Перспективы AI в разработке 1С: как изменится индустрия в ближайшие годы

03.03.26

Интеграция - Нейросети

Искусственный интеллект перестает быть просто «генератором кода» и становится полноценным участником разработки 1С. В статье разбираем, как ИИ уже сегодня понимает архитектуру конфигураций (на примерах ЗУП 3.1 и КА 2.5), сам находит нужные методы БСП и пишет сложный код. Даем реалистичный прогноз: как изменятся роли аналитиков и программистов в ближайшие 2–3 года, и почему рынок 1С не схлопнется, а вырастет. Внутри — видео процесса разработки и готовая внешняя обработка для скачивания.

Файлы

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Наименование Скачано Купить файл
Расчет ЗП на лету (код на 100% разработан ИИ)
.epf 9,91Kb
1 2 500 руб. Купить

Подписка PRO — скачивайте любые файлы со скидкой до 85% из Базы знаний

Оформите подписку на компанию для решения рабочих задач

Оформить подписку и скачать решение со скидкой

Перспективы AI в разработке 1С: как изменится индустрия в ближайшие годы

Введение

Искусственный интеллект перестал быть экспериментальным инструментом для разработчиков 1С. Мы переходим от этапа «помощника программиста» к этапу системного участника разработки — технологии, которая начинает понимать конфигурацию, бизнес-логику и архитектуру решений.

Сегодня AI уже способен анализировать метаданные, связи объектов, структуру подсистем и поведение прикладного решения. Это означает начало глубокой трансформации всей экосистемы разработки 1С.

В статье я хочу рассмотреть не только текущие возможности, но и реалистичный прогноз изменений профессий и процессов на горизонте ближайших 2–3 лет.


Эволюция AI в разработке 1С

Этап 1 — генерация кода

ИИ помогал писать функции, запросы и отдельные процедуры.

Этап 2 — работа с контекстом проекта

Разработчик вручную копировал тысячи строк кода в чат, чтобы ИИ понял контекст. Долго, неудобно, упирается в лимиты токенов.

Этап 3 — понимание системы (текущий этап)

ИИ подключается к проекту напрямую (например, через протокол MCP в 1С:EDT). Он сам ищет нужные методы по кодовой базе, сам изучает структуру метаданных и сам проверяет свой код на ошибки валидации.

Разработчик впервые получает инструмент, который работает не на уровне строки кода, а на уровне системы.


AI уже меняет не только разработку

Важно понимать: влияние AI выходит далеко за пределы профессии программиста.

Изменения затрагивают все роли, связанные с жизненным циклом информационной системы.

1. Техническая поддержка

AI позволяет специалисту первой линии быстро разобраться даже в незнакомой проблеме.

Типовой сценарий:

- пользователь описывает проблему неструктурированно;

- специалист поддержки не до конца понимает вопрос;

- AI анализирует описание проблемы и конфигурацию системы;

- формируется готовый технический ответ или направление решения.

В результате:

- снижается время реакции;

- уменьшается зависимость от узких специалистов;

- повышается качество первой линии поддержки.

 
  Кейс: AI-ассистент аналитика на поддержке

2. Аналитики и методисты

Сегодня аналитик собирает требования, описывает процессы и формирует техническое задание.

AI радикально усиливает этот этап:

- анализ разговоров с заказчиком;

- выявление скрытых требований;

- структурирование бизнес-логики;

- автоматическое формирование документации и ТЗ.

Аналитик начинает быстрее переходить от понимания задачи к проектированию решения.

Фактически появляется возможность сразу проверять гипотезы реализации, не привлекая разработчика на ранних этапах.


3. Разработчики

Изменения происходят на разных уровнях разработки.

Нижний уровень — сопровождение и доработки

Это самый массовый сегмент рынка.

Системы уже работают и требуют:

- мелких доработок;

- исправлений;

- поддержки пользователей.

Именно здесь влияние AI будет максимальным.

Ключевое изменение заключается в том, что многие доработки, которые сегодня может выполнить только программист, смогут выполнять специалисты без навыков программирования.

Речь идёт о технически подкованных аналитиках и продвинутых пользователях, которые:

- понимают бизнес-процессы;

- ориентируются в метаданных конфигурации;

- умеют формулировать задачу системе.

