Меня зовут Григорий Шатров. Я из Новосибирска. Работаю тимлидом, проектным архитектором. Хочу поделиться с вами тем, откуда брать идеи программных продуктов, каким образом их генерировать.

Среднестатистический 1С-специалист считает, что ему приходится изо дня в день работать с одними и теми же задачами:
-
интеграциями,
-
печатными формами,
-
проводками,
-
командами,
-
заказчиками,
-
проектами.
Откуда взяться творчеству, новым задачам и свершениям?

Нашей компании больше 25 лет, она подходила к решению этой задачи с разных сторон, пробовала сформировать необходимый программный продукт, чтобы можно было показать его рынку и стать владельцем разработанного изделия.

Нам безумно помог хакатон – мероприятие, где все идеи воплощаются в жизнь.

Какие виды хакатона существуют
-
Первый вид хакатона. Большие компании устраивают соревнования: принимают большой вызов, берут какую-то большую задачу, зовут много людей и делают эту одну задачу. Тому, кто сделал лучше, компания выделяет грант, а созданный продукт внедряется в компанию.
-
Второй вид хакатона. Соревнующимся предлагается инфраструктура, в которой надо найти уязвимости, взломать, хакнуть. Хакатон от слова «хакерство».

Третий вид хакатона. Разработан в нашей компании. Мы перевернули это понятие, но оставили название. Хакатон у нас – это мероприятие, где каждая команда делает свой продукт. Например, 20 команд – 20 продуктов. Это два дня безудержного айтишного веселья, где сотрудники отрываются от повседневных задач и делают то, что придумали к этому хакатону. Да: то, что интересно ребятам, обычно не связано с ежедневной текучкой, а также полезно компании. На выходе получается продукт, который показывается жюри. Часть из них выходит дальше в свет, либо модернизируется и переходит в какие-то другие плоскости.
Кто участвует в хакатоне

На нашем хакатоне участвуют буквально все внутренние сотрудники компании:
-
Программисты и аналитики.
-
Отделы закупок, персонала и маркетинга. Эти отделы помогают айтишникам проверять маркетинговые гипотезы, находить и улучшать презентацию продуктов. Все службы участвуют в мероприятии совместно с айтишниками.

Сотрудники извне компании. Мы начали привлекать в соревновательный процесс участников извне:
-
IT-службы других компаний 1С, которые приходят на хакатон. Они либо создают свои продукты, либо участвуют совместно с нами – объединяются, интегрируются в наши команды и творят вместе с нами.
-
Клиентов, идеи которых передают в наши команды. Наши команды реализуют все идеи клиентов, которые принесли на хакатон.
-
Не 1С-ные компании также приходят к нам – приглашаем всех. Партнеры помогают нам подключаться к новым инфраструктурам, новым технологиям, не связанным с 1С. Например, Web или мобильные IT-специалисты – они приходят к нам, и мы внедряем лучшие практики из их среды.
-
Студентов. Также приглашаем студентов. У нас есть отдельные площадки, где собирают студентов и проводят хакатон специально для них.
Что дает компании проведение хакатона

-
Формирует опыт работы с продуктами. Подход к продуктам становится совсем другим, не связанным с проектами. За два дня хакатона команда, компания и все организаторы учатся работать с продуктовыми наработками: проверяют гипотезы, формируют MVP-продукт и т. д. Это очень ценно для компании, потому что такой опыт и такой навык очень важны.
-
Способствует адаптации сотрудников. Им дают возможность творить, сделать то, что они сами хотели, и вовлекают их в процесс. В результате сотрудники понимают, что их слышат, и их идеи можно реализовать в жизни.
-
Привлекает заказчиков. Приходят заказчики, партнеры, заходят к нам с рынка и просят участвовать в хакатоне, потому что понимают ценность данного мероприятия.
-
Способствует командообразованию. Вся компания, все айтишники работают по QRM-ячейкам, то есть по командам. Я один из участников, стоявших у истоков командообразования нашей компании. Мне видно, что это мероприятие очень здорово может продвинуть и внедрить концепцию команд в вашей компании, если у вас есть такое желание.
-
Привлекает внешних партнеров. Общение, нетворкинг с разными компаниями – тоже интересное мероприятие. Мы собираем партнеров, которые помогают нам создавать как собственные продукты, так и наши совместные разработки. И все это реализуется командами.
-
Деньги – немаловажный аспект. Это реальные финансы, которые получает компания после внедрения и реализации продуктов. Я не буду приводить конкретные цифры, но уже есть проекты и продукты, приносящие нашей компании миллионы рублей в результате внедрения новых решений.
Что дает сотрудникам проведение хакатона

