В рамках продолжения реформы электронных подписей правительство выпустило три постановления по использованию машиночитаемых доверенностей. Эксперимент по использованию МЧД начался 1 марта и завершится в конце 2022 года.
Эксперимент стартовал
С 1 марта организации могут выдавать электронные подписи (ЭП) на физических лиц с приложением к ним машиночитаемой доверенности (МЧД).
МЧД – это электронный документ, который удостоверяет право сотрудника подписывать ЭП документы от лица своей организации. В МДЧ также указан перечень полномочий, которые руководитель доверяет этому сотруднику.
До конца 2022 года использование машиночитаемой доверенности является добровольным.
Для внедрения механизмов использования МЧД правительство опубликовало несколько постановлений.
Постановление о правилах предоставления данных о полномочиях физлиц
Постановление №222 от 21 февраля 2022 действует с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.
Согласно постановлению, данные о полномочиях физических лиц предоставляются в электронной форме из следующих информационных систем:
- информационной системы головного удостоверяющего центра;
- информационной системы, в которой подписан и из которой направляется пакет электронных документов;
- из информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра и аккредитованной доверенной третьей стороны;
- оператора электронного документооборота.
Обращение на предоставление данных оформляется через электронный запрос оператору информационной системы, в которой размещен документ о полномочиях.
Постановление об использовании электронных доверенностей
Постановление №223 от 21 февраля 2022 года регламентирует требования к порядку хранения, использования и отмены электронных доверенностей. Документ вступил в силу 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года. Постановление состоит из трех частей. Первая часть содержит требования к хранению доверенности.
Электронная доверенность может храниться:
- в головном удостоверяющем центре;
- в аккредитованных удостоверяющих центрах, а также информационных системах аккредитованных третьих сторон;
- у операторов электронного документооборота;
- в информационных системах, в которых подписан, и из которых направляется электронный документ;
- в государственных системах госорганов.
Размещается доверенность для хранения в системах следующим образом: лицо, выдавшее доверенность, отправляет её в одну из организаций, имеющих право хранить доверенности. Оператор информационной системы, в которую поступила доверенность фиксирует дату и время получения доверенности, затем формирует подтверждение о получении доверенности, подписывает его и отправляет доверителю. После получения доверенности все операторы направляют информацию в головной удостоверяющий центр госуслуг. Таким образом все данные о выписанных электронных доверенностях будут стекаться к одному государственному оператору.
Вторая часть постановления относится к использованию доверенности. Доверенность может быть как в пакете с электронным документом, так и запрашиваться отдельно. После получения данных о доверенности будет проходить проверка полномочий представителя, указанного в доверенности и проверка УКЭП доверителя.
Схема использования МЧД
В третьей части постановления описываются требования к порядку отмены доверенности. Для отмены доверенности доверитель должен направить заявление в систему, где хранится электронная доверенность. Если доверенность хранится в головном удостоверяющем центре, то заявление об отмене направляется через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Постановление по вопросам порядка представления доверенностей
Постановление №224 от 21 февраля 2022 утверждает требования к нормативным правовым актам органов власти по вопросам порядка представления доверенностей. В требованиях регламентируется, что нормативные документы должны описывать следующие способы представления доверенностей:
- из информационной системы головного удостоверяющего центра;
- из информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра;
- из информационной системы аккредитованной доверенной третьей стороны;
- из информационной системы оператора электронного документооборота;
- из информационной системы, в которой подписан и из которой направляется электронный документ;
- из информационной системы федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Эти данные нужно передавать при запросе доверенности, которая не входит в пакет электронных документов.
Также в постановлении указано, что при получении электронной доверенности операторы информационных систем должны незамедлительно передать следующие данные в головной удостоверяющий центр:
- дата совершения доверенности;
- номер доверенности;
- сведения о доверителе;
- сведения о представителе.
Постановление также вступило в силу 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.