Криптовалюта дала вторую жизнь финансовым пирамидам, которые маскируются под инвестиционные проекты. За первые полгода 2018 года выявлены десятки таких случаев.
Рабочая схема
Глава департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях сообщил об увеличении числа финансовых пирамид. Эти схемы базируются на фиктивных инвестициях в криптоактивы. В первом полугодии 2018 года обнаружены десятки подобных организаций.
Финансовая пирамида (инвестиционная пирамида) – мошенническая схема, в которой прибыль тех, кто пришел раньше, формируется за счет денег тех, кто пришел позже.
На вхождение в классический мошеннический проект граждане тратят от 30-50 тыс. руб., тогда как «цена входа» в криптопирамиду начинается с 80-100 тыс. руб. Злоумышленники вовлекают население в свои проекты при помощи интернета. Чаще всего жертвами становятся жители центральных областей России и крупных городов с более высоким средним достатком по сравнению с другими регионами страны.
Не все то ICO, что так названо
Первичное предложение монет (ICO) и инвестирование в биткоины – одна из популярных финансовых пирамид. Организаторы махинации предлагают вложить деньги в доходное предприятие с регулярными выплатами, причем доход – это вложение денег в криптовалюту или майнинг биткоинов. Но за громкими призывами и впечатляющими рассказами на самом деле ничего нет.
Несколько месяцев злоумышленники на самом деле могут выплачивать доход, но делать это станут за счет денег, полученных от новых горе-инвесторов. Когда поток жертв иссякнет, мошенники прекратят выплаты и скроются с крупной суммой.
Как не потерять свои деньги
Чтобы не потерять свои сбережения, ответив на предложение об инвестиции, основатель платежной системы PlasmaPay Илья Максименко советует обращать внимание на разработчиков в команде, а не на известных людей, представляющих проект.
Основатель парка виртуальных развлечений Arena Space Василий Рыжонков добавляет, что если в команде ICO на одного разработчика приходится девять маркетологов, то очевидно, что главная задача проекта – его продать.
Чтобы привлечь повторные инвестиции и повысить вовлеченность пользователей, многие проекты повторно выходят на ICO. В таком случае преимущество на стороне молодых инвесторов, которые могут вкладывать средства в проекты с готовым продуктом, а не рисковать.