Про костыли, совесть и профессиональную ответственность

12.02.26

Сообщество - О жизни

Иногда костыль - это необходимость, но разница между профессионалом и просто "сделаем и забьём" в ответственности за последствия.

Эту тему я уже разбирал, но, правда, только с технической стороны в статье «Как я выбираю: костыль, рефакторинг или чистая архитектура» - там про алгоритм, зоны ответственности и инструменты. Здесь же я хочу поговорить, где проходит та самая внутренняя граница, после которой решение перестаёт быть профессиональным.

В моменте, костыль редко выглядит как костыль

Вы когда нибудь слышали или сами принимали решение со словами: "А давайте сделаем нашу систему хуже, чем она есть"? Вот и я никогда этого не слышал.

Наоборот, в моменте оно почти всегда выглядит разумно, логично и даже профессионально.

  • "Сейчас не до архитектуры, бизнес горит, отгрузки стоят"
  • "Это временно, потом переделаем"
  • "Главное, чтобы сейчас заработало"

Я сам так говорил и продолжаю так говорить, не потому, что не понимаю последствий, а потому, что в этот момент эти последствия кажутся какими-то абстрактными, а задача вот она, здесь, конкретная и срочная.

Проблема в том, что “потом” почти никогда не наступает.

Не потому, что все ленивые. А потому, что как только решение начинает работать, у бизнеса сразу пропадает мотивация что-либо менять, появляются более срочные и важные задачи. Оно же работает или "работает, не трожь". То, что такое решение при этом медленно убивает систему изнутри, не видно же в отчётах за текущий месяц.

При этом самое опасное в таких решениях не сам костыль, который остался в системе, а момент, когда мы перестаём считать его своей ответственностью или другими словами, когда он для нас перестает казаться костылем. Вот с этого места начинается уже не технический долг, а профессиональное равнодушие. Этим довольно часто "грешат" фирмы-франчайзи 1С, не буду говорить о всех, но я довольно часто встречал такие решения, оно и понятно, сроки, акты, нужно как можно быстрее закрыть задачу, тут уже не до архитектуры, работает и хорошо, акт у заказчика подписан, отлично, деньги заплатил - вообще супер! 

В качестве теста можно задать себе простой вопрос, готов ли ты через год открыть этот код и сказать: "Да, это всё ещё моё решение" или будет стыдно даже вспомнить, что ты здесь участвовал.
 

Где проходит та самая граница на самом деле

Эта граница проходит не по красоте кода, не по количеству паттернов и даже не по тому, "правильно" ли сделано с точки зрения учебника.

Граница проходит по ответственности за будущее.

Не за то, что система заработает сегодня, а за то, какой она станет через год, два, три и сколько будет стоить её поддержка, развитие и исправление найденных ошибок.

Я для себя давно сформулировал один простой фильтр:

Готов ли я потом отвечать за последствия этого решения - не формально, а по-чесноку?

Если ответ "да" - значит, решение в зоне моей ответственности, даже если оно временное, кривое, косое и неидеальное.

Если ответ "нет" - значит, я в этот момент не помогаю бизнесу, а перекладываю проблему на будущих себя, коллег или компанию.

И вот здесь появляется важный момент: иногда этично все же сделать костыль.

Но неэтично - не осознавать, что ты его сделал и не считать себя ответственным за его последствия.

И если ты в момент принятия решения честно можешь сказать:
"Да, я понимаю, что это временно. Да, я понимаю, какие риски я беру. Да, я беру ответственность за то, что это нужно будет переделать" - то, скорее всего, ты по эту сторону границы.

А если внутри звучит: "Ну, я тут просто закрыл задачу, дальше пусть кто-нибудь другой разбирается" -
то, скорее всего, граница уже пройдена.
 

Как делать костыли этично

Да, иногда костыль нужен и даже обязателен. Срочно, вчера, чтобы бизнес не встал.

Но разница между профессионалом и просто "сделаем и забьём" - в том, что профессионал ставит метку на временное решение и несёт ответственность за его последствия.

