Пункт 3 ФСБУ 5/2019 определяет запасы, как активы, которые используются (передаются в производство или эксплуатацию, продаются клиентам и т.д.) в процессе финансово-хозяйственной деятельности компании, либо же те, что будут использованы в течение 12 месяцев от даты поступления в организацию. Соответственно, малоценные объекты в товарно-материальных ценностях, срок использования которых превышает 12 месяцев (например, инвентарь, оснастка и т.д.), теперь не считаются запасами, и их предприятие обязано будет списать в расходы того месяца, в котором они были закуплены.
Для поддержки этого требования законодательства в конфигурацию 1С:ERP добавлен ряд новых настроек. В первую очередь – новый признак в форме, где настраивается учетная политика организации для бухгалтерского учета по списанию малоценного имущества:
Настройка списания малоценных ТМЦ в 1С8 ERP
При установке этого флажка в 1С 8 ERP появляется возможность задать статью расходов, на которую будет автоматически списываться стоимость малоценных товаров и материалов. Также становится доступной гиперссылка «Настроить счета учета номенклатуры для корректного списания ТМЦ – при нажатии на неё можно перейти к форме настройки счетов учета. В этой форме для счетов учета номенклатуры появилась графа, где можно отметить принадлежность номенклатуры определенных групп к малоценным объектам ТМЦ:
Определение предметов как малоценного имущества в 1С8 ERP
Признак задается для группы финансового учета номенклатуры (ГФУ) – т.е. вся номенклатура с выбранной группой финансового учета будет в системе учитываться как малоценная. Флажок этот можно установить в форме, где мы настраиваем правила отражения документов в регламентированном учете, либо же в самой карточке ГФУ:
Группа настроек финансового учета номенклатуры в 1С8 ERP
При закрытии месяца стоимость таких ТМЦ в бухгалтерском учете списывается на выбранную в учетной политике статью и аналитику расходов. Собственно списание малоценного имущества (т.е.записи в оперативном учете и формирование проводок) выполняется в процессе «Закрытие месяца» в рамках операции «Расчет себестоимости товаров»:
Проводки регламентированного учета в 1С8 ERP
По НУ стоимость таких ТМЦ спишется при передаче их в эксплуатацию.
Списание на затраты организации при покупке
Запасы, которые организация планирует использовать для своих управленческих назначений, можно включить в расходы прямо в момент их приобретения – такое право установлено пунктом 2 ФСБУ 5/2019.
Чтобы компания могла это право реализовать, в документе «Приобретение товаров и услуг» в строках, где выбрана номенклатуры с типом «Товар» пользователь теперь может установить флажок «Списать на расходы» и указать статью и подразделение расходов, к примеру – списание на управленческие расходы:
Списание на управленческие расходы в 1С8 ERP
Тогда при проведении документа такие позиции будут отражены как расходы и сформируются соответствующие проводки списания на управленческие расходы:
Проводки списания на управленческие расходы в 1С8 ERP
Аналогичный функционал доступен также в документах «Заказ поставщику», «Корректировка приобретения» и «Передача товаров между организациями».
Различные способы списания на расходы для БУ и НУ
В пункте 23 ФСБУ 5/2019 приведен перечень видов расходов, которые для целей бухучета могут быть включены в себестоимость готовой продукции или незавершенного производства. Для целей же НУ аналогичный перечень установлен НК РФ (статья 318). В результате могут возникнуть (и на практике очень часто возникают) ситуации, когда некие расходы в БУ можно включить в себестоимость ГП и НЗП, а в налоговом – нельзя, они подлежат списанию на расходы текущего периода, и наоборот – в налоговом учете затраты включаются в себестоимость, а в бухгалтерском – списываются на финансовый результат текущего периода.
Для поддержки требований как НК РФ, так и бухгалтерского законодательства в системе реализованы разные способы списания на расходы и возможность задания различных настроек распределения расходов в разных видах учета. Настройки задаются в карточке статьи расходов:
Настройки распределения расходов в 1С8 ERP
В документах «Распределение расходов» вместо одного флажка «Использовать для регламентированного учета» теперь есть два независимых флажка – для БУ и НУ соответственно:
Документ Распределение расходов в 1С8 ERP
В статье мы описали достаточно важные, на наш взгляд, изменения в конфигурации, реализующие требования законодательства. Однако не менее важно отметить, что все рассмотренные изменения касаются только новой редакции 1С 8.3 ERP–редакции 2.5. На данный момент активно развивается и улучшается именно эта редакция конфигурации. Поэтому клиентам, которые пока еще работают на предыдущих версиях (2.4, 2.2) самое время задуматься о переходе на редакцию 1С:ERP 2.5.