Сразу подчеркну, что речь не пойдет о продвинутых/супер/главных бухгалтерах. С этими (редкими) представителями бухгалтерской популяции мне почти не приходилось сталкиваться. Под бухгалтером в данном опусе я подразумеваю рядового работника бухгалтерии (производственного) предприятия.
Вытаскиваем из Интернета наугад бухгалтерскую вакансию:
Требования к БУХГАЛТЕРУ на ПРОИЗВОДСТВО.
- возраст: 23-40 лет,
- образование высшее/специальное (бухгалтерский учет, аудит),
- проф. владение ПК (1С:бухгалтерии, Excel, Word),
- опыт работы бухгалтером обязателен от 1 года (на производстве).
Функциональные обязанности:
- ведет ОС, ТМЦ, МБП;
- ведение, выписка и учет первичной документации: приходные и расходные накладные в программе 1С;
- учет ответственного хранения;
- оприходование, перемещение, списание ТМЦ в программе 1С;
- ведение учета расчетов с поставщиками и заказчиками;
- работа с базами данных 1:С (обработка материальных отчетов);
- сдача статистической отчетности.
Оставляя возраст на совести работодателя, рассмотрим другие требования. Требование опыта – это опять-таки прихоть конкретного работодателя. Если опыт приобретался не на точно таком же предприятии, он скорее вреден, чем полезен. Хотя, конечно, какие-то начальные навыки нужны.
Владение компьютером – ключевое требование, на мой взгляд. Это инструмент, причем такой, что владение им компенсирует отсутствие навыков, необходимых бухгалтеру лет 50 назад – умение использовать счеты и перемножать в уме двузначные числа. Я попробую доказать, что это не просто ключевое, а единственное знАчимое требование. Для этого оценим последнее из требований.
Бухгалтерское образование.
Что из услышанного в студенческие годы реально потребуется бухгалтеру? Например, наверняка изучалось Письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства".
Документ вполне себе действующий, хоть ему и за 50, Письмо Минфина РФ от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях" это подтверждает. Ну и что? Бухгалтер все бросит, откопает в чулане тетрадочку с заголовком «Ведомость № 11» и начнет ее заполнять? Да ничего похожего, ему требуется (по функциональным обязанностям) только знать, на какие нажать кнопочки.
Далее, нужно ли бухгалтеру уметь разбираться в классификации расходов/издержек/затрат? На предприятии, где учет поставлен, перечень используемых статей жестко регламентируется, и изменить его рядовой бухгалтер не может. И к расчету производственной себестоимости его также не подпустят.
О счетАх, которые обычно иллюстрируют буковкой «Т» (вероятно, это аббревиатура слова «трогательно»), и проводках. В каком-то из недавних обсуждений на ИС человек посетовал, что бухгалтеры, мол, проводок не знают. Мол, у них тупо 1С есть. А я сейчас выскажу мысль крамольную: им это не нужно, и даже вредно. И сошлюсь на мнение приличной аудиторской фирмы, которая в качестве важного критерия достоверности учета (в 1С, естественно) применяет такой: программными/административными/техническими средствами рядовые бухгалтеры лишены возможности создавать проводки. Ну, а раз проводки бухгалтеру не требуются, классификация счетов (активный, контрактивный и т.д.) ему тоже не нужна. И уж тем более не нужен состав баланса, с которым даже бухгалтерская наука окончательно не определилась.
Что там еще? Рентабельность? Макро- и микроэкономика? Эластичность спроса? Точка безубыточности? Даже не обсуждается. Сдали – забыли. Навсегда.
Налоги. Ну, пожалуй. И то, только в виде НДС, с которым почти всем приходится сталкиваться, а значит, кое-что о нем знать нужно. Но ведь действовать-то с ним все равно будет одноэсина.
Итак, из всего багажа образования, приобретаемого за 4-5 лет, бухгалтеру по жизни требуется только общее понятие о терминах Дебет-Кредит-Счет-Остатки-Обороты-Актив-Пассив и т.п. Весьма неглубокое. Как в этом комиксе.
С принятием нового закона о бухучете, он (бухучет) перестает по определению быть учетом, а становится процессом накопления информации. Вот цитата (определение):
Бухгалтерский учет - создание документированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тут и вовсе становятся бесполезными понятия/принципы, которым учили у нас в ВУЗах будущих бухгалтеров. МСФО форэва . Но это уже совсем другая история...
Вывод: для успешной работы в качестве 1С-бухгалтера требуются только практические навыки обращения с компьютером и совершенно не требуются теоретические знания о бухгалтерском учете.