С 1 июля 2021 года выдачей квалифицированных электронных подписей юридическим лицам, ИП и нотариусам займется Удостоверяющий центр ФНС России и его доверенные УЦ.
Что будет с коммерческиии АУЦ
Сегодня выдачей электронных подписей на платной основе занимаются коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ).
Срок действия сертификатов электронной подписи, выпущенных коммерческими АУЦ, истекает 1 января 2022 года.
Благодаря тому, что ФНС России начнет выдавать бесплатные электронные подписи уже в середине года, переход от платной системы получения подписи к безвозмездной государственной услуге пройдет более плавно.
С расширением полномочий ФНС коммерческие АУЦ будут выдавать электронные подписи физлицам, но для этого нужно пройти аккредитацию. Те АУЦ, которые аккредитацию не прошли, имеют право выдавать электронные подписи только до 1 июля 2021 года.
Как и где получить электронную подпись
Желающий получить квалифицированную электронную подпись должен прийти за ней лично, получение по доверенности не предусмотрено. Получить подпись для юрлиц может руководитель или другой человек, представляющий интересы организации без доверенности.
Владелец электронной подписи из АУЦ ФНС России может использовать ее, чтобы получить государственные документы, коммерческие услуги или подписывать электронные документы.
Кто должен получать электронную подпись не в АУЦ ФНС:
- в Удостоверяющем центре ЦБ РФ можно получить электронную подпись кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП;
- в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства – работникам государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
- физические лица, включая действующих от имени юридического лица по доверенности будут получать электронную подпись в коммерческих АУЦ, которые прошли аккредитацию в соответствии с новыми требованиями законодательства.
Оценка экспертов
Большинство экспертов одобряют расширение полномочий ФНС России.
Партнер КПМГ в России и СНГ Иларион Леметюйнен рассказал газете «Ведомости»: «Это означает дополнительный контроль за выпуском ЭЦП со стороны госорганов и дает уверенность в надежности цифровой подписи».
«Сейчас правом выдачи ЭЦП обладает огромное количество организаций, и не все из них четко следуют правилам идентификации субъекта, получающего ЭЦП, – отмечает генеральный директор FBK CyberSecurity Александр Черненко. – Это открывает простор для различных мошеннических действий».
Партнер ФБК Legal Надежда Орлова считает: «Для ФНС это дополнительный элемент контроля, чтобы не было злоупотреблений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Могу предположить, что ФНС взяла на себя эту функцию, чтобы сократить число поддельных ЭЦП»
Перспективы развития электронного документооборота
25 декабря 2020 года утверждена концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности. В ней предусмотрены меры, которые позволят до конца 2024 года перевести в электронную форму до 95 процентов счетов-фактур и 70 процентов транспортных и товарных накладных.
Меры включают упрощение порядка получения, хранения и работы с электронной подписью. С 2022 года планируется увеличение электронного документооборота не менее чем на 20 процентов в год.
По мнению Илариона Леметюйнена, изменения в порядке выдачи ЭЦП направлены на активное развитие электронного документооборота в России.