В кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие наказание за торговлю маркированной продукцией не по правилам маркировки. Также Госдума приняла в третьем чтении и направила на рассмотрение в Совет Федерации законопроект об уголовном наказании за подделку кодов маркировки.
Административное наказание
Напомним, что законопроект с изменениями в статью 15.12 КоАП поступил на рассмотрение в Госдуму 15 июня 2020 года. Законопроект принят и оформлен в виде федерального закона № 204-ФЗ от 11.06.2021 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Документ официально опубликован 11 июня 2021 года и вступает в силу с 1 декабря 2021 года.
Теперь обновленная статья 15.12 КоАП четко указывает, что административная ответственность предусмотрена и в случаях несоблюдения законодательства о маркировке товаров.
За нарушения требований маркировки при производстве и вводе в оборот товаров вводятся штрафы:
- производство или продажа лекарственных препаратов без маркировки, а также ввод в оборот других товаров, подлежащих маркировке – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов правонарушения – должностным лицам; от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией предметов правонарушения – юридическим лицам.
- нарушение порядка, сроков предоставления сведений оператору маркировки или за неверные сведения: предупреждение; от 1 тысячи до 10 тысяч рублей – должностным лицам; от 50 до 100 тысяч рублей – юридическим лицам.
Уголовное наказание
16 июня 2021 года Госдума приняла в третьем чтении еще один законопроект об ужесточении наказания в области маркированных товаров. Распоряжение о внесении законопроекта в Госдуму поступило в апреле 2021 года. Сейчас документ находится на рассмотрении в Совете Федерации.
После принятия закона и вступления его в силу за производство, приобретение, хранение, перевозку товаров в целях сбыта и продажу с поддельными средствами маркировки нарушителям грозит штраф до 300 000 рублей, либо принудительные работы или лишение свободы до 3 лет, за продовольственные товары штраф – до 400 000 рублей.
Ввиду новизны отношений в сфере обязательной маркировки товаров для адаптации участников оборота вступление в силу обоих законов отложено на полгода: изменения в КоАП – с 1 декабря 2021 года; в УК – также ориентировочно с 1 декабря.
Мнения экспертов по введению наказаний в сфере маркировки
Как заявляют разработчики законопроектов, цель маркировки – в первую очередь контроль легальности и качества товаров. По коду маркировки можно проследить весь путь товара и убедиться, что товар качественный. Регулярно выявляются случаи (сигареты, кальянный табак, обувь, парфюмерия) перевозки, хранения и продажи целых партий товаров, подлежащих обязательной маркировке без нанесенных кодов.
Оператор маркировки также согласен с разработчиками закона, дополняя, что контрафактный товар может нести не только вред здоровью потребителей, но и является причиной потерь в экономике. По его подсчетам только за 2019-2020 годы оборот контрафактных непродовольственных товаров превысил 5 трлн рублей.
Между тем с депутатами и оператором маркировки не согласны ряд экспертов.
Декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета Надежда Крайнова считает, что криминализация торговли с поддельной маркировкой избыточная мера. Общественная опасность такого действия не очевидна, также по таким вопросам нет судебной практики.
Противники введения уголовной ответственности за маркировку приводят аргументы, что за подделку кодов и так уже существует уголовное наказание по ст. 327.1. – изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование. А наказание оператора маркировки за сбои в работе системы и компенсация убытков по вине оператора нигде не регламентированы, говорят в Союзе производителей напитков.
Законопроект об уголовном наказании за подделку кодов маркировки
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.