Вот мои простые правила:

  1. Нужно признать, да это костыль
    Хорошо бы отметить его комментариями, в документации, в таске. Не нужно прятать за комментарием "это маленькая правка". Костыль нужно называть своим именем:
    // ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ (FIRE). Удалить после: 01.03.2026. Автор: Иванов.

  2. Не нужно превращать временное решение в постоянное
    Костыль должен жить ровно столько, сколько нужно, чтобы снять пожар. Дальше обязательно рефакторинг или архитектура. 

  3. Последствия
    Даже временное решение имеет свою цену: время будущих коллег, ошибки, сложность изменений и доработок. 

  4. Выйти за пределы задачи
    Если костыль влияет на другие модули или процессы, хорошо бы его как-то изолировать. Вынести логику в отдельный модуль, чтобы не заразить всю систему. Чтобы не лепили на этот костыль другие костыли.

  5. Разбор полётов
    Нужно обязательно создать задачу, напоминание, тикет, который не даст забыть о костыле и вовремя напомнит.

Кажется, это сложно, но на практике все просто: костыль перестаёт быть "заложенной бомбой" и остаётся инструментом, который решает срочную проблему, при этом не убивая систему изнутри.
 

Профессиональная ответственность как компас

Костыль в моменте почти всегда выглядит разумным, но его последствия растут незаметно. 

Профессионал тот, кто честен с собой, понимает риски, фиксирует временные решения, несёт ответственность за них и не превращает их в постоянные или будущие проблемы.

Этика в ИТ - это внутренний компас, который говорит: "Вот здесь я могу временно пожертвовать чистотой кода ради бизнеса, а вот здесь уже нет". Если научишься слушать этот компас, то в дальнейшем меньше придется разбираться последствия чужих или собственных "удобных" решений.

В конечном счёте код, за который не стыдно, - это и есть настоящая совесть профессионала.

 

Другие статьи автора:

Маркировка в "древней" УТ 10.3 (10.3.6.8) и полноценный ТСД (Online) или как обойтись без перехода на УТ 11.5
Как подключить маркировку в древней УТ 10.3 без перехода на УТ 11.5 - все необходимые объекты, модули и доработки
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Дубликатор кодов маркировки (КИЗ) DataMatrix: Расширение 1С с проверкой в Честном Знаке (копирует ЛЮБЫЕ КИЗы!)
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Маркировка остатков товаров на складе: Как сделать все быстро и без ошибок (мой практический опыт)
Маркировка остатков 10 000+ товаров без ошибок — готовое решение, которое исключает человеческий фактор, автоматизирует процесс и работает напрямую с 1С. Пошаговый опыт и готовое расширение внутри.
Маркировка остатков в распределенной рознице: Как промаркировать более 100 тыс. товаров в нескольких десятках магазинов без хаоса и ошибок
Маркировка остатков 100 000+ товаров в рознице без хаоса и ошибок — клиент-серверное решение, где сканируешь ШК в магазине и сразу получаешь КМ на принтере, независимо от кассового ПО. Практический опыт, регламент и готовый комплект кода внутри.

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

О жизни Россия Бесплатно (free)

Еще совсем недавно у программистов 1С было всё хорошо. Задачи на выполнение сыпались, как из рога изобилия. Счетчик времени зашкаливало от быстроты их выполнения. Чуть ли не каждый месяц был новый рекорд. Новые идеи генерировались бизнесом одна за другой. Но общее состояние экономики в России в 2026 году уже давали о себе знать, и группу компаний также стало лихорадить.

17.04.2026    1561    chuevsf    77    

87

О жизни Бесплатно (free)

Личные заметки о том, как 1С-разработка столкнулась с вызовом времени. От FoxPro до "гаражной инженерии" - тридцать лет по одним и тем же граблям.

