Через год Россия может перейти на электронные документы. В списке - цифровые аналоги паспортов, водительских прав, санитарных и зачетных книжек, студенческих билетов, СТС, заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
Пилотный проект
Проект позволит создать цифрового двойника гражданина. Для отработки технологии цифровые документы начнут в пилотном режиме вводить в Москве в декабре 2021 года.
Электронные двойники традиционных документов будут храниться в специальном мобильном приложении. Таким образом, чтобы предъявить паспорт, водительские права или другой документ, достаточно будет смартфона, пояснил Шадаев.
По словам министра, ведомство «близко максимально» к принятию решения о старте эксперимента. Список документов обсуждается, и со временем он будет расширяться. Например, по договоренности с Минобрнауки в цифровой вид переведут студенческие билеты и зачетные книжки, с Роспотребнадзором - санитарные книжки.
Изначально предполагалось, что цифровые двойники будут собирать все нужные данные о гражданине: от паспортной информации до номера телефона. Эти данные позволили бы проводить серьезные операции от имени гражданина и с его согласия - например, сделки с недвижимостью.
Для доступа к цифровому двойнику хотели использовать биометрическую идентификацию. Таким образом, разработчики могли создать мобильное приложение, чтобы пользователь авторизовался в нем по отпечатку пальца или скану лица, а затем провел все нужные действия.
Чтобы реализовать проект цифровых двойников, в закон №63-ФЗ «Об электронной подписи» в 2019 году внесли поправки. Они легализовали электронную облачную подпись. Но как именно будут выглядеть цифровые документы сейчас и всегда ли будут заменять традиционные, пока неизвестно – правовую основу предстоит доработать.
Успешный эксперимент
По словам Шадаева, первым шагом по переходу к цифровым документов стало введение электронных пропусков во время пандемии. QR-коды на смартфонах проверяло МВД, и, по словам министра, эта система доказала свою эффективность. Шадаев пояснил: человеку достаточно было показать QR-код, и по нему полицейский мог найти все нужные данные на сайте госуслуг. Для хранения паспорта, СТС, водительского удостоверения и других документов можно запустить такую же систему.
QR-коды сейчас используются и в системе регистрации посетителей развлекательных заведений, которые работают в том числе с 0:00 до 6:00. В соответствие с указом мэра Москвы с 19 октября по 29 ноября 2020 года для входа в такие места нужно пройти регистрацию по QR-коду или по SMS. Если у кого-то из посетителей заведения обнаружат коронавирус, то всем гостям, которые могли с ним контактировать, разошлют уведомления об этом.
Есть доступ к QR-кодам у ресторанов и гостиниц, которые присоединились к проекту добровольно. Они также регистрируют посетителей и могут получить данные о них из системы госуслуг.
Цифровой профиль
Проект создания цифровых профилей граждан России реализуют параллельно. В самом профиле будет храниться основная информация, но он станет единым интерфейсом для доступа к подробным данным о людях и организациях в ГИС (государственных информационных системах).
Деньги на создание цифровых профилей выделяются из федпроекта «Цифровое государственное управление» – это часть нацпрограммы «Цифровая экономика». Изначально оператором проекта должен был стать «Ростелеком» - компания обещала потратить на это 3,1 млрд рублей собственных средств. Но в 2019 году на роль оператора утвердили Минцифры, «Ростелеком» же стал подрядчиком. После этого бюджет урезали до 235 млн рублей.
Проект находится в разработке. Известно, что в него встроят сервис, который позволит гражданам давать согласие на доступ к данным о себе. Сейчас эту информацию без согласия человека получают чиновники, с согласия - рестораны и гостиницы. В будущем же граждане смогут добровольно предоставлять данные из ГИС банкам и другим коммерческим организациям.
Шадаев добавил, что власти также планируют централизованно выдавать гражданам ЭЦП (электронно-цифровые подписи). Сейчас эта услуга обходится в 1 тыс. рублей и более, подпись действительна год. Граждане получают цифровые подписи достаточно редко, потому что это невыгодно. Но если обеспечить им свободный доступ к данным, люди смогут решать многие вопросы в госорганах и взаимодействовать с бизнесом и друг с другом в цифровом формате.