Компании должны платить гражданам за использование их персональных данных, считают во ФРИИ (Фонде развития интернет-инициатив). Готовятся законодательные изменения, которые позволят заработать на этом до 60 тыс. рублей в год.
Что хотят изменить
Эксперты ФРИИ предлагают ввести термин «деперсонализированные данные». Такая информация не будет привязана к конкретному человеку и сможет свободно обращаться на рынке. Из данных исключат фамилию, адрес и телефон, а добавят, например, рекламный ID.
Пользователи смогут продавать компаниям свои деперсонализированные данные. Аналитики ФРИИ заявили, что каждый участник такого проекта сможет заработать от 15 до 60 тыс. рублей. Если же клиент не даст согласия на обработку данных, компания должна будет исключить их из оборота. Продажу такой информации хотят признать незаконной.
Подобную инициативу ФРИИ подавал в конце 2017 года, но ее не стали рассматривать. Новый проект до подачи в Госдуму пройдет дополнительное обсуждение, чтобы иметь больше шансов на успех.
Статья дохода для бюджета
Поправки к закону направлены на борьбу с нелегальной торговлей пользовательской информацией. Люди же, которые захотят продать данные, смогут зарегистрироваться как самозанятые, и действовать полностью легально.
Аналитики подсчитали, что принятие поправок позволит пополнить бюджет на несколько миллиардов только за счет налогов от физлиц. Кроме того, в бюджет поступят и налоги от юрлиц, которые будут совершать сделки с данными.
Возможные проблемы
Эксперты допускают, что поправки к закону недостаточно хорошо защищают владельцев персональных данных. Законопроект создан в интересах интернет-сервисов, банков и операторов связи, но никак не клиентов.
В данном случае деперсонализация – не метод защиты личности. Но эксперименты показали, что даже по сравнительно небольшому объему обезличенных данных можно установить их владельца.
Таким образом, деперсонализация развязывает руки операторам данных. Она снимает с них ответственность за утечку данных и позволяет как угодно распоряжаться информацией, заявил технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.
Заработок в 15-60 тыс. рублей также вызывает сомнения, заявил глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит. Большая часть клиентов сможет за год заработать лишь несколько тысяч. При этом весь рынок рекламы в РФ оценивается в 450 млрд рублей в год, а на выплаты клиентам ушли бы триллионы рублей, добавил Оганесян.