Закон о блокировке подозрительных транзакций начал действовать в полную мощь. Клиенты банков стали жаловаться, что учреждения останавливают их небольшие платежи и требуют представить подтверждающие документы.
Рискованные платежи
Сотрудники служб финансового мониторинга банков всерьез взялись за соблюдение требований закона, принятого в сентябре этого года и обязывающего кредитные организации замораживать платежи, похожие на мошеннические. Уже спустя месяц после вступления правового акта в силу эксперты высказали свои опасения о том, что документ приведет к излишнему бюрократизму и сложностям при совершении операций. Cтрахи оказались не напрасны – банки начали блокировать легитимные платежи.
В основном трудности возникают при небольших переводах между физическими лицами на суммы до 1 тыс. рублей. О проблемах уже сообщили клиенты «Бинбанка», «Тинькофф-банка» и «Сбербанка». Как пояснил финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека, интерес к небольшим платежам со стороны кредитных организаций вызван тем, что многие мелкие предприниматели используют такие операции как аналог эквайринга и способ ухода от налогов.
Пострадавшие от заморозков
Жительница Москвы Анастасия обратилась в «Известия» с жалобой: ей позвонил сотрудник «Бинбанка» и сообщил, что ее карта, эмитированная этим банком, может быть аннулирована. Чтобы избежать этого, женщине необходимо предоставить финансовому учреждению пакет документов, объясняющих экономический смысл операции на 1 тыс. рублей.
Специалисты кредитной организации потребовали: обоснование в письменной форме, бумаги, подтверждающие источник получения денежных средств, письменное объяснение цели использования карты. На сбор этой информации предоставили три дня. Ситуация благополучно разрешилась только благодаря знакомому Анастасии, который работал в «Бинбанке» и помог урегулировать конфликт.
Похожая проблема настигла Николая. Мужчина совершил перевод на 1 тыс. рублей со своей карты «Сбербанка» на пластик «Альфа-банка». Однако получатель платежа денег не увидел – «Сбербанк» заморозил платеж. Как и в предыдущем случае, сотрудник финмониторинга запросил множество подтверждающих документов. После долгого процесса разбирательства перевод все же был совершен.
С более интересными требованиями столкнулся Виталий, клиент «Тинькофф-банка». Из-за получения 1 тыс. рублей на банковский счет пластик мужчины был полностью заблокирован. Служба фрод-мониторинга учреждения настояла на том, чтобы пользователь прислал фотографии лицевых сторон карт, с которых были переведены средства. После получения изображений «Тинбкофф-банк» ограничения снял.
Реакция банков
Пресс-службы «Сбербанка» и «Бинбанка» никак не прокомментировали жалобы своих клиентов. Представители «Тинькофф-банка» сообщили, что массовой блокировки карт не проводится. «Банк, предоставляя сервис переводов с карты на карту между физическими лицами, оказывает повышенное внимание безопасности платежей. Когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода», – пояснила ситуацию пресс-служба кредитной организации.
В Центральном банке подтвердили, что финансовые учреждения имеют право блокировать отдельные переводы в том случае, если есть признаки того, что их совершает злоумышленник. Это могут быть, к примеру, нетипичные для клиента действия и несоответствие суммы и периодичности переводов, характерных для пользователя. Но пресс-служба также обратила внимание, что для разморозки платежа банк не имеет права требовать объяснить источник получения средств и цель платежа – достаточно просто получить одобрение операции или отказ от нее в устном виде по телефону.
В том случае, если клиент сталкивается с нелегитимными требованиями, представители ЦБ рекомендуют обращаться в интернет-приемную регулятора.