31 июля в России приняли федеральный закон № 289-ФЗ. С 1 октября 2026 года он будет регламентировать работу маркетплейсов, правовые основы для цифровых платформ, правила отношений между операторами, партнерами и пользователями.
Ключевые цели и сфера применения
Закон преследует несколько важных целей:
- Создание безопасной цифровой среды для повышения доступности товаров и услуг, развития предпринимательства и конкуренции.
- Обеспечение баланса интересов всех участников платформенной экономики, гарантия соблюдения прав юридических и физических лиц.
- Развитие предпринимательства и поддержка малого и среднего бизнеса.
- Упрощение доступа участников к цифровым каналам торговли и оказания услуг.
- Установка единых требований к организации и работе маркетплейсов.
Действие закона распространяется на посреднические цифровые платформы, но исключает аудиовизуальные сервисы (например, онлайн-кинотеатры, стриминговые площадки), финансовые организации и государственные информационные системы.
Основные понятия и требования к платформам
Закон вводит четкие определения всех ключевых терминов. Среди них:
- цифровая платформа – информационная система, обеспечивающая взаимодействие пользователей для продажи товаров или оказания услуг;
- оператор платформы – организатор взаимодействия между партнерами и пользователями (юрлицо или ИП);
- партнер (продавец или исполнитель) – юридическое или физическое лицо, продающее товары или оказывающее услуги через платформу;
- пользователь – приобретает на платформе товары и услуги с помощью функционала платформы.
Владельцы платформ обязаны обеспечивать прозрачность, равный доступ и защиту данных, а также соблюдать антимонопольные требования.
Особое внимание уделяется:
- защите прав потребителей;
- соблюдению антимонопольного законодательства;
- контролю за иностранными операторами, которые обязаны соблюдать российские нормы.
Кто контролирует соблюдение закона
Согласно федеральному закону № 289-ФЗ за его исполнением проследят федеральные органы власти: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роспотребнадзор, Роскомнадзор.
Правительство РФ наделено полномочиями по установлению:
- дополнительных критериев отнесения к посредническим платформам;
- порядка ведения реестра цифровых платформ;
- правил проверки информации о партнерах;
- порядок информационного взаимодействия налоговых органов с операторами платформ;
- требований к карточкам товаров.
Плановые проверки исключаются, основной акцент ставится на досудебное урегулирование споров, предусмотрены специальные меры для иностранных операторов.
Закон вступает в силу с 1 октября 2026 года.