Им больше не потребуется писать код самостоятельно — AI берёт на себя реализацию.

Фактически появляется новый тип специалиста: аналитик-оператор разработки, способный создавать доработки, подсистемы и изменения конфигурации без классического программирования.

То, что раньше выполняла команда из нескольких разработчиков сопровождения, сможет выполнять один специалист, грамотно использующий AI.

Сокращения на этом уровне практически неизбежны.

Либо разработчики первого уровня освоят AI-инструменты и перейдут в совмещённые роли (аналитик + разработчик), либо рынок естественным образом сократит спрос на специалистов, выполняющих исключительно ручное кодирование.


Средний уровень — проектная разработка

Здесь AI начинает заменять:

- часть middle-задач;

- рутинную реализацию;

- подготовительную работу.

Сеньор-разработчики смогут выполнять значительно больший объём задач без расширения команды.

Фактически AI становится «виртуальной командой джунов».


Высший уровень — архитектура и типовые решения

На этом уровне специалисты не исчезают.

AI становится усилителем:

- ускоряет эксперименты;

- позволяет создавать более сложные системы;

- повышает требования к архитектурному мышлению.

Одновременно начинается мощный рост автоматизации качества разработки.

Инструменты уровня Vanessa Automation - системы автоматического тестирования 1С - долгое время оставались уделом энтузиастов из-за сложности внедрения.

AI радикально меняет ситуацию:

- автогенерация тестов

- автопроверка изменений конфигурации

- непрерывное регрессионное тестирование

- объединение разработки и тестирования в единый цикл.

Разработка без автотестов постепенно станет исключением.

Формируется третий уровень специалистов:

- архитекторы

- инженеры качества

- DevOps-инженеры

- специалисты по автоматизированному тестированию

- системные разработчики платформенных решений.

Именно эти специалисты будут наиболее востребованы, поскольку их задача — строить устойчивый цикл разработки: CI/CD, автоматическое тестирование, контроль качества изменений и эволюцию сложных корпоративных систем.


Следующий технологический шаг

С технической точки зрения уже сейчас понятно, как перейти к следующему этапу:

создание готовых подсистем 1С при помощи AI.

Речь идёт не о генерации отдельных процедур, а о полноценной разработке:

- справочники;

- документы;

- регистры;

- формы;

- отчёты;

- базовая бизнес-логика.

То есть законченная функциональная подсистема из десятков объектов метаданных, создаваемая по нескольким промтам за часы работы.

Это не далёкая перспектива — архитектурно такие системы уже возможны.


Как изменятся профессии

AI не уничтожает рынок — он меняет распределение ролей.

Произойдут три ключевых процесса:

1. Смешение ролей аналитика и разработчика.

2. Рост требований к системному мышлению.

3. Падение ценности рутинного кодинга.

Специалист будущего — это оператор интеллектуальной системы разработки.


Почему рынок не исчезнет

Снижение порога разработки приведёт к обратному эффекту — взрывному росту автоматизации.

Малый и средний бизнес получит доступ к решениям, которые ранее были слишком дорогими.

Автоматизация станет массовой деятельностью.

Рынок не уменьшится — он расширится.


Неизбежные изменения рынка труда

Важно честно сказать: изменения будут сопровождаться перераспределением рабочих мест.

- часть разработчиков первого уровня станет не востребована в текущем виде;

- появятся новые совмещённые роли;

- специалисты, игнорирующие AI, будут проигрывать по производительности.

Это естественный этап технологической эволюции отрасли.


Чтобы не быть голословным, приведу несколько реальных кейсов, выполненных с помощью MCP-плагина 1C:RSV для 1С:EDT (система, которая дает ИИ полный доступ к чтению и модификации проекта).

 
 Кейс — разработка Помощника казначея с помощью ИИ
 
 Кейс: ИИ пишет расчет зарплаты в типовой ЗУП 3.1 «на лету»
 
 Кейс: Реализация паттерна ДлительныеОперации БСП через MCP-сервер 1С:RSV

Заключение

Мы находимся не просто в точке появления нового инструмента.

