Владимир Путин, пройдя инаугурацию на пост президента Российской Федерации, сразу же сделал решающие шаги в цифровизации страны. По-видимому, вместе с новым президентским сроком президент решил открыть новую главу в развитии российской экономики. Итак, к 2024 году правительство должно создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанную на гибком подходе в каждой сфере.
В указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится об увеличении затрат на программу «Цифровая экономика» минимум в три раза по сравнению с 2017 годом. Также к 2024 году Путин поручил создать «устойчивую и безопасную ИКТ-инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств». А госорганы, включая органы местного самоуправления, к этому сроку должны использовать преимущественно отечественное программное обеспечение.
Часть первая. В очередной раз прекратить кошмарить
У совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики есть следующие мысли, как можно улучшить бизнес-климат в ИТ-сфере.
1) Не применять для ИТ-предпринимателей меру пресечения в виде заключения под стражу.
Конечно же, тут сразу вспоминается «дело Шилова». Старший партнер AT Consulting Алексей Думнов тогда в интервью РБК рассказал по данному поводу: «Все это крайне мало соотносится с принципами “диджитализации” экономики, которые активно поддерживают президент и правительство России, и, мягко сказать, не помогает развитию высокотехнологичной ИТ-отрасли в нашей стране».
В совете Торгово-промышленной палаты считают, что освещение подобных дел в СМИ негативно сказывается на бизнес-климате отрасли, а также мотивирует предпринимателей к переезду за границу. Также члены совета недовольны СМИ за их ссылку на анонимные источники «близкие к следствию» при освещении подобных дел.
2) Решить вопрос с односторонними отказами госзаказчиков от исполнения контракта.
Что интересно: руководитель проекта «Развитие контрактной системы» Центра стратегических разработок Ольга Анчишкина как таковой проблемы с односторонним отказом не видит. С ее слов, более 90% контрактов расторгается по соглашению сторон. Что касается реестра недоброкачественных поставщиков, куда организация может попасть из-за одностороннего разрыва контракта со стороны госзаказчика, то в него включено лишь 800 организаций – это около 0,3% от числа работающих на рынке госзаказа.
3) Усовершенствовать закон «О персональных данных».
Председатель совета, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев выразил мысль, что в текущем виде закон содержит неточности, которые создают трудности для бизнеса и могут затруднять обработку данных.
4) Создать единую площадку, на которой были бы собраны все электронные сервисы, предоставляемые госучреждениями – и государственными и частными компаниями.
Наверное, это модно. К сожалению, «Коммерсант» не уточнил, чем новая площадка должна отличаться от уже существующих «Госуслуг».
На данный момент предложения находятся в черновом варианте, а итоговый вариант по плану должен быть готов в июне текущего года.
Часть вторая. Заглушить трактор
На прошедшем в конце апреля круглом столе в Совете Федераций генеральный директор InfoWatch Наталья Касперская поделилась своим видением методов борьбы за технологическую независимость России.
Как многие эффективные менеджеры, госпожа Касперская нашла решение в KPI. Она предлагает ввести коэффициент показателей эффективности для вузов по количеству выпускников, уехавших за границу. В пример Наталья привела МГУ, в котором представители иностранных компаний, подумать только, в открытую ведут поиск и отбор кандидатов. «Должны быть законодательные запреты на такого рода действия», – считает Касперская. С ее точки зрения, проблемы с выпускниками можно решить следующими мерами:
- Льготным ипотечным кредитованием привязать молодых специалистов к месту жительства. Данную практику эксперт подсмотрела у западных коллег.
- Вернуться к тому, чтобы наши дипломы не признавались за рубежом.
Почему-то госпожа Касперская считает, что, если российские дипломы не будут признаваться за рубежом (кстати, это как?), то студенты останутся в России. В ее схеме сама Россия сможет нанимать зарубежных специалистов. Тут лучше привести цитату Касперской: «Нужно вернуться к тому, чтобы наши дипломы не признавались за рубежом. Тогда наши выпускники останутся у нас, а вот мы сможем привлечь иностранных специалистов».
Другие эксперты круглого стола предлагали схожие меры, суть которых сводилась к созданию помех для эмиграции и связыванию выпускников долговыми обязательствами.
Вместо того, чтобы решать причину оттока специалистов, обсуждались способы лечения симптомов.
Часть третья. И все-таки закрыть
На встрече Путина с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании прошло обсуждение развития цифровой экономики. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила способ ускорения внедрения современных технологий: «Может быть, закрыть их на полгода в каком-то отдельном здании и не выпустить, пока все задачи не будут исполнены, иначе я боюсь, что этот процесс затянется надолго».
Разумеется, данная реплика является ничем иным как проявлением юмора. Но вот предложения, озвученные председателем создают впечатление, что четкого понимания процессов и механизмов этой самой цифровой экономики в правительстве нет. Госпожа Матвиенко предложила довольно стандартный бюрократический набор: провести инвентаризацию всех государственных информационных систем, внедрить единый регламент работы. Также она упомянула о разработке стратегии интеллектуальной собственности.