Давно известно, что вашу работу можно ускорить в 4 раза. Чтобы это сделать, надо внести достаточно много изменений в процесс вашей работы.
Изменения можно внести, например, сверху – как в кейсе про Золотой франч, который я публиковал несколько недель назад. Но никто из начальников вашего франча этого делать не будет, это специфика франчевого бизнеса – он слишком скучный, однотипный, зашоренный и не фундаментальный. Все или осознанно, или неосознанно понимают, что бизнес 1С:Франчайзи – временное явление, и когда-то придется заниматься чем-то более серьезным. Главное – успевать рубить бабло, пока фирма 1С существует и выпускает свои прекрасные конфигурации.
Можно изменения внедрить снизу, т.е. силами команды программистов. Главный вопрос, который мешает заняться такой практикой – зачем? Зачем мне, или нам, это нужно?
Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить. Чтобы сэкономить буквы, ускорение в 4 раза я буду называть #Ускорение4X.
Генеральные цели
Если вы — тот человек, который берется за внедрение #Ускорения4X в команде, то первый шаг придется сделать вам.
Вам нужно провести несколько встреч с командой, и со всей целиком, и с каждым человеком отдельно, чтобы объяснить и согласовать цели.
Я постараюсь объяснить цели, и дам пример согласования — его можно использовать в качестве подсказки. А можно не использовать, главное — результат. Но разговаривать с людьми придется вам. Не лишним будет всем дать ссылку на эту публикацию — если переживаете за свое красноречие.
Итак, генеральные цели внедрения #Ускорения4X звучат так:
- повысить скорость работы и выдачи результата в 4 раза — на текущем месте, в текущей команде;
- каждому участнику команды получить воспроизводимый опыт работы на скорости 4X;
- каждому участнику команды получить воспроизводимый опыт внедрения #Ускорения4X.
Первая цель относится к «сейчас» — текущему месту работы, проектам, задачам, команде. Это конъюнктурная цель, можно сказать — шкурная, выделиться на фоне остальных команд (если они есть). Если никого, кроме вас, нет, или вообще весь бизнес — это ваша команда, то первая генеральная цель будет главной — потому что станет бизнес-целью.
Например, вы — небольшая компания по разработке ПО — сервисов, коробочных продуктов, или просто на заказ. Вроде не требует доказательств, что при ускорении выдачи результата в 4 раза вы начнете больше зарабатывать. Хотя, конечно, если ваш начальник не делится с вами прибылью, и вы получаете оклад без премии от результата, то первая генеральная цель не будет главной для вас.
Независимо от варианта, не ходите к начальству с обещанием ускориться в 4 раза и просьбой, или требованием увеличить ваш доход. Так делать можно только в исключительных случаях, когда ваш босс — адекватный. Такое бывает редко, и если вы проболтаетесь про #Ускорение4X, то получите на свою голову самое поганое — обязательства. Под гнетом таких вот «необязательных» обязательств у вас ничего не получится.
«Необязательные» они потому, что никто вас не просил ускоряться. Получится «взялся за гуж — не говори, что не дюж».
Другое дело — кризис. Если вы в кризисе — например, работой вашей команды недовольны и есть угроза увольнения, то #Ускорение4X — самое оно. Внешняя угроза заставит вас забыть о приличиях, и вы начнете действовать быстро и эффективно, т.к. терять вам нечего. Опять же, в ситуации кризиса тоже нет смысла что-то говорить руководству, только хуже сделаете. Вам скажут «лучше бы работали, чем херней всякой заниматься».
Момент, в который надо идти и хвастаться к руководству, мы обсудим отдельно.
Вторая генеральная цель — уже для вас, для всей команды. Ваше текущее место работы — не вечно, как и ваш проект, и ваша команда.
Единственное, что вечно лично для вас — это вы. Наш контекст — профессиональная деятельность, поэтому отделим от вашей вечной прекрасной личности один кусок — воспроизводимые компетенции, и будем говорить о них. #Ускорение4X подходит и для колки дров, и для макраме, и для строительства мостов, но мы ограничим обсуждение разработкой.
