Карьера 1Сника, в большинстве случаев, предполагает смену нескольких мест работы. Ничего нового я тут не сообщаю, просто такова специфика профессии. Есть, конечно, упоротые чуваки, которые всю жизнь сидят или в одном франче, или на родном заводе, но большинство, рано или поздно, контору меняют.
Смена одного франча на другой, равно как и прыжки между конечными клиентами (далее буду называть их «завод» для простоты), особого интереса, на мой взгляд, не представляют – они сродни переходу из одного фитнес-клуба в другой. Тренажёры немного другие, а жим, тяга и присед – те же.
Я хочу поговорить о переходах между франчем и заводом. И обратно. И ещё разок, если будет желание. Что прокачивается в одном, а что – в другом, в чём принципиальная разница. Почему и зачем строить карьеру, как челнок.
Но главное – как эти два разных опыта друг друга обогащают.
В этой статье напишу первый кусок – про первый франч. Понаблюдав в течение 15 лет за судьбами и карьерами разных программистов 1С, я пришел к выводу, что начинать, всё-таки, лучше с франча. Да, есть исключения, когда человек начинал с завода, а потом пошёл во франч и всех победил. Я знаю двоих таких, но, если приглядеться повнимательнее, оба вовсю были «франчем в одно рыло» - одновременно и на заводе работали, и десяток окрестных шаромыжек обслуживали.
Большинство же наиболее востребованных программистов 1С начинали во франче. Если вы с этим не согласны – ради Бога, переубеждать не буду. Статистики всё равно нет ни у вас, ни у меня.
Материал, наверное, больше рассчитан на начинающих программистов 1С. Хотя, фиг его знает. Недавно 40-летний коллега послушал всё это и ушёл из одного франча в другой, чтобы «на этот раз сделать всё правильно». Вроде говорит, что получается.
Да, сам я работал в двух франчах – СофтСервис (ныне Рарус) и Первый Бит. Между ними было 8 лет работы у трёх разных клиентов. Но в материал данной статьи также включено мнение нескольких друзей из знакомых, работавших в самых разных франчах – и по количеству людей, и по акцентам в структуре продаж и развития, и по царившей внутри компаний атмосфере. В том числе, наблюдения за рождением и становлением нескольких франчей, отпочковавшихся от крупных.
Комплект увольнения
Про комплект увольнения есть отдельная статья, повторять не буду. Напомню суть: конкретная работа – это ограниченный отрезок вашей жизни, на котором надо собрать максимум опыта, полезного на следующей работе.
Относиться к работе во франче предлагаю именно с позиций комплекта увольнения. Собственно, большинство так и делают – пришли, посидели, ушли. Аксакалов во франчах мало, и занимают они, как правило, руководящие должности – что называется, «сидят на теме».
Так что, лучше смотреть на франч через призму комплекта увольнения. Важно помнить: вы пришли не посидеть, а быстро, лавинообразно набраться опыта. Единственный человек, которому это надо – вы. Франчу ваш опыт никуда не вкатился – вас будут пытаться «применить», как умеют, найдя вам подходящее занятие и прокачивая компетенции «вглубь». Поэтому помните о комплекте увольнения.
К тому же, все франчи давно привыкли к текучке кадров. Так что, не переживайте о том, что пришли поучиться и свалить – там почти все так делают. Оттого и существенный вклад в ваше развитие там вряд ли будут делать – это не соответствует ни одному известному закону бизнеса.
Выбор франча
Какого-то единственно верного критерия выбора нет, поэтому придётся наблюдать их под разными углами, изучать, соображать.
Франчи, принципиально, поделю на три категории: крупные, шняжные и бутики.
Крупные франчи
Крупные – это и федеральные сети, и большие региональные компании без филиалов. Но тут не всё так просто: размер франча не означает широты поля деятельности и возможных к получению компетенций. У нас в Челябинске есть крупный старый франч, который много лет сидел на одной теме – дистрибуция, т.е. продавал коробки 1С другим франчам (а точнее – доставлял из Москвы). Учиться там было совершенно нечему. Разве что коробки таскать и бумажки оформлять.
Главная фишка крупных франчей – собственно, их размер. Чем больше народу, тем меньше внимания к каждому персонально. В том числе, в плане финансового результата. Локальные убытки, в том числе по целым направлениям или филиалам, вполне себе компенсируются доходами их более успешных коллег. Конечно, сильно, а главное – долго косячить не дадут, но запас прочности имеется.
