Частное техническое задание (далее ЧТЗ) – это выделенный блок технического задания (ТЗ), в котором описана определенная часть разработок проекта. Как правило, Частное техническое задание описывает определенную небольшую функциональность и позволяет разделить работу по нескольким разработчикам, так чтобы они не «пересекались» в рамках функциональной области. По сути, ЧТЗ – это и есть ТЗ только на часть системы. Обязательный атрибут технического задания на внедрение системы на крупных проектах.
Зачем писать Частное техническое задание на «маленьких» проектах, где и так все понятно?
Практика показывает, что даже на небольших проектах, несогласованные представления исполнителя с ожиданиями заказчика приводят к дополнительным затратам на исправления, а порой и конфликтным ситуациям, поэтому правильно задокументированные задачи, являются залогом успешно сдачи работ.
В данной статье будут описаны самые необходимые аспекты разработки технического задания для 1С, взятые из практики внедрения не только на крупных, но и на небольших проектах. Здесь не будет описания ГОСТ-ов и прочих формальностей. Целью статьи является описание упрощенного формата документирования задания на разработку.
Структура представленного здесь примера технического задания для 1С состоит из следующих разделов:
1. Контекст задачи
В данном разделе идет описание в следующей последовательности
пользовательская история -> проблема или предложение -> ожидаемый результат
Этот раздел позволяет разработчику понять суть проблемы и спроектировать техническую часть (если он участвует в разработке структуры технического задания)
Заполняется Аналитиком и/или Заказчиком
2. Критерии результата
В этом разделе перечислены, основные критерии по которым можно проводить тестирование и проверять результат технического задания. Данные критерии будут являться основанием для того, чтобы работа считалась выполненной во время сдачи-приемки заказчику.
Заполняется Аналитиком и/или Заказчиком
3. Техническое описание
В разделе технического описания задания должен быть представлен результат архитектурного и функционального решения. Описаны структуры добавленных объектов, требования к поведению системы при наступлении определенных событий. Т.е. описан способ реализации поставленной задачи.
Можно использовать следующие подразделы:
- Интерфейс (формы ввода, расположение команд)
- Добавленные, измененные объекты (архитектура)
- Контрольные процедуры (проверка введенных пользователем данных)
- Алгоритмы автоматического заполнения
- Алгоритмы реагирования на события
- Алгоритмы реагирования на команды
- Ролевая модель
- Формы вывода информации
Заполняется Архитектором или Программистом
4. Контактные лица
Список участников проекта в рамках данного Частного технического задания. Согласно данного списка разработчик может связаться с тем или иным участником для уточнения или согласования определенных действий. Для удобства сюда можно добавить контактные данные.
5. Трудоемкость
Оценка планируемых трудозатрат на выполнение данного ЧТЗ
Заполняется Архитектором или Программистом
6. Чек-лист
В данном разделе описывается порядок выполнения необходимых действий после разработки функционала, но до его использования. Например, здесь можно указать необходимость установки определенных настроек информационной базы, или проведения регламентных операций, без которых работа с функционалом Частного технического задания невозможна. Для каждого пункта чек-листа необходимо указать ответственных. Это позволит координировать участников проекта и ускорит его внедрение.
Заполняется Архитектором или Программистом. По желанию, Аналитиком и Заказчиком
Пример технического задания в 1С
Хочется еще раз отметить, что ЧТЗ или ТЗ позволяют не только действовать согласованно всем участникам проекта, но и получить осознанное представление о ходе разработки и критериях успешной сдачи работ. Рассмотрим пример технического задания для 1С.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЧТЗ-031
Учет личного автотранспорта
Контекст задачи
В организации существует необходимость ведения учета использования личного автотранспорта сотрудников. В данный момент учет ведется в файле «Личный автотранспорт.xls». В этот файл заносятся данные о марке транспортного средства и его госномер. У одного сотрудника может быть несколько единиц транспортных средств. Необходимо реализовать данный учет в информационной базе в карточке физического лица.
Критерии результата
- В карточке физического лица добавлена возможность ввода данных о работе на личном автотранспорте.
- Обеспечена возможность ввода и хранения названия марки автомобиля и госномера для каждой единицы личного транспорта человека.
- Можно ввести несколько единиц транспортных средств для одного физического лица.
- Данные о личном автотранспорте могут вводить только сотрудники кадровой службы. Сотрудники HR-отдела могут только просматривать эти данные. Для остальных сотрудников эти данные должны быть недоступны.
- Данные файла «Личный автотранспорт.xls» перенесены в информационную базу.
Техническое описание
Интерфейс
Возможность ввода данных о личном автомобильном транспорте представлена в виде гиперссылки «Личный автотранспорт». При переходе по данной гиперссылки открывается список личного автотранспорта физического лица с возможностью добавления, удаления, редактирования данных списка.
Данные о личном автомобильном транспорте
Добавленные объекты
Регистры сведений:
Роли:
Измененные объекты
Подсистемы:
Автозаполнение:
При добавлении новой записи Личный автотранспорт автоматически устанавливать значение поля «Номер по порядку»
Трудоемкость
- Разработка – 1 ч.
- Перенос данных – 2 ч.
- Тестирование – 0,5 ч.
Итого – 3 ч.
Чек-лист выполнения
1. Разработать функционал и загрузить результат в хранилище. Обновить тестовую базу из хранилища.
отв. Программист
2. Загрузить данные из файла «Личный автотранспорт.xls» в тестовую базу 1С.
отв. Программист
3. В тестовой базе: добавить в профиль Кадровой службы роль «Редактирование личный автотранспорт», добавить в профиль HR-отдела роль «Просмотр личный автотранспорт».
отв. Аналитик
4. Проверка и тестирование результата в тестовой базе 1С.
отв. Аналитик/Заказчик
5. Обновление рабочей базы 1С из хранилища.
отв. Администратор
6. Загрузка данных из файла «Личный автотранспорт.xls» в рабочую базу 1С.
отв. Программист
7. В рабочей базе: добавить в профиль Кадровой службы роль «Редактирование личный автотранспорт», добавить в профиль HR-отдела роль «Просмотр личный автотранспорт».
отв. Администратор