Конфигурация 1С: ERP (enterprise resource planning, планирование ресурсов предприятия) – современный программный продукт, в котором все бизнес-процессы производственного предприятия смоделированы, сведены в блоки и объединены в единый механизм.
В мире первые подобные программные продукты, моделирующие деятельность реального предприятия в целом, от закупок, производства до продаж и управлением персоналом, появились еще в середине 1990-х.
В России же первым продуктом, который в полной мере отвечал концепции комплексного управления, стала конфигурация «1С: ERP Управление предприятием 2» (2013 год).
Система разрабатывалась в тесном сотрудничестве с ведущими российскими предприятиями, на основе тщательного анализа международных практик, но с учетом особенностей отечественного бизнеса и правового поля.
При разработке были использованы наработки от почти десятилетнего (с 2004 года) опыта работы предыдущего поколения конфигурации 1С: ERP — 1С: УПП («1С: Управление производственным предприятием»). Новая система является реализацией традиционных методологий на базе современные компьютерных технологий.
В настоящее время (на конец 2023 года) доступна версия «1С: ERP Управление предприятием 2» - 2.5.15, то есть непрерывно совершенствуется и развивается, однако её состав, хоть и претерпел существенное качественное улучшение, остался в основном неизменен.
Что даёт конфигурация 1C: ERP бизнесу, топ-менеджменту, специалистам и исполнителям
Программа объединяет в одном месте информацию о планировании и исполнении планов, о наличии запасов и денежных средств и их расходовании, производственных мощностях и клиентских запросах.
При этом топ-менеджеры компании могут получать как укрупненные данные, так и проваливаться до самых низовых операций, которые выполняют рядовые сотрудники, таким образом отслеживая, как формируется тот или иной показатель.
Поэтому конфигурация 1С: ERP увеличивает быстроту и качество управленческих решений, а заодно ответственность исполнителей и прозрачность происходящих в системе процессов.
«1С: ERP Управление предприятием 2»:
- объединяет данные разных подсистем;
- оперативно предоставляет финансовые и производственные показатели;
- даёт следить за исполнением заданных планов и бюджетов;
- позволяет оценивать качество исполнения поставленных задач в разрезе отдела и вплоть до отдельного сотрудника.
Конфигурация 1C: ERP автоматизирует процессы закупки, дает возможность следить за состоянием дебиторской/кредиторской задолженности, оперативно контролировать разницу плановых и фактических показателей, и делает это как для всей компании целиком, так и в разрезе подразделений.
Все подразделения получают возможность решать свои текущие профессиональные задачи в одной программе.
Руководители подразделений: получают возможность установки оперативных целей и контроля их исполнения, управление выделенными бюджетами.
Для производства: будут важны инструменты межцехового и внутрицехового планирования, автоматизация передачи полуфабрикатов и контроля расхода сырья, а также возможности системы управления качеством.
Финансовый и планово-экономический отделы: получают возможности экономического прогнозирования и финансового анализа, полу автоматизированный расчет себестоимости продукции, удобный платежный календарь, систему предотвращения кассовых разрывов.
Для закупщиков: будет важна работа с планом закупок, средства анализа ценовых показателей и характеристик товара, система ведения истории поставок и поиска поставщиков, поддержка разных схем приема товаров, контроль складских остатков и возвраты поставщикам.
Маркетологов: заинтересуют инструменты организации кампаний по продвижению продукции (встречи, сообщения, рассылки), выстраиванию работы с торговыми представителями и клиентами (органайзер, анкетирование, работа с претензиями).
Менеджеры отдела продаж: получают возможность оценки сбыта и автоматической подстройки под прогноз отгрузок и перемещения, анализировать задолженность, а также удобные механизмы построения аналитических отчетов на базе накопленной статистики.
Как и в большинстве новых решений от 1С, в программу входит подсистема «Интеграция с 1С: Документооборот», обеспечивая так называемую «бесшовную интеграцию 1С» с указанной конфигурацией, что позволяет вести прямо из ЕРП согласование, утверждение и исполнение внутренних, входящих и исходящих документов в делопроизводстве.
Основные подсистемы 1С: ERP и их назначение
Конфигурация 1C: ERP строится по блочному принципу, при этом каждый программный блок, интегрированный в систему, имеет полный набор функций для задач данного блока. За счет такой структуры система подстраивается для бизнеса любых размеров и специализации.
Бюджетирование и планирование 1С:
Этот блок позволяет строить финансовую модель бизнеса предприятия (в разрезе центров финансовой отчетности и бюджетов), вести «скользящее планирование», бюджетирование и согласование по статьям, а также формировать финансовые планы по различным сценариям.
Блок оперативного планирования объединяет между собой прогнозы отдела продаж с производственными возможностями и с необходимостью закупок необходимых материалов, связывая их в логистическую цепочку.
Система обеспечивает согласованность всех этих планов.
CRM и маркетинг:
Внутри данного блока доступны:
- автоматизация приема входящих клиентских заявок из разных источников;
- оценка конверсии и сроков реагирования, вплоть до конкретного менеджера;
- создание собственных отчетов (от ежедневных и до любого периода), включая анализ «новых» и «потерянных клиентов»;
- возможности по организации и проведению рекламных акций;
- работа с претензиями и предложениями клиентов;
- формирование индивидуальной воронки продаж.
Вся информация предоставляется в виде графиков, таблиц и диаграмм.
Продажи:
В программе есть очень полезная «фишка» – разделение клиентов на группы и сегменты, и для каждой группы можно создавать индивидуальные сбытовые программы, с разными ценами, скидками и прочими условиями.
Также возможно:
- получать рекомендации для оптимизации продаж;
- отслеживать потребность клиентов в определенном товаре, услуге;
- отображать процесс отгрузки и доставки товара клиенту;
- накапливать данные по сделкам и обрабатывать накопленную статистику;
- корректировать реализацию и оформлять возвраты.
