Несколько лет назад я задался целью побывать, что называется, "на другой стороне баррикад". И взялся вести бухгалтерию одного небольшого ООО. Это было поучительно во многих отношениях. И, в частности, я обнаружил, что типовая конфигурация нуждается в обновлении не так часто, как я до этого думал. И даже, совсем не так часто. Я решил проверить свои ощущения и провел подробный анализ каждого обновления типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия редакция 3" за последние два года. И вот что у меня вышло.
Исходные данные следующие:
- организация применяет общую систему налогообложения
- платит зарплату
- не имеет на балансе облагаемого налогом имущества
- не ведет розничную торговлю
- не занимается внешнеторговыми операциями
- а также, не добывает нефть, не ловит краба, не продает сырые шкуры животных и т.д.
Обычная организация, каких достаточно много. Еще один момент - организация использует 1С отдельно и ПО оператора ЭДО отдельно. Многие все еще работают по такой схеме, не прибегая к 1С-Отчетности.
Начнем с ближайшего к нам 2018 года, и посмотрим первые обновления. Релиз 3.0.57.17 от 12.01.2018. 3-НДФЛ для индивидуальных предпринимателей нам не нужно (также, впрочем, как и любая другая 3-НДФЛ). Пилотный проект ФСС - тоже мимо. Далее идет большой раздел обновления регламентированной отчетности. Как ни странно, ничего такого, что нас бы касалось там нет. Крестьянских(фермерских) хозяйств - да, организаций, негативно воздействующих на окружающую среду - тоже да. Там же можно найти что-то для муниципальных образований, эспортеров и т.д. Но для обычного ООО там ничего нет - можете проверить.
Идем дальше. Следующий релиз 3.0.58.20 от 30.01.2018. Патентная система налогобложения нас не волнует. Изменения в справке 2-НДФЛ, вроде бы, должны быть нам небезразличны. Но все, что там поменялось относится к таким кодам доходов, которые мы не используем. Вот КБК - это должно быть серьезно. Заплатишь не туда, и ищи ветра в поле. Тем не менее - опять мимо. Там все новые КБК что-то типа "...приобретение музыкальных инструментов, оборудования и оргтехники за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации". Было бы, конечно, неплохо купить рояль и ноутбук за счет резервного фонда президента, но нам эта опция пока не доступна. Раздел изменений в отчетности на этот раз чуть поменьше чем предыдущий. И в нем снова нет ничего, что нам было бы нужно. Тут можно заметить, что вобще все разделы обновлений отчетности состоят по большей части из статистических форм. На всякий случай, если кто не знает, скажу, что статистику (а также бухотчетность) следует выделять в отдельную категорию. Если вы сверхдотошный и сверхпедантичный бухгалтер, то даже и в этом случае, статистика будет волновать вас в последнюю очередь. А если вы обычный бухгалтер-прагматик, то статистика не будет волновать вас совсем. В нашем конкретном случае все сводится к тому, чтобы раз в год, не нарушая сроки, заполнить формы цифрами не сильно отличающимися от реальности, отправить и забыть об этом. Обновлять базу для этого необязательно.
Релиз 3.0.58.26 от 01.02.2018. Поменяли формы статистики. В декларацию по НДС добавили возможность ввода таких кодов, которые мы вводить не будем.
Релиз 3.0.58.41 от 09.02.2018. Статистика плюс декларация по акцизам на бензин.
Релиз 3.0.59.43 от 28.02.2018. Ненужная нам 3-НДФЛ. ЕГАИС и розничная торговля пивом и т.д.
Релиз 3.0.59.54 от 12.03.2018. Снова бензин и статистика.
И вот, наконец, релиз, в котором что-то сделали и для нас. 3.0.59.56 от 16.03.2018. Изменилась форма 6-НДФЛ. Это мы сдаем, это нам нужно. Я не буду далее утомлять вас монотонным перечислением релизов, а представлю результаты анализа в виде таблицы. В ней релизы, которые нас касаются, выделены фиолетовым цветом.