Мы наблюдаем переход к новой модели разработки 1С.

Сегодня AI — преимущество разработчика.
Завтра — стандарт индустрии.

 

Смотреть демо-видео работы системы:


Статья отражает практический опыт и приглашает к профессиональной дискуссии о будущем разработки на платформе 1С.

Проверено на следующих конфигурациях и релизах:

  • Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1, релизы 3.1.36.75

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

1С:EDT искусственный интеллект нейросети разработка 1С ИИ-ассистент MCP 1C:RSV генерация кода БСП инструменты разработчика автоматизация разработки аналитик 1С программирование 1С ЗУП 3.1 комплексная автоматизация Claude ChatGPT будущее 1С AI в 1С плагин для EDT

См. также

Инструментарий разработчика Нейросети Платные (руб)

Первые попытки разработки на 1С с использованием больших языковых моделей (LLM) могут разочаровать. LLMки сильно галлюцинируют, потому что не знают устройства конфигураций 1С, не знают нюансов синтаксиса. Но если дать им подсказки с помощью MCP, то результат получается кардинально лучше. Далее в публикации: MCP для поиска по метаданым 1С, справке синтакс-помошника и проверки синтаксиса.

15250 руб.

25.08.2025    46748    98    27    

110

Разработка Инструментарий разработчика Работа с интерфейсом Адаптация типовых решений Нейросети 1C:Бухгалтерия 1C:ERP 1С:ЗУП 1С:КА 1С:УНФ 1С:УТ 1С:Розница 1С:ДО 1С:ERP Управление предприятием 2 Платные (руб)

Разработка "Дизайнер форм 1С" реализована в виде расширения 1С и является универсальным инструментом для разработки прототипа форм с целью демонстраций, технических заданий и т.д. Без участия разработчика с возможностью экспорта в файл внешней обработки и генерации формы используя искусственный интеллект.

36600 руб.

28.08.2025    7141    2    2    

6

Нейросети 1С 8.3 1С:Управление торговлей 11 Управленческий учет Платные (руб)

Обработка подключения фотокамер Canon и Nikon к Управление торговлей 11.4 для потоковой загрузки фотографий в карточки товаров с автоматическим удалением фона

23180 руб.

24.06.2021    11863    5    7    

16

Нейросети 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Платные (руб)

Умный Excel" - ИИ-супердвигатель, который превращает часы работы в минуты! Технологии будущего уже здесь: загрузил Excel "магия ИИ" готовый результат

8540 руб.

02.07.2025    3462    2    0    

6

Нейросети Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Управленческий учет Платные (руб)

Расширение "Искусственный интеллект и нейросети в 1С: Работа с отзывами маркетплейсов" предназначено для применения искусственного интеллекта в повседневной деятельности селлеров на маркетплейсах. Среди функций - работа с отзывами, вопросами и чатами покупателей, диалог с нейросетями, генерация картинок, заполнение описаний номенклатуры и другое.

6100 руб.

03.04.2024    14255    7    0    

12

Мастера заполнения Нейросети 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия 1С:Управление торговлей 11 Платные (руб)

Расширение для заполнения описания товара (номенклатуры) с помощью модели ИИ ChatGPT с ключевыми словами. Расширение формирует продающее описание товара по его наименованию с помощью модели искусственного интеллекта. Будет полезно для владельцев интернет магазинов, каталогов товаров и продающих через маркетплейсы. Адаптировано для основных конфигураций: УТ, ЕРП, КА, УНФ. Прошло аудит на 1cfresh.com. Версия для автоматического заполнения

5084 руб.

13.03.2023    22579    52    50    

80

Нейросети Программист Бесплатно (free)

За год я перепробовал почти всё: DeepSeek, Perplexity, Google AI, Grok, Phind, Yandex GPT, GigaChat, Claude, GitHub Copilot, Codex и даже пытался поднять локальные модели через Ollama. Рассказываю, какой ИИ реально помогает в 1С-разработке, а какой — пустая трата времени и денег. Без рекламы, без заумных слов. С цифрами, кейсами и честными выводами

24.03.2026    1007    war41k    32    

17

Логистика, склад и ТМЦ Нейросети Программист Пользователь 1С 8.3 1С:Бухгалтерия 3.0 Россия Бесплатно (free)

Практический опыт внедрения векторного поиска для сопоставления номенклатуры в 1С. Используем ChromaDB и LM Studio: выгрузка 5000+ позиций за 3-4 минуты, поиск за 15-20 секунд. Пошаговая инструкция с готовыми обработками.