Закупки:
В программе достаточно функций для автоматизации учета закупок и регистрации приходов товаров и сырья (по поставщикам), контроля сроков поставок и просрочек.
А также:
- регистрация информации в разрезе номенклатуры поставщика и сопоставление ее с номенклатурой предприятия;
- загрузка прайс-листов и анализ сопоставимых цен у конкурентов;
- задание Соглашений об условиях закупок;
- выставление заказов поставщикам и контроль состояния заказа;
- учет незапланированных расходов при поставках, корректировка приобретения;
- подготовка товарно-сопроводительных документов.
Всё это относится также и к импортным сделкам (с функцией учета прослеживаемых товаров).
Склад и доставка:
Этот блок автоматизирует логистические процессы, связанные с доставкой товаров и продукции клиентам, а также по управлению складскими остатками и запасами, резервированию складских помещений.
С его помощью можно отслеживать как склады в целом, так и отдельные места хранения, распоряжаться внутренними складскими перемещениями, организовывать самовывоз.
Зарплата:
Система имеет все возможности типовой конфигурации Зарплата и Управление персоналом, а также присутствует все необходимые механизмы для передачи данных в бухгалтерию и для подготовки регламентной отчетности.
Кадры:
Как уже писалось, типовой функционал ЗУП, введенный в программу, означает, что в блоке «Кадры» можно проводить все необходимые кадровые операции.
Производство:
В конфигурации 1С: ERP есть два уровня оперативного управления: меж - и внутрицеховой. С их помощью задается порядок запуска изделий в производство, выполняется создание материальных и сырьевых резервов, достигается бесперебойное снабжение рабочих мест материалами и полуфабрикатами.
Для каждого участка можно задавать свои уникальные алгоритмы с учетом этапов производства и потребностей в сырье и материалах.
Для ведения детальных схем технологических операций используются маршрутные карты, создаваемые с учетом ресурсных спецификаций.
В программе есть возможности для планирования и организации ремонтов, регистрации дефектов, создания заказов на обслуживание отдельных объектов и узлов.
Казначейство:
Данный блок программы позволяет вести учет и всесторонний контроль всех денежных транзакций, согласовывать заявки на оплату, устанавливать лимиты расходования средств и совершать другие необходимые действия.
Блок особенно важен при средне- и долгосрочном планировании, прогнозировании и анализе возможных вариантов, позволяя диагностировать кассовые разрывы и давая удобные инструменты, чтобы их избежать.
Также в блоке «Казначейство» организован стандартный внутрифирменный учет и контроль денежных средств, кредитов, взаиморасчетов, эквайринга и прочих операций, установка лимитов расходования с гибким процессом согласования, создание платежных реестров, в том числе реестров частичных платежей.
Финансовый результат и контроллинг:
Этот блок содержит подбор средств для стандартных задач финансовых служб: учет доходов/расходов, прибылей/убытков (в разрезах номенклатуры, подразделений, менеджеров, клиентов и т.д.), планирование бюджета, учет НДС, управление финансовыми рисками, анализ движений активов и пассивов между подразделениями.
Позволяет автоматизировать процессы подготовки финансовых отчетов, а также распределение расходов по статьям с учетом задаваемых правил.
Внеоборотные активы:
В программе возможно добавление блока по работе с внеоборотными активами 1С: объектам строительства (в том числе незаконченного), расчета транспортного налога (включая работу с системой «Платок», учет обесценивания основных средств.
Есть готовые инструменты автоматизации расчета расходов (амортизации, имущественного налога, НИОКР), а также для программ целевого финансирования.
Регламентированный учет:
Помимо основных возможностей ведения регламентного учета, присущего всем бухгалтерским программам, конфигурация 1С: ERP обладает дополнительными возможностями.
Учитывается, что часть пользователей могут иметь неполное представление о регламентах и законодательстве, поэтому учет строится на выстраивании системы первичного документооборота. Тем не менее, при полном отражении хозяйственных операций и данных оперативного учета, итоги сводятся в результаты, пригодные для бухгалтерской и налоговой отчетности.
Блок допускает создавать группы финансового учета и учётных политик, задавать классификаторы ОКОФ и ЕНАОФ, работать с графиками амортизации, а также вести сверку оперативного учета с бухгалтерским, автоматизировать ведение журнала проводок, книги учета доходов и расходов и пр.
Международный финансовый учет и дополнительные модули 1С: ERP
Конфигурация 1С: ERP поддерживает ведение бухгалтерского учета по МСФО, в разных валютах, с использованием готовых шаблонов и правил для типовых проводок на основе групп настроек финансового учета (ГФУ).
Отметим, что помимо основной комплектации, есть специализированные блоки.
Например, имеются разработки для:
- предприятий агропромышленного комплекса (молокозаводов, предприятий по зернопереработке, крупопереработке, для птицефабрик и мясокомбинатов и т.д.;
- спиртзаводов, вино-ликероводочных производств, и предприятий торговли;
- проектных и строительно-монтажных компаний;
- сырьевых и добывающих компаний;
- издательства и полиграфии;
и многих других.
В настоящее время использование специальных программных продуктов, ведущих учет для разных производственных или финансовых звеньев, является уже вполне сложившейся практикой.
Новым этапом и следующим уровнем в развитии информационных систем неизбежно становится объединение отдельных частей (производство, бухгалтерия, продажи) и совместное использование информационных ресурсов каждого блока.
«1С: ERP Управление предприятием 2» – это передовое решение от компании 1С по комплексной автоматизации бизнеса, особенно выгодное для многопрофильных предприятий с технически сложным производством и значительным персоналом.