Итак, неважно, что и на чем вы разрабатываете. Каждый язык, фреймворк, платформа, проект имеют свои особенности и характеристики, но есть среди всех общие, универсальные, понятные и нужные всем. Одна из них — скорость.
Скорость — это количество единиц цели в единицу времени. Скорость есть у всех сущностей, занимающихся разработкой — человека, команды, отдела, компании, группы компаний.
Например, есть скорость генерации дохода — у компаний. Это сумма полученного дохода за несколько периодов, деленная на количество этих периодов. Если компания получила доход 120 млн. рублей за год, то месячная скорость генерации дохода равна 10 млн. рублей.
Скорость генерации дохода — это вычисляемое свойство бизнес-системы. Оно зависит от многих компонентов — продуктов, рынков, производства, бизнес-процессов и т.д. В сумме они определяют скорость генерации дохода.
Результат, полученный за период, т.е. конкретная сумма дохода — это интеграл скорости генерации денег. Или, проще говоря, результат работы скорости, результат движения на определенной скорости.
Если в бизнес-системе ничего не меняется, то, с высокой вероятностью, она продолжит двигаться с той же скоростью, и за следующий период получит тот же доход.
Чтобы доход увеличить, в бизнес-систему вносят изменения. Создают новые продукты, покупают станки, строят новые торговые точки, нанимают персонал и т.д. Это не всегда помогает, т.к. надо учитывать теорию ограничений, но в целом что-то обычно получается.
Закон там простой: хочешь зарабатывать больше денег — увеличивай скорость их генерации.
И у вас есть скорость. Что бы вы о себе не думали, какие бы приоритеты не расставляли в работе, на чем бы ни программировали, где бы не сидели — вы выдаете результат с определенной скоростью.
Скорость характеризует ваш, грубо говоря, движок. Количество фреймворков, в которых вы умеете разрабатывать, говорит о масштабе и функциональной применимости, но не говорит о скорости.
Предположим, вы — программист 1С, и больше ничего не умеете. Тогда вы — что-то вроде кофемолки. Умеете перемалывать зерна с определенной скоростью, возможно — с выбором степени помола. Больше вы ничего не умеете, только кофе молоть. Это ни хорошо, ни плохо — кофемолка тоже нужна.
Если вы программируете только на javascript, то вы — что-то вроде мясорубки. Вы полезнее, чем кофемолка, и применимость шире. Вы умеете перемалывать мясо, картошку, сухари и т.д. Если припрет, вы и кофе можете смолоть — получится плохо, но если выхода нет, то заварят и выпьют.
Если плюс к jacascript вы знаете phyton, php, и еще несколько иностранных слов, то вы — кухонный комбайн. И мясо можете смолоть, и суп-пюре сделать, и сливки взбить, и овощи нашинковать. Есть вроде и комбайны со встроенной кофемолкой, особенно в последнее время часто встречаются.
Что общего между кофемолкой, мясорубкой и кухонным комбайном? Производительность, или по-другому — скорость генерации единиц цели в единицу времени.
Сложно, конечно, сравнить скорость мясорубки и кофемолки в натуральных единицах, т.к. продукты очень разные. Есть универсальная характеристика — деньги. Если представить, что вы продаете результат — молотый кофе и мясо, и услугу — помол, то у вас будет какой-то доход. Доходы уже можно сравнить, и понять, что приносит больше денег, и кем лучше быть — кофемолкой или мясорубкой. Спрос вроде и на то, и на другое есть.
Но мы не будем сравнивать, кто лучше — нам не нужен холивар. Кофемолка вы, или мясорубка — неважно. Важна скорость, с которой вы работаете.
Хорошая электрическая кофемолка принесет больше дохода, чем ручная мясорубка. Электрическая мясорубка — лучше, чем китайская ручная овощерезка. А есть ведь и ручная вытаскивалка косточек из вишни — прикольная, но ужасно медленная и редко необходимая, венчик для взбивания — романтичный, но результата не дождешься, и т.д.
Кем быть — решайте сами. Каким быть — это про #Ускорение4X. Поможет и кофемолке, и мясорубке, и устройству для чистки вареных яиц (Shakespeare?).