-
Новые технологии. В последнее время вышло много новых технологий – 1С: Предприятие. Элемент, 1C:EDT, 1С:Шина. Все это сотрудникам хотелось бы попробовать и освоить, но зачастую на это не хватает времени.
-
Идеи. Хакатон – то место, где можно дать специалисту возможность реализовать конечный продукт на выбранной технологии. Во время такого крупного творческого мероприятия рождаются отличные идеи, которые затем реализуются. Мы изучаем и выбираем самые лучшие из них для совершенствования наших процессов и развития компании. Особенно хорошо развиваются идеи по внутренней автоматизации.
-
Роли. Развитие роли в команде – очень важный момент как в игре, так и в жизни. В команде всегда появляются разные роли: капитан, презентатор, специалист по изучению рынка. Например, мы ставим стажеров в роль капитана (иногда они сами вызываются), тем самым они зарабатывают авторитет и быстрее адаптируются в команде. Через хакатон это проходит значительно проще, чем в производственном процессе.
-
Презентации. Все команды презентуют свои решения перед жюри. После двух дней работы команды показывают результаты в виде презентаций, видео, стихов или песен – в любой форме. Это помогает сотрудникам развивать ораторское мастерство.
-
Знакомство. В хакатоне участвуют представители разных отделов, что позволяет им познакомиться и увидеть, что в других отделах тоже работают профессионалы высокого уровня. Это способствует взаимодействию отделов и расширяет контакты внутри компании.
Какие результаты нам принес хакатон

-
Появление продуктового отдела. Продуктовый отдел (около десяти человек) с продуктами 1С-Совместимо, РосРеестра – Управление маркетплейсами. Ребята научились работать с релизами, предрелизами, бета-релизами, проверками гипотез, а также с улучшениями, переформированием бэклога по спринтам и его приоритизацией.
-
Появление новых продуктов от других клиентов. Например, у нас есть 1С:Приют. Клиенты обращались с просьбой автоматизировать учет бездомных животных, но большого бюджета на этот проект не было. Идею можно реализовать на хакатоне и наглядно продемонстрировать конечный осязаемый продукт бизнесу. А бизнес, возможно, выделит деньги на развитие и внедрение проекта.
-
Автоматизация внутренних процессов. Например, это телеграм-боты, связанные с учетными и финансовыми автоматизациями. Это как сапожник с новыми сапогами, который может идти дальше и делать свою жизнь лучше. Айтишники любят работать с автоматизированными системами, чтобы все их роботизированные процессы запускались одним нажатием кнопки.
-
Появление проектов не 1С-ного характера. Мы решились и рискнули на хакатоне, попробовали абсолютно не 1С-овские автоматизации. Были проекты с пайкой, интернетом вещей, работа с Arduino, Raspberry Pi, а также с Web – то есть полностью вне рамок 1С. Благодаря хакатону мы смогли пощупать эти подсистемы и перестали отказывать клиентам, потому что «это не в нашей 1С-компетенции». В результате в компании появилась возможность реализовать автоматизацию сторонних фирм в 1С от начала и до конца не в 1С-ных форматах. И знаете, когда мы научились говорить «Да» таким проектам – они стали приходить, а мы с радостью и особенным воодушевлением их внедрять.
Как подготовиться к хакатону

Подготовка к хакатону проходит в несколько этапов:
1. Подготовка к запуску (январь-апрель). Обычно мы собираемся в начале года вместе с организаторами хакатона и руководством компании. Мы обсуждаем и генерируем идеи: какая цель у хакатона этого года? Что именно можно реализовать? Каждый год мы придумываем новую цель, и благодаря этому хакатон становится более целенаправленным и осознанным в конечном итоге.
2. Информирование (апрель-май). Мы сообщаем всем участникам – партнерам, сотрудникам и внешним клиентам – о подаче заявки на сайте. Указываем дату. Они регистрируются и участвуют в нем. Есть и те, кто впервые слышит о хакатоне – «молодые» специалисты, которые только устроились и узнали о нем от коллег. Мы им объясняем, что это такое, зачем это нужно: проводим просветительскую работу, разъясняя суть мероприятия.
3. Генерация тем (июнь). Следующий этап – подготовительные мероприятия. Приходят участники и предлагают темы. Они всегда хотят реализовать какую-то свою систему или технологию. Мы это фиксируем. Если остаются команды, у которых нет темы, мы собираем их, проводим мозговой штурм, фасилитируем процесс. В результате у каждой сформированной команды появляется своя тема, которую необходимо реализовать на хакатоне. Никто без темы не остается.
4. Организационный этап (июнь-август). Летом возникает множество задач, связанных с подготовкой самого хакатона, которые необходимо решить: организация помещений, где проходит хакатон, рабочих мест, интернет-доступа, мерча – все, что нужно для комфортной работы айтишников, чтобы кодинг шел без задержек и проблем. В подготовке этих моментов тоже важно участвовать, чтобы избежать неприятных ситуаций во время самого мероприятия.
5. Хакатон (сентябрь). Хакатон – праздник длиной два дня.
-
В первый день происходит открытие мероприятия, после чего команды начинают кодить свои продукты. В конце дня они подводят итоги работы и кто-то остается работать ночью, что вполне допустимо. Мы наблюдали разные сценарии. Бывают ситуации, когда команда, придя на второй день, за первый час понимает, что вся работа в первый день шла неверно, и начинают все заново.
-
Во второй день команды завершают проекты, тщательно готовятся к презентации, чтобы красиво обосновать ценность и эффективность своей идеи. Они показывают MVP жюри, рассказывают, что именно хотели создать и что получилось в результате. После этого наступает церемония защиты – команда презентует свой продукт, объясняя, зачем он нужен, какие проблемы решает и в чем его прелесть.
После завершения хакатона мы празднуем День Программиста. Хакатон тесно связан с этим праздником, и мы объединяем эти два мероприятия.
6. Закрытие (октябрь-ноябрь). Немаловажный этап – сбор обратной связи. За осень мы анализируем отзывы и делаем выводы: что было не так в организации, презентации, технологиях. Может, не хватило тем, участников: или экспертов, или наоборот – молодых специалистов. На основе этой обратной связи мы формируем пункты для реализации, приоритезируем их, и в следующем году внедряем те изменения, которые наиболее важны для улучшения хакатона.

Сопротивления хакатона
При организации хакатонов возникают разные стопорящие вопросы.
У сотрудников: «Зачем мне уходить от своей повседневной задачи?», «Некогда кодить», «Надо делать свою повседневную работу», «У меня нет темы», «Прототип – это очень дорого» и т. п.
У соседних отделов и внешних клиентов: «Зачем мне тратить время и приходить на хакатон?», «Что мне это даст?»
У организаторов: «Как перебороть эти боли?» Однако после проведения хакатона понимаешь, что ценность этого мероприятия гораздо больше, чем любые вопросы и сложности, связанные с их решением. Реализовать хакатон гораздо проще, чем сидеть и думать, что есть какие-то проблемы, которые невозможно решить.
Может казаться, что все очень сложно. На самом деле организация хакатона - это примерно две недели организационной работы, растянутой почти на весь год. За это время можно успешно подготовить хакатон, чтобы мероприятие было полностью готово и реализовано в срок.
Эволюция хакатонов

У нас прошло уже пять хакатонов, в этом году будет шестой (актуально на май 2024 года – Прим. ред.).
2019 год. Хакатон изначально проходил с внутренними командами. Мы рекомендуем сначала проводить хакатон именно внутри, чтобы понять все шероховатости, проблемы и сложности при организации этого мероприятия. После этого уже можно переключаться на внешнюю аудиторию и взаимодействовать с ней.
2020 год. У нас появлялись новые площадки: параллельно с нами в один день в других местах партнеры организовывали такие же хакатоны. Так формировалось сообщество хакатонов – день для всех айтишников, которое транслируется как профессиональный праздник.
2021-2022 годы. Увеличивалось число команд, появлялись новые города и площадки. Некоторые участники, бывшие сотрудники, приходили снова, потому что поняли, что это отличный шанс вырваться из рутины и реализовать свои идеи. Многие из них, работая на свою компанию, не успевали реализовать свои креативные проекты.
2023 год. На пятом хакатоне мы поняли, что нужно ограничивать количество команд. В идеале 100 человек, 20 команд, примерно по 5-7 человек в команде. Если команд больше, хакатон теряет фокус и вектор внимания (слишком много продуктов).

В душе каждый айтишник – немножко ребенок. На одном из хакатонов компании дарили огромные игрушки. Наши продукты подобны таким игрушкам. Лучшие из них становятся верными спутниками по жизни, принося радость, пользу и помогая нам раскрывать свои лучшие навыки.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Анализ & Управление в ИТ-проектах.