24.03.2026    374    42    EgorDo    0    

3
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. gybson 6 03.03.26 11:01 Сейчас в теме
Порекомендую только не скупиться и оплачивать все лучшее и современное. Это тот случай, когда личное мастерство вам никак не поможет с кривыми инструментами.
2. gybson 6 03.03.26 11:06 Сейчас в теме
Кстати про поддержку. AI может сконвертировать скриншот в текст, что очень сильно облегчит работу.
3. ixijixi 2141 03.03.26 12:15 Сейчас в теме
ЕДТ, я так понял, выступал только как MCP-сервер через плагин? Сам процесс как осуществлялся?
4. Prepod2003 330 03.03.26 12:24 Сейчас в теме
(3) Да, всё верно. Плагин 1C:RSV — это по сути мост (MCP-сервер) между проектом в 1С:EDT и ИИ-ассистентом.

Сам процесс общения с нейросетью осуществляется на стороне клиента. Причем клиентом может выступать любой ИИ-ассистент, который поддерживает подключение внешних MCP-серверов (Cursor, Claude Desktop, различные IDE).

В моем конкретном случае я использовал Claude Code, который был подключен в виде расширения к VS Code. То есть я пишу задачу в чат VS Code, а ИИ сам через плагин "лезет" в EDT, читает нужные модули и пишет туда код.

Если не лень, можно посмотреть демо-видео, прикрепленное в конце статьи. Там весь этот процесс (как я ставлю задачу и как ИИ сам анализирует конфигурацию) .
5. ixijixi 2141 03.03.26 12:29 Сейчас в теме
(4) Не работает видео пчм-то
6. Prepod2003 330 03.03.26 12:34 Сейчас в теме
(5) Это видео на YouTube надо с VPN смотреть, или найдите меня в тг, здесь просто по правилам нельзя ссылки давать.
7. o.nikolaev 217 03.03.26 13:28 Сейчас в теме
Спорно конечно как и всё нынешнее по ИИ, особенно по поводу "революции". Но, + за относительно толковые примеры. Кто-то обзывает ИИ "стохастическим попугем". Я с эти категорически не согласен. Кто-то называет ИИ "интеллектом". С этим я не согласен также. Очень мощный инструмент, который резко усилит Человека Думающего И Делающего, но идиотские мрии про "заменит" мриями так и останутся.
Yashazz; freeek; uribur; 1giga; +4 Ответить
8. G_106306110481571944662 04.03.26 14:06 Сейчас в теме
Такой вопрос, LLM какие использовались? Видел коммент про клаудов, наверное опус или соннет? Как, хотя бы по ощущениям, расход по токенам \ цене?
9. Prepod2003 330 04.03.26 14:11 Сейчас в теме
(8) Claude Code с подпиской за 100$ , там не совсем по токенам расчет, там лимиты по времени: 5-часовые и недельные. Мне почти хватает, хотя я очень много программирую, только иногда упираюсь в 5-часовые лимиты, но не критично.
G_106306110481571944662; +1 Ответить
10. a270 04.03.26 14:52 Сейчас в теме
А что это за плагин где его пощупать ?
11. ТочкаScarab 05.03.26 02:50 Сейчас в теме
(10) Александр можно конечно напрямую Сергею попытаться написать, а можно если получить ссылку на ютуб с его видео, то там в описании этого видео есть ссылка на страничку гитхаба, где есть ссылка на телегу Сергея и как раз можно скачать его плагин (вот такая матрёшка ;)
12. uribur 229 06.03.26 01:17 Сейчас в теме
Не стоит питать иллюзии, в ближайщие годы AI будет искать умных разрабочиков, чтобы у них чему то научиться, но таких будет все меньше и будет деградация опыта и возможностей ИИ )))
В ближайшие годы надо будет выращивать много умных разработчиков, которые будут постоянно конкурировать с ИИ. Если таких не выращивать, то ИИ будет учиться только у самого себя и станет середнячком и бракоделом.

