Минкомсвязь составила список сайтов, которые составят основу «бесплатного интернета» в России. В перечень включили 391 ресурс.
Эксперимент по организации «бесплатного интернета» в России поддержат крупные интернет-провайдеры: «Ростелеком», «Мобильные телесистемы» (МТС), «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), «Мегафон» и «Эр-Телеком холдинг».
Эксперимент продлится с 1 апреля по 1 июля 2020 года. Предполагается, что потоковое видео с сайтов при бесплатном доступе грузиться не будет.
Правила бесплатного доступа к сайтам
Бесплатный доступ провайдеры предоставляют ко всем сайтам, указанным в списке проекта «Доступный интернет. Социально значимые ресурсы будут бесплатно доступны абонентам, имеющим договор с указанными провайдерами. Периодом «бесплатного доступа» считается время посещения ресурсов в промежутке между окончанием действия авансового платежа и внесением следующей оплаты. Провайдеры будут предоставлять доступ не только к веб-страницам, указанным в перечне сайтов, но и к мобильным приложениям ресурсов.
При этом «услуги “доступного Интернета” не предоставляются в рамках оказания услуг подвижной радиотелефонной, подвижной спутниковой связи и подвижной радиосвязи в выделенной сети связи».
В документе также указано, что абоненты не могут использовать «бесплатный интернет» для осуществления предпринимательской деятельности.
Сайты с бесплатным доступом
В перечне социально значимые ресурсы разделены на несколько групп. Большую долю списка занимают различные проекты порталов Mail.Ru, «Яндекс» и «Рамблер». В список вошли:
- Социальные сети и сообщества. В эту группу попали известные социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир», сообщество «Хабр», «Ответы Mail.ru», «IRecommend.ru» и др.;
- Электронная почта, мессенджеры и облачное хранение файлов. Здесь отмечены почтовые и облачные сервисы Яндекса и Mail.Ru, мессенджеры ICQ и TamTam, сервис проведения вебинаров «Вебинар.ру»;
- Погода. «Яндекс.Погода» и «Gismeteo.ru» ;
- Поиск. Три поисковика: «Яндекс», «Mail.ru» и «Рамблер»;
- Онлайн-медиа и новостные агрегаторы. Различные проекты «Яндекс», «Mail.ru» и «Рамблер», а также известные новостные ресурсы как «Коммерсант», «Известия», «РБК», «Российская газета» и прочие, сайты основных отечественных телеканалов;
- Карты, транспорт. Помимо проектов «Яндекса», доступ предоставляется к картам «2ГИС», Публичной кадастровой карте России и сайту «Российские железные дороги» ;
- Авто;
- Культура, литература и искусство;
- Образование и обучение;
- Здоровье и здоровый образ жизни;
- Наука;
- Спорт;
- Государственные органы и сервисы. Официальные сайты Президента России, Правительства РФ, Государственной думы, Совета Федерации, Официальный интернет-портал правовой информации, сайт Федеральной налоговой службы, МЧС России, МВД России, портал «Госуслуги» и прочие;
- Справочные системы;
- Работа и карьера. В этот раздел попали HeadHunter, «Работа.ру», SuperJob и «Яндекс.Работа»:
- Финансы. Сайты всех крупных российских банков, сервис «Яндекс.Деньги»;
- Доставка;
- Агрегаторы и маркетплейсы;
- Социальные и волонтерские сервисы. Проект #Мывместе, Общественная палата Российской Федерации, Спецраздел Росконгресса о COVID-19 и другие.
Отдельные версии сайта без потокового видео
Через месяц после начала эксперимента бесплатный доступ будет предоставляться к специальным версиям сайта, на которых должно отсутствовать потоковое видео. В свою очередь, владельцам ресурсов необходимо создать такие версии сайтов.
Скорость доступа к ресурсам должна соответствовать тарифному плану абонента. Но в случае если тарифом предусмотрена скорость больше 10 Мбит/с, то интернет-провайдер имеет право ее снизить до указанного значения.
Немного критики
По мнению экспертов, в первую очередь реализация проекта потребует от интернет-провайдеров больших ресурсных и денежных трат. Если они не будут как-то компенсироваться, то возмещение затрат ляжет на плечи абонентов.
Автор Telegram-канала «Зателеком» Михаил Климарев отмечает, что помимо доступа к доменам ресурсов, необходимо добавить в список и дополнительные доменные имена сайтов: страницы с регистрацией на сайте, мобильной версии, CDN-сервера. Для мобильных приложений - доступ к магазинам Google Play и Appstore.