Закон об изоляции рунета принят в окончательном третьем чтении. Его идея – обеспечить стабильную и безопасную работу интернета в России в случае внешних угроз. Разбираемся, как будет работать защита, и что это значит для рядовых пользователей.
Воздержавшихся не было
За законопроект проголосовали 307 депутатов, против – 68. Воздержавшихся не было: остальные парламентарии на голосовании не присутствовали.
Закон вступает в силу 1 ноября 2019 года. Его отдельные положения, которые касаются национальной системы доменных имен и криптографической защиты, начнут работать с 1 января 2021 года.
Как будет работать защита
В России создадут систему, которая будет работать независимо от остального интернета. Если стране начнут угрожать или изолируют от мировой сети, система возьмет централизованное управление трафиком на себя. Списка потенциальных угроз и их исполнителей пока нет: его утвердит правительство.
Отвечать за исполнение закона будет отдельный орган – Центр мониторинга, который выделят из радиочастотной службы Роскомнадзора. Сотрудники центра будут изучать возможные угрозы, передавать операторам связи указания и технику. Что это за устройства – точно неизвестно, но пока речь идет о программах или гаджетах, которые помогут операторам связи вычислить и блокировать противозаконный трафик.
Своя DNS
Закон предполагает, что с 1 января 2021 года в рунете появится собственный аналог DNS – глобальной системы доменных имен. Она обеспечивает перевод имен сайтов в сетевые адреса. Операторов и других клиентов, которые откажутся ею пользоваться, отрежут от точек обмена трафиком.
Роскомнадзор учредит отдельную организацию, которая будет формировать национальную доменную зону. Он включит доменные зоны первого уровня .ru, .su и .рф. Новая организация станет владельцем баз данных этой зоны в ICANN и IANA – международных объединениях, созданных для распределения сетевых адресов.
VPN не поможет
Теоретически власти смогут использовать закон как «рубильник», чтобы изолировать интернет от сайтов на зарубежных серверах. Это вовсе не означает, что блокировка может коснуться только сайтов на домене .ru. Если они размещены на хостинге за границей, то останутся доступны вне зависимости от политики властей.
Массовая блокировка интернет-ресурсов заставила российских пользователей познакомиться с VPN и анонимайзерами, но с изолированным рунетом это не сработает. Фильтроваться будет не только входящий, но и исходящий трафик. Директор проекта «Роскомсвобода» Станислав Шакиров пояснил, что если власти получат «рубильник», то они в любой момент смогут отключить сайты, которые находятся внутри страны. Обойти блокировку помогут только специально созданные сети, но вряд ли они станут массовыми.
Что так и не разъяснили
Эксперты утверждают, что власти затеяли технически сложный проект, в котором слишком много неточностей недоработок. «Они сами не понимают, что собираются делать», – считает генеральный директор компании Diphost Филипп Кулин.
Создатели законопроекта рассчитывают, что система блокировки сможет не только защищать рунет от угроз, но и предупреждать их. Блокировать смогут все – от нелояльных VPN-провайдеров и мессенджеров до фейковых или «неправильных» новостей. Как именно реализуют эту идею – не разъясняется. В отдельных случаях власти разрешат не использовать блокировщики, но списка таких ситуаций нет.
Инструменты для исполнения закона операторы получат бесплатно. Кто будет платить за установку техники и как отчитываться о проделанной работе перед государством, пока неизвестно.
В Госдуме признают, что новая система наверняка будет давать сбои, например, оставит без доступа к сети всю страну. Мер предосторожности и ответственных за это пока нет.
Получится ли заблокировать интернет
Эксперты сомневаются в том, что реализовать закон получится в полной мере. Этому есть два доказательства: блокировка Telegram и «закон Яровой». Telegram продолжает работать в России, несмотря на все ограничения. В случае с «законом Яровой» операторам не хватит денег, а миру – мощностей для закупки и производства нужного количества жестких дисков для хранения трафика.
Самый большой риск в случае с новым документом – потеря контроля за блокировками, когда общество не будет знать, что именно заблокировало государство.