релиз | дата | изменения |
3.0.67.54 | 28.12.18 | печатная форма 2-НДФЛ |
3.0.67.43 | 19.12.18 | |
3.0.67.38 | 13.12.18 | новая ставка НДС |
3.0.66.70 | 05.12.18 | СЗВ-СТАЖ |
3.0.66.60 | 23.11.18 | |
3.0.66.53 | 09.11.18 | |
3.0.66.47 | 06.11.18 | |
3.0.65.91 | 25.10.18 | |
3.0.65.84 | 16.10.18 | |
3.0.65.80 | 05.10.18 | |
3.0.65.72 | 26.09.18 | |
3.0.65.69 | 20.09.18 | |
3.0.64.54 | 28.08.18 | |
3.0.64.48 | 15.08.18 | |
3.0.64.42 | 01.08.18 | |
3.0.64.34 | 24.07.18 | |
3.0.64.29 | 19.07.18 | |
3.0.64.28 | 13.07.18 | |
3.0.64.21 | 09.07.18 | |
3.0.63.22 | 28.06.18 | |
3.0.63.20 | 22.06.18 | |
3.0.63.15 | 15.06.18 | |
3.0.62.17 | 01.06.18 | |
3.0.61.47 | 21.05.18 | |
3.0.61.37 | 10.05.18 | |
3.0.60.59 | 24.04.18 | |
3.0.60.50 | 18.04.18 | |
3.0.60.46 | 07.04.18 | |
3.0.60.44 | 04.04.18 | |
3.0.60.34 | 30.03.18 | |
3.0.59.56 | 16.03.18 | 6-НДФЛ |
3.0.59.54 | 12.03.18 | |
3.0.59.45 | 02.03.18 | |
3.0.59.43 | 28.02.18 | |
3.0.58.41 | 09.02.18 | |
3.0.58.26 | 01.02.18 | |
3.0.58.20 | 30.01.18 | |
3.0.57.17 | 12.01.18 |
Номера релизов кликабельны (при наличии у вас ИТС) для того, чтобы вам было легче проверить, что я говорю.
Как видно из таблицы, релизов необходимых для нашего ООО не густо. Несколько в самом конце и один посередине. Но присмотримся к этому одинокому внимательнее. Что конкретно изменилось в форме 6-НДФЛ? Изменился номер версии формата. Был "5.01", а стал "5.02". А еще изменился т.н. код места представления. Был "212", а стал "214".
Как видите, все новации сводятся к изменению двух символов в отчете. Можно формировать отчет по-старому, выгружать в файл, менять там два символа и загружать в базу оператора ЭДО. Это, конечно, кривовато. И если у вас есть подписка на ИТС, вы обновитесь, не задумываясь. А вот если подписки нет, то велика вероятность, что вам будет просто лень заниматься ее оформлением из-за двух символов. Поэтому я помечаю этот релиз как желательный, но необязательный.
релиз | дата | изменения |
3.0.67.54 | 28.12.18 | печатная форма 2-НДФЛ |
3.0.67.43 | 19.12.18 | |
3.0.67.38 | 13.12.18 | новая ставка НДС |
3.0.66.70 | 05.12.18 | СЗВ-СТАЖ |
3.0.66.60 | 23.11.18 | |
3.0.66.53 | 09.11.18 | |
3.0.66.47 | 06.11.18 | |
3.0.65.91 | 25.10.18 | |
3.0.65.84 | 16.10.18 | |
3.0.65.80 | 05.10.18 | |
3.0.65.72 | 26.09.18 | |
3.0.65.69 | 20.09.18 | |
3.0.64.54 | 28.08.18 | |
3.0.64.48 | 15.08.18 | |
3.0.64.42 | 01.08.18 | |
3.0.64.34 | 24.07.18 | |
3.0.64.29 | 19.07.18 | |
3.0.64.28 | 13.07.18 | |
3.0.64.21 | 09.07.18 | |
3.0.63.22 | 28.06.18 | |
3.0.63.20 | 22.06.18 | |
3.0.63.15 | 15.06.18 | |
3.0.62.17 | 01.06.18 | |
3.0.61.47 | 21.05.18 | |
3.0.61.37 | 10.05.18 | |
3.0.60.59 | 24.04.18 | |
3.0.60.50 | 18.04.18 | |
3.0.60.46 | 07.04.18 | |
3.0.60.44 | 04.04.18 | |
3.0.60.34 | 30.03.18 | |
3.0.59.56 | 16.03.18 | 6-НДФЛ |
3.0.59.54 | 12.03.18 | |
3.0.59.45 | 02.03.18 | |
3.0.59.43 | 28.02.18 | |
3.0.58.41 | 09.02.18 | |
3.0.58.26 | 01.02.18 | |
3.0.58.20 | 30.01.18 | |
3.0.57.17 | 12.01.18 |
Что мы получаем в итоге? В 2018 году обновление базы можно было сделать один раз, в самом конце года.
