Высшее образование переживает системный кризис – на смену приходят площадки для MООК (массовый открытый онлайн-курс). Есть ли будущее у российских образовательных проектов и какие перспективы у MOOK в мире?
Кризис академической системы образования
Эксперты часто говорят о системном кризисе высшего образования, это подтверждают множественные исследования и результаты социологических опросов. По информации Роструда, в 2017 году только 27% россиян работали по специальности. Исходя из исследования Фонда «Общественное мнение», только 48% граждан получают удовольствие от работы. При этом 85% недовольны уровнем зарплаты.
В современных условиях выпускник вуза, получив диплом, вынужден продолжать учебу, но уже на практике, так как даже самый современный план образования успевает изжить себя за те 5-6 лет, что человек проводит в университете. Знания, полученные за студенческой партой, оказываются в лучшем случае устаревшими, а часто и вовсе не нужными в повседневной рабочей деятельности. А ведь на образование уходят годы жизни и усилий, не говоря уже о финансовых затратах. Люди проводят значительную часть молодости в стенах университетов и выходят оттуда с бесполезной бумажкой. Рынок труда меняется столь быстро, что даже лучшие преподаватели не успевают переориентироваться, чтобы дать студентам те навыки, которые им понадобятся через несколько лет.
Если при этом брать во внимание постоянно растущие цены в образовательной сфере, выходит, что те, кто могут себе позволить высшее образование, никак не удовлетворяют требованиям будущих работодателей. Крупным компаниям приходиться открывать собственные курсы и обучающие проекты на производстве. Средний и мелкий бизнес чаще всего не может себе такого позволить. Поэтому люди остаются без работы, а работодатели с трудом находят подходящие кадры, расходуя огромные бюджеты на HH- и HR-услуги или переобучение.
На этом фоне концепция массовых онлайн-курсов с коротким периодом обучения и узкой профильной специализацией становится все более привлекательной.
Цифровая альтернатива
Термин MOOK (массовый открытый онлайн-курс) впервые использовал в 2008 году Дейв Кормье из Университета острова Принца Эдуарда (Канада) при работе над онлайн-курсом Connectivism and Connective Knowledge CCK08.
Концепция постепенно выработалась из ранних опытов по дистанционному обучению различных мировых вузов. Однако механический перенос очных курсов на дистанционную основу зачастую не давал ожидаемых результатов – только 5% студентов заканчивали обучение. С развитием интернета и мультимедийных средств в конце 2000-х годов MOOK стали популярны и начали использоваться людьми по всему миру.
Ранние проекты придерживались политики открытого контента и бесплатных курсов, порой даже отделяясь по этой причине от университетской системы образования. Однако необходимость монетизации и проблемы с мотивацией студентов привели к тому, что большинство современных платформ для онлайн-обучения переходят на коммерческую основу, оставляя часть бесплатных материалов или первые уроки курсов в свободном доступе для привлечения новых студентов.
Согласно «Нью-Йорк таймс», 2012 год стал «годом MOOK», так как появилось несколько хорошо финансируемых провайдеров, связанных с высшими университетами, включая Coursera, Udacity и edX. Вслед за ними начали появляться региональные площадки онлайн-обучения и в других странах.
Сравнительный анализ ТОП-5 платформ
Недавно сервис CourseBurg опубликовал обширное исследование, проведенное на основе данных компании SimilarWeb, которая специализируется на бизнес-аналитике. Компания, занимающаяся подбором онлайн-курсов, проанализировала информацию за три года по пяти крупнейшим платформам онлайн-обучения:
- «Coursera»;
- «EdX»;
- «Открытое образование»;
- «Универсариум»;
- «Лекториум».
Число посещений этих площадок выглядит следующим образом:
Число пользователей в миллионах человек:
И распределение пользователей по странам в виде суммарного процентного соотношения общего числа пользователей всех пяти платформ:
Исходя из этого исследования, можно сделать несколько выводов:
-
Несмотря на численность населения, Китай занимает третье место по количеству онлайн-студентов;
-
Наибольший интерес к новым формам образования проявляют в США;
-
С огромным отрывом лидером по посещаемости и количеству учащихся лидирует американская площадка «Coursera»;
-
Пик посещений площадок MOOK приходится на начало семестров и четвертей в классических вузах, что говорит о использовании платформ студентами очных и заочных отделений вузов как дополнительного материала.
Перспективы онлайн-образования в России
В то время как спрос на высококвалифицированных ИТ-специалистов продолжает расти, а классические вузы вводят новые специальности, положение российских MOOK на мировом уровне оставляет желать лучшего. Исследователи отмечают, что качество отечественных образовательных программ высокое, однако число студентов пока сильно отстает от американских. Причин тому может быть несколько, среди них:
-
неумение использовать источники интернет-трафика для привлечения новых слушателей;
-
слабое взаимодействие с университетами;
-
недостаточное разнообразие курсов;
-
недоверие и слабая осведомленность среди населения;
-
языковой барьер для привлечения иностранных пользователей.
При этом Россия все же входит в пятерку стран, население которых активно использует MOOK, что позволяет надеяться на дальнейшее развитие этой формы обучения.