Скорость в нашей метафоре с кухонными приборами — это характеристика двигателя. Вы можете, будучи кофемолкой, решить переквалифицироваться в мясорубку, или кухонный комбайн. Что для этого нужно? Что от вас останется?
Движок останется. Обвес, корпус, насадки — поменяются. Может блок питания поменяться, если в Британию или на Кипр поедете. А движок — останется, он внутри вас, он не зависит от текущей работы, команды, проекта, назначения и фреймворка. Он с вами всегда.
Вот он, движок, и есть — вторая генеральная цель. Ваш личный движок и его ускорение.
Как правило, вторая цель является главной при внедрении #Ускорения4X. Если ваш форсированный движок окажется не нужен на текущей работе, если его не оценят по достоинству, то и хрен с ними — вы уйдете вместе с движком, забрать на КПП его не смогут.
Судьба компании, в которой вы работаете, меня мало волнует. Возможно, и вас тоже. А ваша судьба — это да, потому что вы — человек. Основа экономики. Компании — это просто проекты, которые создаются и исчезают. А вы есть всегда. С вами и стоит работать, вкладывать в вас усилия, развивать, форсировать. И мне, и вам.
Третья генеральная цель — это высший уровень полезности.
При переходе на #Ускорение4X важны две вещи — результат и процесс. Процесс самого перехода, изменения качественного состояния команды и каждого ее участника.
Результат мы обсудили, его получит работодатель (от первой цели) и вы (от второй). Работодатель получит беспощадную машину внутри компании — форсированную команду, вы получите беспощадную машину внутри себя — формированный движок.
А что получит тот, кто не проглядит процесс? Он получит машину по производству машин. Причем, тоже внутри себя.
Поняв и испытав на практике внедрение #Ускорения4X, человек получит воспроизводимый опыт построения высокоэффективных команд. Вы ведь когда-то уйдете из этой компании? И команда ваша — не вечна?
Придете в другую компанию, станете там лучшим — у вас ведь внутри движок 4X — и у вас спросят, в чем секрет. Или предложат возглавить команду. Или несколько команд. Сможете повторить успех?
Если не будете спать в процессе внедрения, то сможете. Что важно: опыт ускорения работы — универсален. Сейчас вы ускоряете разработку ПО, завтра будете ускорять продажи, производство, RnD, логистику — все области, где важна скорость генерации единиц цели. А это — почти все области бизнеса.
Еще немаловажный аспект про то, что вы уйдете из текущей компании. Вы можете попасть в команду, где будут неприменимы алгоритмы и фишки, наработанные вами в прошлом. Если вы запомнили алгоритмы, но не поняли принципов, процесса их формирования, то не сможете воспроизвести результат — ускорение в 4 раза.
Важнее понять принципы, логику, цели, увидеть процесс внедрения алгоритмов вживую, понять, что работает, а что нет. Всему этому вы можете научиться, участвуя во внедрении #Ускорения4X.
Не так важно, кто из вас какую роль будет играть — участвовать в ускорении могут все. Главное — не вставать в позу «мне насрать, просто скажите, как надо действовать». Эта поза даст вам только первые две цели. Хотя, каждый сам решает, конечно.
Ну, пока вроде все. Это генеральные цели #Ускорения4X. В них пока нет места вашим личным целям— я понимаю, что ускориться в 4 раза — это не все, чего вы хотите в профессиональной области. Миксовать генеральные цели с вашими личными будем во второй части статьи.
Сейчас вам нужно решить, подходят ли вам генеральные цели. Отзываются ли они в вашей душе, дают ли надежду на улучшения, хочется ли попробовать.
Разумеется, речь и о вас, и о вашей команде.
Личные цели
Генеральные цели перехода на #Ускорение4X мы обсудили. Теперь нужно сделать еще более важную штуку — учесть цели каждого участника команды. Мы же ускоряемся сами для себя, а не для начальника.
Итак, зачем кастомизировать цели? Вроде нормально они звучат — ускориться, научиться работать на форсаже, научиться переводить на форсаж.
Неприятность в том, что цели звучат слишком нормально. Банально звучат, пошло и неискренне. И в них не слышно ничего вашего. Вам как будто опять ставят чужую цель, и говорят, что вы должны хотеть ее достичь.