02.04.2026    7017    GarriSoft    238    

35

О жизни Бесплатно (free)

Команда Инфостарта проделала огромную работу. Спасибо за эту сложную работу и важные данные. Цифры - это круто, они заменяют собственные ощущения, конкретными фактами, но когда я проанализировал их, результат меня не порадовал

02.02.2026    5321    GarriSoft    192    

36

О жизни Россия Бесплатно (free)

Личная история смены профессии — честно и с юмором. Как решиться на первый шаг, что помогло на старте и почему даже отчёты в 1С могут приносить радость.

17.07.2025    5100    user2154904    13    

59

О жизни Бесплатно (free)

В данной статье я хочу поделиться своим видением обеих направлений разработки, сравнить их и дать свою субъективную оценку, а также рассказать историю ИТ в общих чертах за последние 5 лет, как ИТ пузырь начал раздуваться и как он в конце концов лопнул.

11.07.2025    7711    hexhoc    27    

66

О жизни Россия Бесплатно (free)

Для гениального программиста 1С Аркадия Скворцова это должно было стать рутинной отладкой. Но база данных НИИ, занимающегося «стабильностью пространственно-временного континуума», оказалась не так проста. Что скрывается за строками кода, где вместо «ПриходТовара» значится «ПеремещениеМатерии», а в регистрах накапливается «ЭнтропияВселенной»?

19.05.2025    4774    vet7777    11    

42

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    11468    madonov    51    

61

О жизни Linux Системный администратор Программист 1С:Предприятие 8 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    13037    soulner    38    

54
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. starik-2005 3238 12.02.26 10:55 Сейчас в теме
Прям вот про демократию с постоянной сменой ответственных статья )))

Развитие - есть движение в ходе конфликтов и противоречий для соблюдения баланса. Если баланс нарушается, то необходим следующий такт развития. Это та самая энтропия - вечное движение в поиске равновесия, когда стейкхолдеры пытаются достичь своих целей, занять свои экологические ниши и выйти в другие, при взаимодействии с которыми формируется пул конфликтов. Программный продукт тут не более, чем инструмент - рычаг. При том один из многих, а не единственный. А из чего этот рычаг сделан - не важно, важно, чтобы была точка опоры. Умные существа это еще в древности знали, а современные скоро, походу, заново откроют.
2. GarriSoft 499 12.02.26 11:18 Сейчас в теме
(1) Коллега, костыль этичен, если он осознан, назван своим именем и заведён в долг, который планируют отдать. Неэтичен, когда он замаскирован под норму и оставлен следующим "винтикам" системы разбираться без контекста.
А про демократию, энтропию и экологические ниши, тут я, честно говоря, не до конца понял, при чём они здесь.
Похоже на попытку завернуть простую мысль в сложные термины.
DmitryKlimushkin; RustIG; +2 Ответить
8. starik-2005 3238 12.02.26 11:50 Сейчас в теме
(2)
завернуть простую мысль в сложные термины
Ты просто мыслишь исходя из того, что ты вот понимаешь продукт своей деятельности в достаточных подробностях, чтобы отличить плохой его кусок от хорошего (как тебе кажется, ибо нет пределов совершенству). А люди мыслят, что им надо на работе сидеть с девяти до восемнадцати, за это им платят деньги. И они не готовы к переменам только потому, что тебе не понравился какой-то костыль, к которому ты привык. Они - Х-сотрудники (читни "Теория Х" Маккгрегора), им надо условно какой-то план выполнить по какому-то KPI, продукт твой для них не центр мира, он просто один из инструментов, которым они делают свою работу. В общем, от них практически никак твой продукт не зависит, но они будут вяло противодействовать любым изменениям в продукте, т.к. им не охота ни в чем разбираться.
Они заняли свою экологическую нишу в организации, которая приносит им зарплату. Они хотят повышения зарплаты, но не хотят для этого чего-либо делать. Но и просто так сдавать позиции они не хотят.
Да, есть в конторах слой с реальным весом, где совершенно другие процессы взаимодействия. Это или собственники, или лица к ним приближенные. И если мы тут о средних и крупных конторах говорим, ибо в мелком бизнесе все эти автоматизации скорее головная боль в части реализации требований регулятора, а не источник информации для принятия управленческих решений, то слой этот может быть весьма многочисленным и разнообразным. Там кипит борьба противоположностей в единстве целей. И они могут влиять на твой продукт. И они в нем понимают часто меньше, чем линейные сотрудники. И вся вот эта масса народу пытается дожить до зарплаты, получить бонус, в итоге купить себе что-то ненужное. И твои костыли им вот никак не мешают. И твои не костыли им не помогают вот никак.
10. GarriSoft 499 12.02.26 12:04 Сейчас в теме
(8)
Всё верно, у вас просто взгляд с другой стороны.
Вы смотрите на организацию и мотивацию сотрудников, я на код и ответственность автора.
Оба взгляда имеют право на жизнь
Анонимный костыль - то, что реально разлагает систему изнутри, независимо от KPI.
11. starik-2005 3238 12.02.26 12:24 Сейчас в теме
(10)
Анонимный костыль - то, что реально разлагает систему изнутри, независимо от KPI.
Мне вот вообще кажется, что 99% изменений типовой контрпродуктивны. Новые реквизиты? Есть допреквидиты и допсведения, да и не нужны они скорее всего. Какие-то доработки? А чего конкретно? Обмена с сайтом? Так это внешняя обработка должна делать. Вот какие доработки нужны, чтобы конкурировать франчу и фрилансеру? Если это что-то, что больше внешней обработки, то это контрпродуктивно. Я тут пространства для костылей вообще не вижу.