Соответственно, любой крупный франч может какую-то часть дохода инвестировать в собственное развитие. В контексте франчей это, конечно, звучит довольно забавно – «инвестировать в развитие», потому что инвестировать-то особенно и не во что. Бизнес-модель давно выстроена, рынок сформирован и приучен к низкому качеству услуг. Это не производство, где надо покупать всё, начиная от земли под новые цеха, заканчивая взятками новому профильному чиновнику.
У франча список направлений инвестирования сильно короче. «Инвестиция в развитие» - это купить новый стол, стул, ноутбук и нанять стажёра. При хорошем раскладе деньги вернутся месяца через три – никакому производству такое и не снилось.
Раньше ещё была такая статья инвестиций, как обучение и сертификация. Сейчас деньги по ней уходят в значительно меньших объёмах, по одной простой причине – интернет стал безлимитным. Ну и в нём теперь есть что почитать, посмотреть и даже пописать.
Отчасти это следствие сформировавшегося рынка. Лет 10-15 назад наличие сертифицированных спецов было реальным преимуществом для получения клиентов, особенно крупных, когда шёл вал внедрений УПП. Сейчас, в целом, плевать все хотели. За последние 1.5 мне один раз понадобились сертификаты. Потому что попался программист у клиента, который не хотел с нами работать, а его начальство заставляло, он и придумал такой критерий – наличие сертфиикатов специалиста. А франч только в этот момент узнал, что у меня есть сертификаты. Короче, не нужны сертификаты.
К чему я так много внимания уделяю экономике крупного франча: чем больше у него денег, тем проще за его счёт учиться.
Если вы – начинающий программист, ни черта не умеете, кроме как лабы по программированию делать, то вам надо учиться. Начинать с книг, бесплатных материалов, многоуважаемой книги Радченко или даже платных курсов нет никакого смысла, потому что вы не понимаете окружения работы программиста. А окружение, контекст, атмосфера в нашей профессии решает всё. Это надо прочувствовать на собственной шкуре.
Ну и главное – в реальной работе навыки растут в разы быстрее. А курсы, статьи, видосы и форумы вы почитаете потом – уже вынужденно, когда останетесь вечером на работе один на один с орущим или плачущим клиентом и его «ошибкой формата потока» или «мне завтра этот отчёт сдавать!».
Второй немаловажный фактор – широкий спектр работы. Крупный франч занимается, как правило, всем подряд – и крупными проектами внедрения, и розницей, и разработкой, и «слесарным делом» (лицензии, обновления и т.д.), большинством конфигураций (в т.ч. разработанных партнёрами-конкурентами), клиентами самого разного пошиба и, что немаловажно, практически всеми отраслями. Эдакий Диснейленд, который и за день не обойдёшь.
Так вот, крупный франч вполне может себе позволить некоторое время тратить деньги на ваше обучение. Не очень долго, обычно 2-4 месяца. Потом, если точку безубыточности не преодолеете, вас попросят на выход. Ну, хотя бы стол, стул и ноутбук не пропадут.
Собственно, это, наверное, главная причина, почему стоит начать именно с франча, и именно с крупного. Считайте, что это такой техникум, с неплохой стипендией. В шняжных франчах и бутиках такой халявы не будет.
Шняжные франчи
Шняжные – это мелкие франчи, работающие по узкому диапазону тем, почти всегда – простых. Например, чисто по ЕГАИС и кассам, или бухгалтерии, или сдаче деклараций (такие частенько кучкуются рядом с налоговыми инспекциями). Тут вообще ловить и учиться нечему (если только вы не планируете создавать шняжный франч).
Большинство известных мне шняжных франчей выросли из фрилансеров. Был чувак, который работал в большом франче, всё понял, всему научился и пошёл «работать на себя». Нашёл свою нишу, окучил несколько клиентов (обычно – пока ещё работал в крупном франче), потихоньку их сопровождает. Подрос – взял ещё пару чуваков в подмастерья (принеси-подай-иди обновляй).
Если крупный франч по спектру компетенций – Диснейленд, то шняжный – батут, который поставили на лето рядом с супермаркетом.
Иногда бывает, что шняжный франч вырастает в крупный – я видел такое несколько раз, среди знакомых. Но так бывает редко, для подобной трансформации нужен предпринимательский дух, большая цель, как бы пошло это ни звучало. Всё-таки, у большинства фрилансеров мышление на уровне фрилансера и замирает. Ну и рынок 1Сный к этому подталкивает – работа есть всегда, и доход можно получать весьма неплохой.
