В России начал действовать закон, разрешающий банкам блокировать сомнительные финансовые операции, если они осуществлялись без согласия клиента. Центробанк разъяснил, какие именно денежные переводы могут вызвать подозрение и стать причиной блокировки банковской карты или счета.
Приказ Центробанка содержит всего три пункта, а у банков есть право дополнять и развивать их, исходя из особенностей своей работы и профиля клиентов.
Причины блокировки
Итак, транзакцию по карте или счету заблокируют на трое суток, если:
- получателем средств окажется человек, которого уже подозревали в мошенничестве с чужими деньгами, и чьи номера карт, счетов и телефонов находятся в «черном списке». Банки передают такие данные в ЦБ, а он вносит злоумышленников в общие реестры;
- при платеже используются устройства, которые ранее уже «участвовали» в таких аферах. По итогам каждого мошеннического инцидента параметры устройств попадают в специальную базу вместе с мошенниками. Речь идет об IP-адресах, идентификаторах сим-карт (IMSI) и смартфонов (IMEI). Раньше банки вели такие базы по отдельности, поэтому у хакеров была возможность использовать одну и ту же схему в разных финансовых организациях. Однако единая база ЦБ решила эту проблему;
- операция нетипична для конкретного клиента. Например, отличается объем, место, время и периодичность операций.
Если у банка появятся сомнения в том, что перевод 100 тыс. рублей из Липецка в Акапулько совершили именно вы, операция будет заблокирована. Но это крайние меры: сначала банк выяснит у владельца карты или счета, знает ли он о проходящем переводе.
Как было раньше
Транзакции клиентов банки проверяли и раньше, но не имели права блокировать их, если возникали подозрения в законности операции. Теперь мониторинг должен осуществляться в обязательном порядке. Как только сработает антифрод-система (механизм, действующий против банковских мошенников), транзакция приостановится, а банк свяжется с клиентом для ее подтверждения.
При этом выбор способа связи ЦБ отдал на усмотрение самим банкам. Если дозвониться до клиента или достучаться в сообщениях не получится – операция приостанавливается на двое суток.
При этом в Банке России напомнили, что если мошенникам все же удалось похитить деньги со счета клиента, банк обязан возместить клиенту украденную сумму. Но обратиться с таким заявлением в банк необходимо не позднее дня, следующего за хищением. Но банк при этом может попытаться доказать, что вина лежит на пострадавшем из-за его неосторожности или излишней доверчивости.