А если это легаси уровня УТ10.3, так она сама по себе костыль. Вся целиком. Но нужды бизнеса она закрывает. Так в чем проблема?
12. GarriSoft 499 12.02.26 12:40 Сейчас в теме
(11) В УТ 10.3 бизнес часто работает не потому, что кому-то нравится легаси, а потому что переход дороже любых костылей. Хотя я не считаю 10-ку костыльной по определению, там тоже можно писать код чисто и адекватно решать бизнес задачи. Просто не все умеют или не все хотят.
Те кто делают свою работу "на от..бись " хватает везде не только в ИТ. Все от человека зависит.
14. starik-2005 3238 12.02.26 12:54 Сейчас в теме
(12)
Хотя я не считаю 10-ку костыльной по определению, там тоже можно писать код чисто и адекватно решать бизнес задачи. Просто не все умеют или не все хотят.
Ну костыль это как минимум потому, что там еще до сих пор обычные формы. А это значит, что у тебя большая часть кода на компе пользователей выполняется и в браузер это не засунуть, на веб-сервере не опубликовать. Это с точки зрения 1С уже давно легси. И если в очередной платформе что-то сломают с ОФ, то для фирмы 1С это не будет катастрофой, а для конкретного бизнеса может стать, поэтому приходится учитывать этот риск.

Вообще, перегруженные формы с мелкими буковками - это антитренд и само по себе костыль.
16. GarriSoft 499 12.02.26 13:00 Сейчас в теме
(14)
Если считать ОФ в 10-ке - костылем в текущее время, до согласен!
Но все новые доработки, в УТ 10.3 делаем только на УФ, но специально переписывать то что есть на ОФ, конечно не будем. А так, да учитывать и переписывать нужно по мере надобности, пока решения не принято в сторону перехода на 11 версию
17. starik-2005 3238 12.02.26 13:07 Сейчас в теме
(16)
пока решения не принято в сторону перехода на 11 версию
Да читал я ту статью и выразил согласие, что не надо, если дофига всего понаписано сверху 10-ки. Но имей в виду, что это все один сплошной костыль.
3. DmitryKlimushkin 181 12.02.26 11:26 Сейчас в теме
Слу-у-ушай! Огромная редкость, чтобы я настолько с тобой согласился! Тебя совесть замучила?) А, кроме шуток, то я очень поддерживаю написанное и радостно плюсую автору - красавчег! Костыли - зло! Ортопедов от ИТ жёстко преследовать и уничижать, отбирая все жёлтые бумажки с надписью "Сертификат".
6. GarriSoft 499 12.02.26 11:43 Сейчас в теме
(3)
Вот это прямо моя история, что привела к статье.

