Как все начиналось
2014 год, осень. Уже полгода был без работы. Проблем с деньгами не было. Занимался ремонтом частного дома. Приближалась зима, нужно было найти занятие по душе. Зимой ремонт не поделаешь. Поехали с другом на рынок «Зеленый» (название придумал для обобщения, улица, к которой он примыкает, называется «Малое зеленое кольцо»).
«Зеленый» - это более 2 кв.км торговых площадей и пара тысяч торговых предприятий. Для местных это: «Атлант», «Классик», «Алмаз», «Овощной», «Союз98», «Строительный» и т.д. Рядом несколько крупных торговых центров, например «Мегамаг». Сам «Зеленый» состоял как из рынка, так и из довольно больших магазинов до 1000м2 торговых площадей.
У друга был крупный клиент на этом рынке. Рынок был довольно далеко от центра города, и мы обсуждали дефицит специалистов 1С. Появилась идея закрыть нишу. Я на подъем довольно легкий, есть идея - давай пробовать. Проблема, что я почти не умею программировать, но когда это останавливало, найдутся люди, которые скажут, что я и сейчас не умею программировать.
«Инвестиции»
Для открытия ИП обратился в бухгалтерскую контору, которая тут же была. Обошлось в 5000р, как понял потом, это было лишнее, сходить в налоговую написать заявление - это не сложно и самому сделать. Выбрал УСН 6%. Арендовал пол-офиса у этой же бухгалтерской конторы за 7000р/мес, около 15м2. Также открыл счет в банке с личным кабинетом. Обошлось в 600р./мес.
Далее пошла реклама. Заказал баннер на здание, вышло около 20000р под ключ. Сделал звуковую рекламу для мегафона около 2000р. Для арендатора звуковая реклама и аренда баннера была бесплатно.
Далее нужно было сделать раздатку. Сидеть в офисе и ждать клиентов было не для меня. Сделал проспекты и визитки. Забегая вперед, скажу, что проспекты плохо работают, гораздо хуже визиток. Стоило около 5000р. Еще сделал рекламу на машине, около 10000р. Но она тоже оказалась не очень эффективной.
Далее нужен был договор франчайзи с 1С. Стоило около 25000р разово, 3000 в год, и 3000р в квартал. Ни одного сертификата у меня не было ни тогда, ни сейчас.
Активные продажи
Проработал фразы, с которыми буду заходить к клиентам. Основная идея была: «Теперь специалист 1С есть рядом и не дорого». И в путь, полдня раздаю материалы и заодно знакомлюсь с территорией. Вторую половину дня в офисе.
При раздаче визиток 10% клиентов сразу генерировали задачи. И я на месте старался их решать. Задачи были банальные: удалили базу, подвинуть колонку и т. д.
Только одна задача была действительно серьезной, это автоматизация закупок. И я благодарен, что она мне попалась. Это была большая торговая компания около 700 человек сотрудников. На рынке у них были оптово-розничные магазины.
Через пару месяцев у меня уже было достаточно клиентов, чтобы не искать новых. Дальше стало работать сарафанное радио.
Партнеры
В процессе работы нужно было искать разных партнеров. В первую очередь системного администратора. Сам я в железе слабоват и желания разбираться и отвечать за это - не было. Пошел в соседний жилой район, прозвонил рекламные телефоны, которые были разбросаны по подъездам. В итоге нашел хорошего специалиста, но в другом месте. Отдавал ему всех своих клиентов, у которых были проблемы с железом, а взамен получал бесплатную консультацию. Сейчас мне кажется у него в основном мои клиенты :).
Далее нужен был партнер по торговому оборудованию. Познакомился с основными игроками в городе. В основном брал у одной-двух контор. Как оказалось по 1С тоже нужны партнеры, т. к. штрафы за отсутствие сертификатов, отсутствие ЭДО, политика ИТС существенно уменьшают прибыль. По агентскому договору у меня получалось примерно тоже самое, но гораздо проще.
Свой франчайзинговый договор я использовал для покупки базовых версий и иногда качал обновления из личного кабинета. Иногда пригождались диски, если нужен был полный дистрибутив. Как смотрю сейчас - без этого можно было обойтись. Те же базовые коробки продаются в Ситилинке, немного дороже. Доступ к личному кабинету 1С всегда есть у клиента.
Взаимодействие с фискалами
Иногда приходили какие то запросы от Росстата, но в основном я уделял внимание ФНС. Вначале платил и налог 6%, и фиксированные платежи. Потом узнал, что фиксированные можно вычитать. У меня по банку были не большие суммы, в итоге я платил только фиксированные платежи раз в квартал. Сейчас там около 10000р./квартал. И раз в год сдавал декларацию, формировал ее в «Налогоплатильщик ЮЛ», распечатывал и относил в налоговую. Один раз пропустил фиксированный платеж (не знаю когда), они сами сняли сумму с моего счета.
Клиенты периодически расплачивались со мной наличкой, специально кассу покупать не решился, она у меня точно бы не отбилась. По сравнению с той чернухой которую видел на рынке я считал себя «белым и пушистым».
Абонентское обслуживание и наемные сотрудники
Приходило понимание, что логичным развитием моего бизнеса был переход на абонентское обслуживание клиентов. Но я лично был не готов к такой ответственности. Одно дело, когда я сам решаю куда и когда ехать. И совсем другое, когда у тебя обязательства и там горит, хочешь не хочешь, нужно ехать.
Был вариант брать сотрудника, но фискальный вопрос и специфика нашей работы оттолкнули меня от этой авантюры.
Кладбище клиентов
Не знаю как сейчас, но тогда было модно думать о миссии компании и связанных с этим вещах. Размышляя об этом я хотел выбрать «стержень» своей деятельности от которого я буду отталкиваться в непонятных ситуациях. Этим стержнем для себя я определил «Репутацию». Чтобы не случилось в общении с клиентом я должен был стараться сохранить свою репутацию. Разок мне это точно пригодилось.
Взял домой настраивать РМК в розничный магазин. Там был системный блок АТОЛ, и фискальник ШТРИХ. И у них разъемы питания были очень похожи. У меня на глазах дым и гарь из системника АТОЛ. Печаль. Беру свой системник и отдаю в магазин под РМК. Вроде замяли вопрос.
Учитывая что я ушел из другого франчайзи из-за конфликта с руководством на тему «Клиент всегда прав», здесь у меня была полная лафа. За все время у меня почти не было серьезных конфликтов с клиентами. С многими сложились очень теплые дружественные отношения.
Как дошел до закрытия ИП
Начала накапливаться усталость, хотя свободного времени было достаточно. Хотелось попробовать что то новое. Надоели однотипные задачи. Подвернулась работа рядом с домом, тут и бух учет, и зуп, и производство, и crm. Решил попробовать, уже полгода, интерес пока есть. Старых клиентов стараюсь поддерживать по возможности, и объясняю ситуацию. Посмотрим, что будет дальше.
з.ы.: Могу дополнить, если будет интерес.