Новый федеральный закон установил общие правила для маркетплейсов

Новый федеральный закон установил общие правила для маркетплейсов
12.08.2025
1290

31 июля в России приняли федеральный закон № 289-ФЗ. С 1 октября 2026 года он будет регламентировать работу маркетплейсов, правовые основы для цифровых платформ, правила отношений между операторами, партнерами и пользователями.

Ключевые цели и сфера применения

Закон преследует несколько важных целей:  

  1. Создание безопасной цифровой среды для повышения доступности товаров и услуг, развития предпринимательства и конкуренции.  
  2. Обеспечение баланса интересов всех участников платформенной экономики, гарантия соблюдения прав юридических и физических лиц.
  3. Развитие предпринимательства и поддержка малого и среднего бизнеса.  
  4. Упрощение доступа участников к цифровым каналам торговли и оказания услуг.
  5. Установка единых требований к организации и работе маркетплейсов.

Действие закона распространяется на посреднические цифровые платформы, но исключает аудиовизуальные сервисы (например, онлайн-кинотеатры, стриминговые площадки), финансовые организации и государственные информационные системы.  

Основные понятия и требования к платформам

Закон вводит четкие определения всех ключевых терминов. Среди них:

  • цифровая платформа – информационная система, обеспечивающая взаимодействие пользователей для продажи товаров или оказания услуг;
  • оператор платформы – организатор взаимодействия между партнерами и пользователями (юрлицо или ИП);
  • партнер (продавец или исполнитель) – юридическое или физическое лицо, продающее товары или оказывающее услуги через платформу;
  • пользователь – приобретает на платформе товары и услуги с помощью функционала платформы.

Владельцы платформ обязаны обеспечивать прозрачность, равный доступ и защиту данных, а также соблюдать антимонопольные требования.  

Особое внимание уделяется:  

  • защите прав потребителей;
  • соблюдению антимонопольного законодательства;
  • контролю за иностранными операторами, которые обязаны соблюдать российские нормы.  

Кто контролирует соблюдение закона

Согласно федеральному закону № 289-ФЗ за его исполнением проследят федеральные органы власти: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роспотребнадзор, Роскомнадзор.

Правительство РФ наделено полномочиями по установлению:

  • дополнительных критериев отнесения к посредническим платформам;
  • порядка ведения реестра цифровых платформ;
  • правил проверки информации о партнерах;
  • порядок информационного взаимодействия налоговых органов с операторами платформ;
  • требований к карточкам товаров.

Плановые проверки исключаются, основной акцент ставится на досудебное урегулирование споров, предусмотрены специальные меры для иностранных операторов.

Закон вступает в силу с 1 октября 2026 года.

Все необходимое для работы с маркетплейсами – в нашей подборке

Если вам удобнее смотреть новости в телеграме, то вот наша группа – ИНФОСТАРТ.

Автор:

См. также

В Госдуму внесли законопроект изменений в Налоговый кодекс РФ. Если его примут, расходы на медстраховку для зарубежных командировок не нужно будет облагать НДФЛ и страховыми взносами.

вчера в 13:00    107    user2146402    0       

1

С 2026 года ИП на патенте вероятно ждут серьезные изменения: планируется снизить лимит дохода, урезать список доступных видов деятельности и упростить перерасчет налога. Предпринимателям важно учесть новые правила заранее.

03.10.2025    481    user2146402    0       

3

В Госдуму внесен законопроект с едиными требованиями ко всем операторам электронного документооборота (ЭДО). Он дополняет Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

01.10.2025    511    user2146402    0       

2

Правительство планирует отменить льготу по НДС на покупку отечественного программного обеспечения. Решение связано с необходимостью сбалансировать бюджет, несмотря на значимость поддержки ИТ-отрасли для экономики страны.

30.09.2025    4688    AnastasiaKl    2       

17

Осенью начинаются два эксперимента по маркировке. Они коснутся товаров для дома, интерьера, а также санитарно-гигиенических предметов и хозяйственных товаров.

29.09.2025    621    user2146402    0       

3

Сейчас льготная ставка страховых взносов для ИТ-компаний равна 7,6%. Такой процент был установлен в 2021 году и действует уже почти 5 лет. Теперь правительство запланировало его повышение.

29.09.2025    783    AnastasiaKl    0       

2

Минфин России внес в правительство пакет законопроектов, в их числе – изменения в Налоговый кодекс. Расскажем о них подробнее и о том, к чему готовиться предприятиям и бизнесу в 2026 году.

26.09.2025    879    Alice_Brineva    0       

3

Правительство РФ подготовило изменения для правил маркировки пяти групп товаров. В случае принятия проекта «Честный ЗНАК» будет проверять данные производителей на достоверность.

24.09.2025    589    user2146402    0       

3
Инфостарт бот
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация
Tech Event