Почему же так получается, что умнейшие консультанты-профи и менеджеры предприятия, которые работают над проектом развития, никак не могут начать разговаривать на одном языке?
Запомните:
Любой наемный менеджер (за редчайшим исключением), скорее всего, не заинтересован в проведении изменений, касающихся его деятельности. И, как заслуженный стрелочник, все свои блестящие способности он направит на то, чтобы начальный этап проекта по развитию переложить на соседнее подразделение.
Азбука подводного саботажа
Итак, консультанты раков ловят – менеджеры обратно в воду выпускают. В результате – после длительных истязаний родной компании, построения извилистых переулков диаграмм и лабиринтов рабочих процессов, после мозговых штурмов и бессонных ночей, мы обнаруживаем, что «воз и ныне – там».
У нормального руководителя назревает незатейливый вывод, который вполне может сгодиться как оправдание действий собственных менеджеров:
«Эти консультанты – деньги с нас взяли, а сами ничего понять не могут в наших финансах, специфике, людях, женщинах, и вообще – слишком дорого стоят.»
Что за этим скрывается?
Простое человеческое желание оправдать свои затраты и не допустить падения авторитета.
А что же консультанты?
Консультанты – далеко не ангелы, и, как правило, даже не гении. «Не стреляйте в консультанта – он играет, как умеет». Парни просто делают свою работу. Как врачи. Иногда они ошибаются, иногда больной не хочет принимать лекарство по схеме. Иногда на лекарство появляется аллергическая реакция.
Так кто же виноват?
Догадываюсь! Вы-то думали – эти отлично одетые, деликатные ребята обладают опытом ТАКОЙ ГЛУБИНЫ во всех без исключения областях вашего бизнеса, что, стоит им напрячь морщины на умных лицах – и все! Не пройдет и недели, как они найдут выход из любого лабиринта, и откроют вам неведомые доселе тропы, обсаженные по краям денежными деревьями. Как же так – ведь «они обещали, а – не работает»?!
А теперь мы откроем Вам, дорогой наш читатель, сокровенную тайну бытия.
Хотите?
КОНСУЛЬТАНТЫ – ЭТО КУРИЦЫ!
Не спешите бросать камни.
Скажу больше!
СОБСТВЕННИКИ - ЭТО ПОРОСЯТА!
Так вот, вся система мотивации на предприятии отражает всего лишь простой гастрономический процесс.
А именно - приготовление яичницы с беконом!
Интересно? Еще КАК!
В процессе приготовления блюда под названием «яичница с беконом» КУРИЦА поучаствовала, а ПОРОСЕНОК был вовлечен!
Вот мы и подошли к тому участку, который вызывает короткое замыкание в мозгах обывателей. Чтобы участник проекта не боялся проводить изменения - он должен быть ВОВЛЕЧЕН!
А вот теперь идите в свою родную Компанию и поищите среди ваших нанятых сотрудников, таких профессиональных и высокооплачиваемых, – людей с признаками Поросенка.
Чтобы смягчить атмосферу, скажу - не все так плохо с консультантами, поскольку часто действия консультантов реально оздоравливают положение клиентов. Замыкать все процессы на себе – весьма чревато.
Теперь – о главном.
Как реально, просто и весьма дешево получить обоюдную выгоду от сотрудничества.
Представьте себе, что Вы в автомобиле, на приличной скорости, едете по автостраде с названием "Мой успешный бизнес".
Представили?
И вот впереди – очередная развилка, нужно быстро и, что немаловажно, устойчиво (желательно без потерь) повернуть в нужную сторону, но... Вы производите управляющее воздействие, и в ваших руках, отдельно от машины, остается гениальное изобретение человечества - колесо управления (он же руль)!
Крутить – легко, а УПРАВЛЯТЬ – сложно!
Ваши действия? Станет ли Вам легче, даже если после этого Вы обратитесь к проектировщикам автомобилей за компенсацией расходов на дорогостоящее лечение? Даже если Вы выясните, кто из них догадался поставить на ваше транспортное средство руль от старого Запорожца, и лично намнёте виновнику бока?
А теперь представьте – у Вас есть возможность спроектировать и построить свой болид самостоятельно. Вы подберёте агрегаты от лучших производителей и будете уверены в каждом подшипнике.
Теперь САМОЕ важное – кто, по-вашему, должен закручивать гайки?
Только ВЫ и ваши ВОВЛЕЧЁННЫЕ сотрудники! Не Курицы, а Поросята!
О чём это мы? При чём тут машины и яичница с беконом?
Если Вы хотите действительно эффективно провести изменения в своей компании, достаточно поверить:
Первое. Вы вполне можете сделать это сами.
И – Второе. Тем лучше Вы с этим справитесь, чем глубже вовлечёте своих сотрудников.
Как? – Это уже совсем другая история.
Лялин Анатолий Викторович
Директор ООО "Лаборатория 33"