Понять, есть ли у шняжного франча потенциал, можно по его истории. Если конторе пять лет, и там 3-5 землекопов, включая собственника, то дело дрянь. Если год-два, то шансы есть – можно попробовать «зайти» на несколько месяцев и понаблюдать. Это немного другой путь, с иными целями – не ради карьеры программиста, а для того, чтобы стать правой рукой в построении бизнеса. Такие примеры тоже есть – пришёл чувак, посидел рядом, помучился, и стал начальником отдела навсегда, потому что был рядом в самом начале. Но это, повторюсь, совсем другая тема.
В целом, в шняжных франчах – шняжно, даже связываться не стоит. Там нечему учиться. Да и не дадут – стипендия не им не по карману. Будете с первого дня на полной самоокупаемости, самообучении, саморазвитии. Соответственно, заниматься вынуждены будете только тем, что приносит доход прямо сейчас. Это стандартный «слесарный набор» - установки, обновления, лицензии, эмуляторы (поставить/почистить) и т.д.
Крупных проектов в шняжных франчах нет, потому что проект – это инвестиция. Примерно как в строительстве, только без долевого участия. Первые деньги приходят не сразу, иногда – далеко не сразу, и этот кассовый разрыв маленькую «шняжку» просто угробит. А платить ежемесячно «за выполненные работы» клиенты в здравом уме не сильно любят.
Бутики
Бутики – это тоже мелкие франчи с узким диапазоном, но со сложными, нишевыми задачами. Например, только автоматизация производства. Или только крупные проекты ERP, от 40 млн. рублей. Или только госсектор с его заморочками.
В бутиках бывает прикольно, но только опытным программистам 1С, уставшим мотаться по белу свету (от Амура и до Туркестана). Новичкам там делать нечего – даже если получится подняться, опыт будет узким и сложно продаваемым в дальнейшем.
Самый дурацкий вариант – пойти в бутик, который продаёт только одну конфигурацию собственной разработки. Гремучая смесь шняжного франча и бутика. Шняжный бутик. Если собственнику попадёт вожжа под хвост, вы останетесь и без работы, и без какого-либо отторгаемого и продаваемого опыта – на новом месте работы просто не поймут, что за фигандосину вы там внедряли и на какую типовую она похожа.
В бутике очень хорошо прокачиваться вглубь, погружаясь в дебри конкретной темы. Но это, как вы понимаете, точно не для новичков. Поэтому – не рекомендую.
Если всё-таки попробуете и вас выгонят, или сами быстро уйдёте – считайте, что повезло. Намного хуже будет, если вы туда врастёте, а потом волею судеб выйдете на рынок. На таких парней реально, без стёба, жалко смотреть. Их знания и навыки настолько узкоспециализированы, что приходится обучать элементарным вещам. А денег при этом хотят 150+. Помыкаются, потыкаются, и, озлобленные или подавленные, идут на первую попавшуюся работу.
Итого
Ну, по моей логике, остаются только крупные франчи. Ещё раз повторю: это моё мнение, а не абсолютная истина. Но и тут не всё так просто – придётся почитать отзывы и поспрашивать знакомых.
Лучшее решение, на мой взгляд – компактный крупный франч, без сети. В таком меньше ротация и, соответственно, выше концентрация опыта. В федеральных франчах круговороту подлежит всё – и программисты, и клиенты, и менеджеры, и проекты, и руководители филиалов. Всё «ходит по рукам», начинаясь в одном месте, а оседая, в итоге, чёрт знает где.
Одно из ключевых отличий компактного франча – собственник. Он сидит внутри, с самого начала, ниоткуда не приехал и никуда не собирается уезжать. Значит, это не бизнес-проститутка, у которого периодически меняется «пользователь».
Если смотрите на федеральный франч, то забудьте, что он принадлежит сети. Смотрите на конкретный филиал – это государство в государстве. В одной и той же сети есть как офигенные филиалы, с собственной культурой, процессами, лидерами и чуть ли не конституцией, и абсолютное болото, которое Москва вот-вот закроет, потому что устала придумывать оправдания их убыткам.
Местонахождение филиала сейчас тоже роли не играет. Например, офис в маленьком городе вполне может быть более успешен, чем офис в большом миллионнике. В том числе, все клиенты большого города могут обслуживаться в деревенском филиале, а городской офис может оказаться типичным шняжным франчем, устанавливающим кассы.
Отзывы, интернет, Инфостарт, соц.сети. Используйте для получения информации множество разных источников. Не забывайте, конечно, делить на сорок – и положительные, и отрицательные отзывы.
Но главное, если вы только начинаете карьеру – не бойтесь. Максимум, что вы потеряете – несколько месяцев. Если за это время не пошло – не сидите дальше, не ждите, ибо ждать нечего.
Осталось разобраться, как провести эти несколько месяцев с максимальной пользой для себя. Об этом – следующая статья серии.