Министерство связи хочет выделить 300 млн рублей компаниям, предлагающим услуги онлайн-образования. Минфин опасается, что часть этих денег могут получить развлекательные и игровые сайты.
Миллионы на образование
Минкомсвязи России предложило финансово поддержать организации, работающие в сфере дистанционного образования, сообщает «Коммерсант». В ведомстве уверены, что компаниям не хватает денег для развития своего бизнеса в условиях пандемии COVID-19. На заседании правительственной комиссии представители министерства пояснили, что идея субсидирования возникла после того, как посещаемость сайтов онлайн-курсов выросла в два раза за январь-апрель 2020 года.
Минкомсвязь предлагает разделить все образовательные компании на две категории, от принадлежности к которым будет зависеть размер финансирования. Организации, отнесенные к малым предприятиям, могут рассчитывать на субсидии до 20 млн рублей, а компании-лидеры – до 300 млн. Минимальный порог материальной помощи ведомство не определило.
Откуда финансирование
Минкомсвязи предлагает использовать для субсидирования бюджет федерального проекта «Цифровые технологии». Также ведомство планирует привлекать софинансирование из других источников, при этом размер частных вложений должен составлять не менее 20% от общей суммы субсидий.
Определять получателей финансовой поддержки, по задумке министерства, должны Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям, фонд «Сколково» и Российский фонд развития информационных технологий.
Критика проекта
Инициатива Минкомсвязи не нашла поддержки у Министерства финансов. Ведомство подготовило отрицательное заключение по внесенному предложению. Представители Минфина опасаются, что проект имеет риски нецелевого финансирования, когда субсидии получат не только образовательные компании, но и организации из развлекательной и игровой сферы.
Предприятия, оказывающие услуги онлайн-обучения, напротив, поддерживают идею Министерства связи. Основатель ресурса «01Математика» Алексей Зайцев подтвердил, что сейчас многим компаниям из отрасли дистанционного образования не хватает средств для развития бизнеса. Он также надеется, что принимать решение о выдаче субсидий будут не только фонды, но и образовательные организации, выступающие потребителями контента.
Михаил Мягков, основатель Maximum Education, считает субсидирование необходимой мерой в условиях падения доходов граждан. Однако не менее важно, какие будут ограничения по использованию финансовой помощи, сможет ли компания свободно распоряжаться полученными деньгами или все будет завязано на выполнении госзаказа.
Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский опасается, что бюрократия может свести на нет все позитивные стороны субсидирования онлайн-школ. Он надеется, что компаниям не придется тратить слишком много времени и средств на оформление и подачу всех необходимых документов.