Но может быть это 2018 год такой уникальный? Проверим на 2017-ом. Предварительная таблица релизов для 2017 года будет выглядеть вот так:
релиз | дата | изменения |
3.0.57.10 | 27.12.17 | |
3.0.56.22 | 20.12.17 | |
3.0.55.16 | 05.12.17 | |
3.0.55.14 | 04.12.17 | |
3.0.54.20 | 14.11.17 | |
3.0.54.15 | 04.11.17 | |
3.0.54.13 | 03.11.17 | |
3.0.53.39 | 24.10.17 | |
3.0.53.38 | 19.10.17 | |
3.0.52.42 | 06.10.17 | |
3.0.52.39 | 29.09.17 | Форма УПД |
3.0.52.36 | 21.09.17 | |
3.0.52.35 | 15.09.17 | Форма счета-фактуры |
3.0.52.32 | 05.09.17 | |
3.0.51.27 | 09.08.17 | |
3.0.51.25 | 01.08.17 | |
3.0.51.22 | 20.07.17 | |
3.0.51.21 | 11.07.17 | |
3.0.51.20 | 07.07.17 | |
3.0.51.16 | 30.06.17 | |
3.0.51.14 | 27.06.17 | |
3.0.51.12 | 21.06.17 | НДС Идентификатор госконтракта |
3.0.50.19 | 09.06.17 | |
3.0.50.18 | 06.06.17 | |
3.0.50.12 | 24.05.17 | |
3.0.50.10 | 19.05.17 | |
3.0.49.28 | 05.05.17 | |
3.0.49.27 | 26.04.17 | |
3.0.49.23 | 20.04.17 | |
3.0.49.22 | 18.04.17 | |
3.0.49.21 | 12.04.17 | |
3.0.49.20 | 05.04.17 | |
3.0.49.18 | 30.03.17 | |
3.0.49.17 | 28.03.17 | |
3.0.48.22 | 22.03.17 | |
3.0.48.21 | 14.03.17 | |
3.0.48.19 | 07.03.17 | Декларация по НДС |
3.0.47.33 | 27.02.17 | |
3.0.47.32 | 16.02.17 | 6-НДФЛ 2-НДФЛ |
3.0.47.28 | 08.02.17 | |
3.0.47.26 | 03.02.17 | |
3.0.47.23 | 01.02.17 | 4-ФСС СЗВ-М |
3.0.46.20 | 24.01.17 | |
3.0.46.19 | 20.01.17 | |
3.0.46.18 | 17.01.17 | |
3.0.46.16 | 09.01.17 | Новая форма Расчет страховых взносов |
Здесь надо сразу же отметить изменения в декларации по НДС. Как и в предыдущем случае с 6-НДФЛ, для нас все сводиться к тому, что меняется версия формата "5.04" на "5.05". В прошлый раз надо было изменить 2 символа, а теперь 1 (но три раза в разных файлах). Ситуация с идентификатором госконтракта и печатными формами счета-фактуры и УПД несколько сложнее. В этом случае, требуется вмешательство в конфигурацию. Но если, мы не работаем по госконтрактам (а мы не работаем), то все, что нам надо - это поменять две печатные формы (счет-фактура и УПД). Поэтому я помечаю и эти изменения, как необязательные. В результате таблица приобретет вот такой вид:
релиз | дата | изменения |
3.0.57.10 | 27.12.17 | |
3.0.56.22 | 20.12.17 | |
3.0.55.16 | 05.12.17 | |
3.0.55.14 | 04.12.17 | |
3.0.54.20 | 14.11.17 | |
3.0.54.15 | 04.11.17 | |
3.0.54.13 | 03.11.17 | |
3.0.53.39 | 24.10.17 | |
3.0.53.38 | 19.10.17 | |
3.0.52.42 | 06.10.17 | |
3.0.52.39 | 29.09.17 | Форма УПД |
3.0.52.36 | 21.09.17 | |
3.0.52.35 | 15.09.17 | Форма счета-фактуры |
3.0.52.32 | 05.09.17 | |
3.0.51.27 | 09.08.17 | |
3.0.51.25 | 01.08.17 | |
3.0.51.22 | 20.07.17 | |
3.0.51.21 | 11.07.17 | |
3.0.51.20 | 07.07.17 | |
3.0.51.16 | 30.06.17 | |
3.0.51.14 | 27.06.17 | |
3.0.51.12 | 21.06.17 | НДС Идентификатор госконтракта |
3.0.50.19 | 09.06.17 | |
3.0.50.18 | 06.06.17 | |
3.0.50.12 | 24.05.17 | |
3.0.50.10 | 19.05.17 | |
3.0.49.28 | 05.05.17 | |
3.0.49.27 | 26.04.17 | |
3.0.49.23 | 20.04.17 | |
3.0.49.22 | 18.04.17 | |
3.0.49.21 | 12.04.17 | |
3.0.49.20 | 05.04.17 | |
3.0.49.18 | 30.03.17 | |
3.0.49.17 | 28.03.17 | |
3.0.48.22 | 22.03.17 | |
3.0.48.21 | 14.03.17 | |
3.0.48.19 | 07.03.17 | Декларация по НДС |
3.0.47.33 | 27.02.17 | |
3.0.47.32 | 16.02.17 | 6-НДФЛ 2-НДФЛ |
3.0.47.28 | 08.02.17 | |
3.0.47.26 | 03.02.17 | |
3.0.47.23 | 01.02.17 | 4-ФСС СЗВ-М |
3.0.46.20 | 24.01.17 | |
3.0.46.19 | 20.01.17 | |
3.0.46.18 | 17.01.17 | |
3.0.46.16 | 09.01.17 | Новая форма Расчет страховых взносов |