Такое сплошь и рядом есть во всех компаниях, от всех собственников и менеджеров. Что они там обычно говорят? Давайте увеличим продажи вдвое! Наша цель — войти в список Forbes! Мы хотим через 5 лет выйти на IPO! Наша цель — 5 новых продуктов через год! Ну и т.д. Еще там непонятные миссии добавляются,ценности сейчас модно стало писать, и подобную ересь.
Что с ними не так, вы уже понимаете — там нет вас. Ни про вас, ни для вас, ни про ваше будущее. Вы как были винтиком, шпунтиком или целой шестеренкой, а может быть редуктором/мультипликатором, так и останетесь, пока не выкинут, или сами не уйдете. Никому нет до вас никакого дела. Все корпоративные культуры — искусственная хрень, все похлопывания шефа по плечу — прием из книги по менеджменту (вроде этой), чтобы вы себя лучше почувствовали, квартальная или годовая премия — кусочек колбасы для собаки, чтобы с еще большей радостью делала апорт. Всем на вас насрать. И вам на свои цели давно насрать, потому что вы привыкли к чужим идти. Доходить, постоять, как пел Высоцкий, хмельным на вершине, и ползти на следующую гору, нужную кому-то, кроме вас. Ладно, вы и так это все знаете.
О своих целях можете позаботиться только вы. Если у вас своих в профессиональной деятельности нет, или вы над их достижением не работаете, то ничего не изменится. Можно сидеть годами, до пенсии, и ждать, что придет кто-то и спросит — а чего ты, золотко, от жизни-то хочешь? Иногда приходят — опять же, потому что менеджерская книжка так порекомендовала. Расскажете такому парню свои цели — он вами манипулировать начнет. Так что, никто не придет, не спросит, не поможет и с места не сдвинет. Только вы сами.
Мы с вами не работаем в одной команде, поэтому ваша судьба мне тоже безразлична. Мне не безразлична судьба тех, с кем я работаю. Как у нас это отражалось на целях — сейчас расскажу.
Общие и частные цели
Генеральная цель — ускориться в 4 раза — является общей, как стержень, или основной вектор. В принципе, вы можете пользоваться кастомизацией целей не только применительно к #Ускорению4X — тема-то универсальная, подходит для любых команд, с любыми целями.
Для простоты представим, что генеральные цели у нас из #Ускорения4X.
Теперь надо определить, чего хочет каждый участник команды для себя, для своей карьеры, квалификации и жизни. Это совсем несложно — надо лишь поговорить, хотя бы два раза. Одного не хватит, потому что если 99% людей спросить «чего ты хочешь?», он не сможет ответить — его же никто не спрашивал об этом никогда, начиная лет с 6. Поэтому на первой встрече надо вопрос задать, а ко второй может и ответ появится.
Мы люди адекватные, поэтому понимаем, что работая разработчиком в захолустной web-компании небольшого районного центра, феррари не купишь. Команда, в которой вы работаете, не даст вам реализации всех жизненных целей — больших, глобальных. Но промежуточных целей, из которых потом сложатся большие и глобальные, достичь вполне можно. Лучше начать вообще с небольших, достижимых, не растянутых на годы, профессиональных целей.
Важно помнить одно простое правило, оно же вопрос, оно же активатор внимания: зачем я сюда пришел сегодня?
Специально выделил слова разными маркерами — это не от дурного стиля. Просто важно каждое слово. «Зачем» — это цель. «я» — моя цель. «сюда пришел» — цель, связанная с работой. «сегодня» — напоминалка о динамике, что-то связанное с целью лучше делать каждый день.
Если сегодня ничего для своих целей не сделал — все, день зря прошел. Зарплату свою вы получаете и в том, и в другом случае — это константа. А вот прироста функции вашей жизни не произошло, скорее наоборот. Помните, как в известном произведении — " Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее".
Цель каждого участника, если это возможно, должна найти отражение в работе вашей команды — в цели или процессе.