Нашёл я тут вчера свой старый костыль, про который уже и забыл. Давно накидал "времянку" и думал, через месяц переделаю, а на него потом другой разработчик поставил свой костыль и дальше все пошло по цепочке… и долгое все как то работало. А потом бах и вылезло в самый не подходящий момент, вот буквально вчера утром.

Смотрю я на код, вспоминаю историю и мне реально стыдно. Не то что я поставил костыль, я просто про него реально забыл. Не установил себе напоминание, не создал задачу, не оставил комментария с датой, а просто закрыл и выкинул из головы, а оно всё это время тихо лежало и ждало своего часа.

Исправил, сделал как нужно, а вечером написал статью )))

Ребята из франчайзи говорят: "Мы костылим, это нормально, иначе не успеть". И самое страшное, они в это реально верят. Для них это уже не вынужденная мера, а рабочий процесс. Тут, мне кажется, уже не проблема в костылях, а то, что люди перестали чувствовать ответственность перед собой, коллегами, заказчиком.
9. starik-2005 3238 12.02.26 11:55 Сейчас в теме
(6)
Нашёл я тут вчера свой старый костыль, про который уже и забыл. Давно накидал "времянку" и думал, через месяц переделаю, а на него потом другой разработчик поставил свой костыль и дальше все пошло по цепочке… и долгое все как то работало. А потом бах и вылезло в самый не подходящий момент, вот буквально вчера утром.
Поверь, я видел кучу совсем не костылей, которые в один прекрасный день переставали работать.
4. chuevsf 211 12.02.26 11:29 Сейчас в теме
Как там по Гамлету, быть или не быть?
1. Сделать быстро (костыль) - получить хорошие деньги.
2. Делать медленно - сосать лапу....

Ответ будет очевиден или нет?)))
5. DmitryKlimushkin 181 12.02.26 11:36 Сейчас в теме
(4) Нет. Когда долго работаешь на ограниченной территории, формируется такое определение, как "Деловая репутация". У денег есть паскудное свойство - они заканчиваются, а нужны всегда. В короткой перспективе, да - срубил по-лёгкому "на костыле" и поужинал один раз. Вопрос в том - чем пообедаешь в следующий день? Те, кому ты настругал костылей, стали "бизнес-инвалидами" и кормовой базой быть перестают.
Я предпочитаю регулярно доить корову, чем один раз её зарезать.
7. GarriSoft 499 12.02.26 11:44 Сейчас в теме
(4)
Коллега, я вас случайно у франчайзи не встречал ))))
13. chuevsf 211 12.02.26 12:45 Сейчас в теме
(7) Чур меня, чур. Бог от франчайзи миловал.)))
Но как они работают - видел. Надо будет статья на эту тему написать.
15. starik-2005 3238 12.02.26 12:56 Сейчас в теме
(13)
Но как они работают - видел.
Они очень по разному работают. Если бизнес не может нанять себе спеца, то он арендует его у франча. И если он арендует его на долго (считай, на постоянку), то вряд ли франч отдаст кого-то хорошего. В итоге за джуна будут платить как за наемного лида. Но не надо тратить время на найм и онбординг.
18. chuevsf 211 12.02.26 13:23 Сейчас в теме
(7) Как сам костылик примастырить, так это запросто. А как у других костылик увидел, так сразу ату-ату его....)))
19. gybson 6 12.02.26 15:12 Сейчас в теме
"Стыдно когда видно" :) Костыли решаются двойной записью. Костыль в прод - задачу в техдолг.