Картина похожа на зеркальное отражение предыдущей. Получается, что за эти два года мы могли бы (хоть и с оговорками) обновиться ровно два раза. Один раз в начале 2017-го, и второй раз в самом конце 2018-го. Здесь можно было бы начать думать о том, какая схема покупки ИТС съэкономила бы нам средства и сколько конкретно с учетом недавнего их повышения. Но я хочу поговорить немного о другом. Допустим я непрерывно оплачивал самый простой вариант ИТС, Техно, и за 2017-2018 годы заплатил примерно 25 тыс. рублей. Сумма, конечно, не запредельная. Но, все-таки, это много или мало? Я прекрасно понимаю, что эти 25 тысяч я плачу не один. Я разделяю это бремя с сотнями тысяч таких же, как я. Умножьте 25 тысяч на 100 тысяч. Вы получите бюджет обеспечивающий обновления за эти два года. И что за эти деньги было сделано? Лично для меня (и точно таких же, как я) одна новая регламентированная форма (расчет страховых взносов), внесены небольшие изменения в пять других форм отчетности, изменены печатные формы счета-фактуры и универсального передаточного документа, решена проблема НДС 20%. Вот, собственно, и все. Нет, я понимаю, что сотрудники 1С сделали еще много чего. Например, поработали над декларацией по налогу на добычу полезных ископаемых или над регламентированной ФНС формой сведений о полученных разрешениях на добычу водных биологических ресурсов. Количество налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых 5708. Количество налогоплательщиков, уплачивающих сбор за использование водных биоресурсов 4207.
Этих ребят, как минимум, в сто раз меньше, чем нас. Сколько они платят за ИТС? Столько-же? Разве было бы не логично, чтобы они платили за свои декларации в сто раз больше, чем мы платим за какую-нибудь декларацию по НДС? Получается, что ИТС невыгоден большинству заурядных подписчиков, потому что они вынуждены субсидировать незаурядных.
Это только первая и самая очевидная часть вопроса. А вторая часть заключается в следущем. Когда-то я считал, что монополизация в ИТ-сфере - вещь более полезная, чем вредная.
В самом деле. Если тысяча маленьких фирмочек будут одновременно заниматься обновлением отчетности, то все вместе они потратят в тысячу раз больше ресурсов, чем один монополист. А результат будет один и тот же. Но теперь я вижу, что это так не работает. Во-первых, монополист тоже должен перестраховываться и дублировать свои мощности. Т.е. держать как минимум двух человек, там где справится один. Во-вторых монополист привлекает трудовые ресурсы на постоянной основе. Это означает, что независимо от наличия или отсутствия необходимости в обновлениях, сотрудники монополиста должны трудиться и выдавать какой-то результат. И они трудятся. Давайте вспомним 6-НДФЛ и декларацию по НДС. Там надо было внести простейшие изменения. Поменять один символ в версии формата и еще один в реквизите "место представления". Попробуйте сделать это в типовой конфигурации. И вы узнаете, что 6-НДФЛ это, как минимум, 8000 строк кода, а декларация по НДС все 25000. Здесь, на Инфостарте, размещено решение для декларации по НДС, которое укладывается примерно в 60 элементов, в каждом из которых от 1 до 20 свойств. Всего в 60 элементах 200 свойств. Сравните 200 и 25000. И это еще без учета кода, расположеннного в общих модулях. Похоже, что здесь мы имеем дело с системой, которая сама себе придумывает сложности, а потом героически их преодолевает.
Поэтому, лично я теперь считаю, что множество независимых разработчиков справились бы с задачей поддержки обновлений типовой конфигурации гораздо лучше, чем одна большая компания. Несмотря на то, что они по необходимости дублировали бы работу друг друга, в целом они бы тратили гораздо меньше ресурсов на решение задачи. И обеспечивали бы всех обновлениями по справедливым ценам, которые бы соотвествовали количеству поддерживаемых.
Если я чего-то не учел, то буду рад услышать замечания от всех, и, в первую очередь, от тех, у кого был практический опыт ведения бухгалтерии.