Я бы с радостью написал вам универсальный алгоритм кастомизации целей, типа «две монеты брось в огонь, и перо три раза тронь», но я такого алгоритма не знаю. Да он вроде и не нужен, потому что совмещать разные цели не так сложно. Я вам расскажу несколько примеров, как мы это делали, и вы сами в этом убедитесь. Реальных персонажей заменю литературными.
Незнайка
Незнайка работал программистом, но не знал, его это или не его. Получалось нормально — ну как, нормально — средне, как у всех. Не хуже, не лучше.
Главное, что отличало Незнайку — энтузиазм. Но не идейный, т.е. новыми темами он не фонтанировал. У него был исполнительский энтузиазм, или, как мы это называли, Незнайке нравилось раскуривать. Курить то, что уже раскурено, Незнайке было не интересно.
Был даже момент, когда Незнайка чуть не сбежал из программистов в хрен пойми кого — то ли в менеджеры, то ли в инженеры, которые электронику паяют. Потому что он не знал, чего хочет.
Ради Незнайки мы внесли изменение в процесс — ему стали доставаться все задачи, где надо было что-то раскурить. Новую технологию, новый фреймворк, новые методические области бизнеса, новые люди, и т.д. Любые задачи, в которых Незнайка мог попробовать себя в новой ипостаси.
Незнайка раскуривал, а остальные ребята курили — те, которым было неинтересно стены лбом прошибать, а нужна была инструкция и пример реализации.
А когда появилась возможность поучаствовать в проекте стратегических изменений всего бизнеса, то Незнайка стал первым кандидатом, потому что там все было совершенно новое. В итоге мы засунули Незнайку в руководство одной из agile-команд, которая была почти не про программирование — там меняли закупки, в соответствии с теорией ограничений Голдратта. И Незнайка был счастлив. Он и программировал, и людей жизни учил, и общался вволю, и реальных результатов достигал. А всем остальным это шло на пользу.
Знайка
Знайка знал, чего хочет. Он был программистом, и хотел быть программистом. Но у него в карьере был небольшой провал, в несколько лет, когда он сидел на заводе и работал на старых технологиях, а реальность ускакала вперед.
Поэтому Знайка, не мудрствуя лукаво, сказал — я хочу прокачать в своем профиле вот этот набор компетенций. Все, просто и понятно.
Все задачи по этому стеку, какие только возможно, доставались Знайке. Понятно, что если их было слишком много, то приходилось делить. Но первым из списка выбирал себе Знайка — то, что, по его мнению, для него будет максимально полезно.
Правда, пришлось и Знайку немного подвинуть. Мы же #Ускорением4X занимались, а работа только по новым для себя задачам — это всегда провал в скорости, т.к. идет обучение на рабочем месте за счет работодателя. Нужно было соблюсти баланс — личных и командных целей. Поэтому мы договорились со Знайкой, что на прокачку своих компетенций он будет тратить процентов 30 времени. Знайка, разумеется, согласился. Его ж первый раз в жизни спросили, чего он хочет.
Ослик Иа
Ослик всегда был грустный, и в нашей команде тоже. Он был самый неопытный, застенчивый и не уверенный в себе. Понять цели Иа было не так просто, потому что ничего конкретного он назвать не мог.
За Иа пришлось понаблюдать, чтобы понять, чего ему на самом деле в жизни не хватает. Ответ пришел не сразу, но оказался очень прост — Иа не хватало уверенности в себе.
Уверенность в себе у Иа, как и у большинства людей, была не вещью в себе — она определялась отношением окружающих. В команде к Иа относились хорошо, а вот внешнее окружение его недолюбливало — за его медлительность, некомпетентность и все ту же неуверенность в себе, которая мешала быстро принимать решения. Получался замкнутый круг неуверенности.
Решение — простое до безобразия. Надо давать Иа те задачи, которые поднимут его внешний и внутренний авторитет. Сначала внешний, потом внутренний. А когда внутренний появится, то и внешний перестанет влиять.
Выбрать такие задачи несложно. Они обычно отличаются коротким циклом разработки, невысокой сложностью, но объективной полезностью для пользователей. С нашей, программистской точки зрения, такие задачи — глупость, а пользователям нравятся. За такие задачи они начинают уважать программистов.
