Центр развития перспективных технологий сообщил, что с 1 апреля 2023 года нужно маркировать пиво в кегах, в стеклянной и ПЭТ-таре – с 1 октября 2023 года. Для пива в алюминиевых банках требования начнут действовать с 15 января 2024 года.
Удалось договориться
При определении даты начала маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) совещался с Минпромторгом и Ассоциацией производителей пива, в которую входят крупнейшие представители отрасли в России – Heineken, AB InBev Efes и «Балтика».
В Министерстве промышленности и торговли отметили, что в результате диалога властей и пивоваренных компаний удалось выработать единый подход к нанесению Data Matrix кодов на бутылки и банки с алкоголем. Чтобы сделать процесс безболезненным и снизить нагрузку на бизнес, было решено разделить переход на три этапа. Директор ЦРПТ Вячеслав Мамонтов уточнил, что такое решение компромиссное – оно устраивает и производителей пива, и представителей госорганов.
Также глава Центра рассказал, что крупнейшие российские пивоваренные компании уже принимают участие в эксперименте по маркировке с 2021 года. За это время были проведены тесты, которые позволили выявить наиболее оптимальные технологические решения для начала применения кодов. Организации отрасли намерены использовать консолидированный подход к внедрению маркировки, одинаковый для всех производителей вне зависимости от их размера.
Спорный момент
Ранее объединение «Союз российских пивоваров» обратилось с просьбой не вводить обязательную маркировку из-за опасений, что ее внедрение парализует отрасль. Представители организации полагают, что последствием станет сокращение выпуска пива на 20-30% и соответствующее снижение доходов госбюджета от акцизных отчислений. При этом себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10%.
Кроме того, начало обязательной маркировки потребует использования оборудования из стран, которые ввели санкции в отношении России. Это усугубит положение пивоваренной отрасли, которая уже сейчас столкнулась с прерыванием поставок хмеля.
В правительстве отреагировали на обращение, отметив, что с 2019 года фиксируют рост доли незаконного оборота пивной продукции. За это время бюджет страны недополучил 30 млрд рублей. Чиновники подытожили, что маркировка – это эффективный инструмент защиты рынка от контрафактного товара.
Маркировка продолжается
В марте Минпромторг перенес сроки начала обязательной маркировки воды и молока, а также сообщил о планах временно приостановить проведение новых экспериментов.
Решения о старте новых экспериментов и сроках текущих будут приниматься, исходя из текущей экономической обстановки.
Так, с 1 июля 2022 года в России началась необязательная маркировка радиоэлектроники. Также в этом году ожидается проведение эксперимента для продукции из икры лососевых и осетровых рыб.