Правительство утвердило новые правила маркировки алкоголя федеральными специальными марками (ФСМ).
Согласно изменениям, с 1 января 2021 года использование акцизных марок прекращается. На импортный и отечественный алкоголь будут наноситься только ФСМ, а выдачей марок займется Росалкогольрегулирование.
Что будет с акцизом
ФСМ, как и акцизная марка, – документ государственной отчетности. Раньше такими марками «помечали» только алкоголь российского производства, а на импортный продукт наносили акцизы. Выдачей акцизов занималась Федеральная таможенная служба (ФТС).
В отличие от акцизов, ФСМ напрямую не связывали с уплатой «алкогольных» налогов в бюджет страны. Такая марка на бутылке с алкоголем подтверждает легальность его производства и оборота на территории России.
ФТС продолжит выдавать акцизные марки вплоть до 31 марта 2021 года, по заявлениям, полученным в 2020 году. Ввоз продукции с акцизными марками разрешен до 31 декабря 2021 года. Продукция, которая находится в обороте, разрешена к закупкам, поставкам и розничным продажам до истечения своего срока годности.
Как правильно клеить ФСМ, и сколько это стоит
Новые правила устанавливают цену на ФСМ – 1890 рублей за тысячу штук без учета НДС. Цена включает расходы по изготовлению и доставке марок, а также передачу данных в систему учета оборота алкогольной продукции.
Постановление правительства утверждает и другие нормы: правила изготовления и уничтожения ФСМ, требования к образцам и правила маркировки.
Наносить ФСМ на продукцию должны производители. Исключение составляют пиво, сидр, пуаре, медовуха и продукция, идущая на экспорт. Маркировать изготовленную продукцию теперь можно в течение 9 месяцев (до изменений – 6 месяцев).
В случае с импортным товаром ФСМ нужно наносить до ввоза продукции на территорию России, включая импорт из стран-участниц Евразийского экономического союза.
Импортную продукцию нужно ввезти также в течение 9 месяцев после получения марок. Если импортер так и не ввез продукцию на территорию РФ, марки нужно уничтожить. Иначе импортер может лишиться лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.
Технология нанесения марок должна исключать возможность подделки. Наносить ФСМ нужно так, чтобы не ограничивать считывание двумерного кода, содержащего идентификатор ЕГАИС.
Ответственность за соблюдение правил лежит на производителях и импортерах товара, в том числе с территории государств ЕвразЭС.
Правительство утвердило новые правила на определенный период – с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года.
Чем еще маркируют алкоголь в России
Акцизы на бутылках в России появились с 1994 года. В 2005 году появилась государственная система учета производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС).
В 2018 году, с выходом ЕГАИС версии 3.0, введен помарочный учет алкогольной продукции: до этого продавцы вели учет по партиям. На акцизную марку стал наноситься идентификационный код в формате DataMatrix.
В прошлом году правительство предложило изменить учет алкогольной продукции и повысить цену на ФСМ из-за подорожавшего производства марок.
Присоединиться к маркировке алкоголя может и система «Честный знак». Один код маркировки в электронном виде обойдется производителю в 50 копеек без учета НДС.