Борьба начинается за развитые умы, но таких будет все меньше, так как умы выращиваются со школы. А что у нас в Школе? ГДЗ, да преподаватели без какой либо идеологии конкуренции с ИИ.

Недавно общался со студентами, у них деградация достигла уровня, когда не они не знают, как писать работу, как вести анализ, единственное что они могут - сделать запрос в ИИ, и просто скопировать текст.

Беда только начинает нас настигать, ИИ не станет волшебной палочкой при текущей идеологии развития когнитивного процесса человека.
13. Prepod2003 330 06.03.26 02:42 Сейчас в теме
(12) Знаете, в вашем безапелляционном «не стоит питать иллюзий» чувствуется довольно менторский тон — как будто вы вещаете с позиции единственного обладателя истины о будущем. Рассуждать свысока всегда приятно, но, возможно, не стоит быть столь высокого мнения о собственных прогнозах.

Теперь по существу. Ваша логика о том, что ИИ «станет середнячком и бракоделом, потому что ему не у кого будет учиться», имела бы смысл только в одном случае: если бы нейросети навсегда остановились на текущем этапе развития (базовом копировании чужого кода). Но технологии не стоят на месте.

ИИ уже сейчас переходит от простого компилирования текстов к синтезу новых знаний. Посмотрите на AlphaFold от Google DeepMind — искусственный интеллект успешно предсказал структуру миллионов белков, совершив абсолютный прорыв в биологии и медицине. Он не скопировал это у людей (потому что люди не могли решить эту задачу десятилетиями), он нашел закономерности сам. То же самое будет происходить и в программировании, и в архитектуре систем.

Что касается ваших слов о деградации студентов — простите, но это классическое стариковское брюзжание из серии «молодежь уже не та». Ровно те же самые речи звучали, когда в школах разрешили калькуляторы, потом когда появились ПК, а затем — интернет и поисковики.

Правда в том, что работа с ИИ на серьезном уровне (а не на уровне «напиши мне реферат») требует очень структурированного ума. Чтобы получить от ИИ сложный, прорывной архитектурный код, нужно уметь анализировать ситуацию, декомпозировать задачу и грамотно формулировать запросы. Это развивает мозг гораздо сильнее, чем классическое зазубривание справочников старой школы. В современном мире бессмысленно зубрить синтаксис — нужно уметь ставить задачи и задавать вопросы.

Как говорил Альберт Эйнштейн: «Формулировка проблемы часто более важна, чем её решение». А знаменитый антрополог Клод Леви-Стросс отмечал: «Умного человека узнают не по ответам, которые он дает, а по вопросам, которые он задает». Искусственный интеллект как раз и тренирует этот высший когнитивный навык.

Так что никакой «беды» нас не настигает. Человечество просто переходит на новый виток технологического развития. А апокалиптичные рассуждения о том, что технологии ведут к всеобщему отупению — это стандартная историческая реакция старшего поколения на любой переломный этап.
mRconik; yukon; Orman071; user2181378; +4 1 Ответить
14. WasiliyMay 8 06.03.26 11:02 Сейчас в теме
(13) Вы так же отвечаете безапелляционными утверждениями, причем, не своими, а сгенерированными ИИ. Это какой то зашквар.
shchukin_vv; uribur; +2 Ответить
15. Prepod2003 330 06.03.26 11:13 Сейчас в теме
(14) Вы путаете менторский, поучительный тон и простое изложение человеком своего видения будущего — то есть личного мнения.

Что касается вашего выпада про «зашквар» — это обыкновенное хамство. Отвечу вам прямо: много ли чести, чтобы я тратил свое личное время на ручное выписывание ответов для таких комментаторов, как вы? У меня этого лишнего времени нет. Я просто надиктовываю свои оригинальные мысли, а искусственный интеллект их быстро структурирует и оформляет в гладкий текст.

Вы даже в этом базовом моменте не понимаете, как работают инструменты. Мой текст не «сгенерирован» ИИ из пустоты — это мои личные мысли и аргументы, которые нейросеть просто литературно оформила по моему прямому запросу ради скорости и удобства чтения.