Такие задачи Иа и стал решать, а мы на первых порах помогали. И результат пришел очень быстро — пользователи, один за одним, падали под натиском Иа. Потому что один успех базировался на другом, и с каждой решенной задачей уверенность Иа в себе возрастала. Даже настал такой момент, когда уверенность переросла в самоуверенность, и нам пришлось немного перекрыть краник «ЗадачДающихУважениеПользователей», и сбалансировать нагрузку Иа нормальными задачами. Но в целом все получилось.
Кролик
Кролик точно знал, что не собирается всю жизнь быть программистом. Какое-то время он думал, что хочет стать начальником программистов, даже был такой опыт, но он убедился, что это — не его.
Он нашел себе цель в жизни, вообще не связанную с программированием. Саму цель сказать не могу, ибо она не моя, а рассказал он ее только мне. Но эта цель предполагала несколько промежуточных шагов. Нужно было накопить определенную сумму денег — достаточно большую, не для текущего дохода. Поэтому было понятно, что Кролику нужно будет поменять работу на более доходную, но и более нервную. Кролик понимал, что это — не навсегда, и готов был несколько лет потерпеть.
Промежуточная цель стала ясна — Кролику через некоторое время надо менять работу на более доходную. Покурили вакансии и тенденции, определили, что сейчас в цене среди наших фреймворков, выбрали несколько функциональных областей. Все, решили — Кролику нужен воспроизводимый опыт решения задач по этим областям.
Ну и дальше понятно, по алгоритму Знайки. По возможности отдавали Кролику задачи из этих областей. Когда была возможность, еще и на обучение отправляли. На какое-то он сам ходил, за свой счет. Молодец он, Кролик, целеустремленный.
Винни Пух
Главной целью Винни Пуха было понять, как устроен мир. Что в мире работает, а что не работает, как и почему что-то происходит, а чего-то не происходит, а главное — зачем это все нужно?
Явных предпочтений по задачам не было — любил все понемногу. И простые задачи порешать, и с Незнайкой что-нибудь раскурить, и как Иа что-нибудь быстрое для пользователей сделать, и с Кроликом поизучать востребованные технологии. Но больше всего Винни хотел разобраться с устройством мира. Зачем — никто не знает, а он не говорит.
Поэтому Винни досталась работа скрам-мастера — она как раз для тех, кто об устройстве мира беспокоится, хотя бы в масштабах небольшой команды, этакого мини-мира.
Остальным ребятам было не так интересно разбираться в премудростях скрама, непрерывного совершенствования, менеджмента, командообразования и т.д., а Винни — самое оно. И получилась полная синергия.
Резюме
Когда у человека есть цель, и ты ее знаешь, и он знает твою, работать становится намного интереснее. Вам не нужно выдавливать из себя какие-то корпоративные лозунги, обсуждать новости компании, новую феррари собственника, дур из бухгалтерии, дебилов-продавцов и общую бессмысленность происходящего.
Вы знаете, зачем сегодня сюда пришли. Как в фитнес-клуб — пришел, чтобы трапецию забить. Забил трапецию, ушел довольный. У друга спросили — ты как там, посушиться же хотел на этой неделе? Посушился? Да, говорит, минус 2 кг.
Так и на работе — каждый день делает вклад лично в вас. Это не та история, которую в «Операции Ы» рассказывали — вы никого не обманываете. Посмотрите сами на примеры — мы просто перераспределили роли, процессы и цели. Входящий поток работы остался прежним — и по интенсивности, и по структуре.
Мы лишь учли интересы каждого, и каждый получил в общей цели место для себя. А когда достигал промежуточной цели, ставил новую, по тому же алгоритму.
Такой подход давал невероятную по качеству атмосферу в команде — хотелось жить, творить, развиваться и, блин, даже захотелось помочь компании достичь успеха.
Потому что компания не может и не думает о целях людей. Это невозможно сделать сверху. А снизу — вполне, если в общем направлении движения найти что-то для себя.
Впоследствии входной и выходной потоки задач выросли в 4 раза, разумеется — мы ведь придумывали и внедряли #Ускорение4X.