У нас костыли идут патчами (расширениями), а при переносе в основную конфигурацию уже может быть и архнадзор и код-ревью и вообще более глубокое осмысление задачи.
21. starik-2005 3238 12.02.26 15:38 Сейчас в теме
(19)
код-ревью
90% ревью - это придирки уровня "перенеси условие, чтобы ИЛИ не в одну строку шли два раза, а в две". В остальных 10% это явно бросающиеся в глаза проблемы. И это не запросы в цикле, к сожалению.
22. gybson 6 12.02.26 15:51 Сейчас в теме
(21) 90% это "даже не смотреть" :)
20. GarriSoft 499 12.02.26 15:15 Сейчас в теме
(19)
Согласен, про костыли через, расширения. 1С сама и так делает.
23. chuevsf 211 12.02.26 18:24 Сейчас в теме
(20) Ага! Так значит всё таки костыль!)))

А то пункт второй, пункт второй....
24. Cерый 29 13.02.26 10:39 Сейчас в теме
Отрабатывать технологически качественные решения часто дает лучший результат, чем взывание к профессиональной этике: в моей практике накопилось много приемов,
среди которых можно найти аналоги решаемой задаче, вплоть до того, что открывается отдельно другой конфигуратор/обработка/отчет и части метаданных/кода/компонент копируются в текущую;
единственное - комментировать все узкие места, чтобы через год не терзаться гипотезами о предположениях по поводу их принятия.
25. Slava_prog 13.02.26 12:36 Сейчас в теме
Понимаю что тема холиварная, но для начала хотелось бы определиться с терминологией, чтобы все понимали что конкретно имеется ввиду.
Костыль - что это /точные критерии/ ?
Ответственность - какая конкретно /финансовая/административная/угрызения совести программиста ?
26. GarriSoft 499 13.02.26 12:56 Сейчас в теме
(25)
Костыль - это когда ты понимаешь, что делаешь не лучшее решение, а просто обход, чтобы "сейчас заработало".
Точные признаки для меня такие:
1. обходит причину, а не решает её;
2. нарушает изначальную логику или архитектуру;
3. усложняет будущие изменения;
4. изначально задумывается как временное.

Если ты сам внутри понимаешь "ну это так себе, но по-другому сейчас не успеем, то это скорее всего, это он.

Ответственность, я описал про внутреннюю позицию, ты понимаешь последствия и готов потом за это решение отвечать объяснять, переделывать, разгребать, если что.

Если мысль такая: "Лишь бы закрыть задачу, а дальше уже не мои проблемы", тогда это уже отсутствие ответственности.

В статье я написал про честность с самим собой, а не про юридические формулировки.
VyacheslavShilov; +1 Ответить
27. Slava_prog 13.02.26 13:51 Сейчас в теме
(26)
Отлично !
Теперь можно пройтись по пунктам и понять является ли это недостатком решения или его достоинством :)
Моё виденье такое
1. Недостаток - не решает проблему на совсем
Достоинство - позволяет продолжить основную работу
Я бы точно это не считал чем то плохим, это дает возможность сделать основную работу пользователям пусть и с какими-то неудобствами.
2. Недостаток - теряется какой-то функционал, как плата за решение более важной проблемы
3. Я бы назвал это недостатком только если эти изменения уже в плане работ на ближайшее время.
Мой опыт говорит, что часто это потом не требуется менять. И напротив есть идеальные с технической точки зрения решения, которые были убраны в скором времени за ненадобностью заказчику.
4. Ничего постоянного нет, программное обеспечение особенно переменчиво.
28. GarriSoft 499 13.02.26 14:13 Сейчас в теме
(27) Думаю, немного усложнили.
Мой посыл простой:
Я не против костылей как инструмента, который тушит пожар.
Я против состояния "и так сойдёт"
29. lada2011 16.02.26 14:02 Сейчас в теме
(28) Исправление ошибок программистов 1С - это костыль или нет, сами они исправлять свои ошибки не хотят.
30. GarriSoft 499 16.02.26 14:09 Сейчас в теме
(29)
Нужны ли такие программисты, вопрос. На одних костылях нормальную архитектуру не построишь.
Но скоро таких программистов заменит ИИ, не долго еще осталось.
У меня есть статья Как я выбираю: костыль, рефакторинг или чистая архитектура. Мой алгоритм, выверенный многолетней практикой где я описал свое видение.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация