Если у вас есть интересные находки, но вы опасаетесь шапкозакидательства, добро пожаловать в группу, где будут оставаться только адекватные личности.
1. С чего следует начинать автоматизацию? Для меня ответ однозначен. С выбора типовой конфигурации, которая больше всего подходит для учета специфики клиента и потребует меньшего количества доработок.
И я очень рекомендую найти Вам опытного консультанта, так как это краеугольный камень будущего проекта, от него зависит, сколько времени и сил Вы потратите на запуск и насколько удобно, и можно ли вообще будет работать.
Рекомендую проконсультироваться у независимого источника, так как очень часто менеджеры по продажам руководствуются коммерческими соображениями, а не интересами клиента. Один раз я пошел на поводу у менеджера и сделал проект на основе решения для розничной торговли, продвигаемого фирмой франчайзи, где я работал на тот момент. А у клиента огромная розничная сеть по торговле золотыми изделиями. После загрузки всей базы система работала настолько медленно, что клиент вскоре отказался совсем от 1С и ушел на Microsoft Axapta.
Еще один случай, когда клиент поручил процесс переход на 1С учета производства программисту, поддерживающему у них бухгалтерию. Программист, не долго думая, решил в бухгалтерскую программу внести половину функционала Управления производственным предприятием (УПП). Силами одного человека на это ушли бы годы, не говоря уже пользе такого труда.
Даже при выборе специализированной конфигурации есть много нюансов. Например, если у Вас многопередельное производство, то «Комплексная автоматизация (КА)” уже Вам не подойдет, не смотря на наличие производственного функционала.
2. Второй краеугольный камень, это выбор правильного представления ваших данных в системе. Речь идет о правильной модели хранения данных ассортимента ваших материалов и товаров в виде трехуровневой системы: «Номенклатура, характеристика номенклатуры, серия номенклатуры», для того что бы можно использовать ядро стандартной конфигурации с наименьшими изменениями. Ядром конфигурации я называю структуру хранения и проведения информации по регистрам конфигурации, изменение в одном месте которой вызывает лавинный каскад других изменений.
На практике, почти всегда можно найти такую модель хранения данных, которая позволяла бы использовать стандартное ядро. Или хотя бы минимизировать изменения.
Искусство разработчика это правильно использовать стандартные реквизиты вышеупомянутых справочников по максимуму и правильно распределить новые реквизиты между ними. Существуют разные методики добавления связанной информации в объекты метаданных. Все они имеют свои преимущества и недостатки: скорость выборки данных, количество изменений в конфигурации, по-разному влияют на блокировки и т.д. Перед выбором конкретного способа приходится анализировать весь этот ряд показателей, но это, мне кажется, тема для отдельной статьи.
Приведу несколько примеров: торгуем автозапчастями:
На уровень номенклатуры добавляем новые реквизиты, которые помогут однозначно идентифицировать товар и классифицировать его по ряду признаков, например «Еврокод” и «Сканкод”, начало и конец года выпуска, список моделей автомобилей (как табличную часть) для которых она подходит.
На уровень характеристики добавляем новую ссылку на справочник торговых марок и делаем ее формирующей наименование характеристики.
В серии номенклатуры используем стандартный серийный номер для хранения уникального кода детали, и добавим документ поступления (что б удобно было быстро строить отчеты) и надпись на изделии.
Серийный номер будем генерировать автоматически при поступлении вот этой внешней обработкой //infostart.ru/public/84204/
Возьмем более сложный пример. Перерабатываем рулоны материала. У нас четыре основных измерения: Пленка, диаметр валика, ширина пленки на валике, сам рулон.
А в стандартной конфигурации только три измерения. Можно обойтись без изменения ядра, если хорошо продумать и промоделировать различные варианты. Я сам остановился на приемлемом варианте только после девятой модели. Модель должна дополнительно отвечать на вопросы:
В чем удобнее делать заказы, хранить, перерабатывать, продавать: В метрах, квадратных метрах, кг, рулонах. Что будет происходить с себестоимостью на каждом этапе. Какая будет скорость работы базы на эталонном сервере, при загрузке всех остатков. И еще ряд других.
Мы объединим два измерения в одно. Добавим в характеристику номенклатуры два реквизита “диаметр валика, ширина пленки”, заменим форму выбора характеристики на свою, и в конфигурации почти уже можно работать!
В серию номенклатуры добавим огромное количество реквизитов описывающих рулон, в том числе длину и вес. Потребуется еще большое количество работы по написанию мастеров, изменению форм документов и печатных форм, написанию отчетов, но у нас уже есть механизм, который способен хранить наши данные и использует весь типовой функционал.
Продолжение смотрите здесь: //infostart.ru/public/90683/
PS: Надеюсь вам понравится эта и другие мои статьи и разработки на //infostart.ru/profile/48714/.
Очень жду ваших комментариев и пожеланий.
Молочников Олег Spb. 2011.