный» порядок: документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных аудитором копий; все листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты. Их можно передать непосредственно в налоговый орган либо отправить по почте заказным письмом.
О данных на электронных носителях ничего не сказано.
Ранее мы писали о случае, когда налоговики в решение по итогам проверки включили сведения из базы 1С (причем, касающиеся другого юрлица), а суды трех инстанций не сочли это разглашением тайны. Интересно, появятся ли судебные дела после вступления в силу статьи НК об истребовании информации у аудиторов.