Если для вас использование современных технологий для экономии времени — это «зашквар», то это исключительно ваши проблемы. Не нравится — проходите мимо, а хамить здесь не нужно.
user2181378; +1 Ответить
16. WasiliyMay 8 06.03.26 11:25 Сейчас в теме
(15)
это мои личные мысли и аргументы, которые нейросеть просто литературно оформила по моему прямому запросу ради скорости и удобства чтения
Дожили. Уже изложить свои мысли не получается. Скоро мычать только будем. Зачем утруждать себя складыванием каких то слов.
shchukin_vv; ADV66; uribur; +3 Ответить
17. Prepod2003 330 06.03.26 11:31 Сейчас в теме
(16) Не делайте вид, что вы не поняли, о чем вам русским языком было написано.

Я использую искусственный интеллект вовсе не потому, что не могу сформулировать мысли самостоятельно. Поверьте, с этим у меня проблем нет: я профессиональный преподаватель, и свои первые статьи и учебные пособия писал еще 25 лет назад, когда об ИИ никто даже не слышал.

Поэтому ваше картинное заламывание рук на тему «скоро мычать будем» оставьте при себе. Если вы так боитесь новых технологий и отрицаете закономерное развитие технологического прогресса — это на 100% ваше личное стариковское брюзжание и исключительно ваши проблемы.

Но вот хамить здесь совершенно не обязательно. Не нравится то, как и с помощью каких современных инструментов я работаю — просто пройдите мимо.
user2181378; +1 Ответить
18. WasiliyMay 8 06.03.26 11:40 Сейчас в теме
(17) Все все. Я ухожу. Только не надо нервничать. Пока.
19. Prepod2003 330 06.03.26 11:45 Сейчас в теме
(18) Так это же не я нервничаю, это с вами искусственный интеллект общается!

Вы что, уже наделяете нейросеть человеческими чувствами и эмоциями? Рановато пока, рановато... Даже я до этого ещё не дорос. )
21. uribur 229 06.03.26 18:00 Сейчас в теме
(19) Коллега )) Я даже опасаюсь в ступать в дискуссию )))

Видно что тоном менторским забьете кого угодно ))

Пойду побрюбзжу о том, что "молодежь плохая" ))

Да и "AlphaFold от Google DeepMind " не создал новых знаний, он просто скомпилировал и сделал работу за 100 людей, но новых знаний не сгенерировал, это то же самое если ии написал бы по инструкциям, гитам конфигурацию УПП за месяц. Да это круто, так как создан продукт, но не созданы знания, и это кардинально важный момент. В части компиляции больших объемов ИИ очень полезен и это мощный инструмент, но.... но .... новую философию он пока не может предложить, выдумать абстракные вещи нового типа (Или может я ошибаюсь?).

А так при всем уважении к вам, так как вы делаете интересные вещи и профессиональные, вопрос был только в другой точке зрения, в диалектике, которую почему то признали "менторским тоном", а не вызовом к диалектическому уважительному познанию нового явления.
22. Prepod2003 330 06.03.26 18:14 Сейчас в теме
(21) Давайте немного снизим градус дискуссии. Поверьте, я не такой уж и страшный, не нужно меня бояться ))

То, что вам показалось «менторским тоном» — это вовсе не попытка вас задеть или возвыситься. Это просто обычный, уверенный тон человека, который очень глубоко, на собственном многолетнем опыте и практике разбирается в предмете. Я являюсь разработчиком системы (MCP 1C-RSV), о которой идет речь в статье. Это не хвастовство, это просто очевидный факт, который не требует семи пядей во лбу для понимания.

Поймите меня правильно: я просто откровенно устал от того, что в среде 1С люди с порога позволяют себе поучать других свысока, даже не разобравшись в современных технологиях и в том, с кем они вообще разговаривают.

Вы, судя по вашим комментариям про AlphaFold («просто скомпилировал»), пока довольно слабо разбираетесь в архитектуре и принципах работы современных нейросетей. И это абсолютно нормально! Но в такой ситуации логичнее было бы просто спросить: «Сергей, а как вы считаете...» или поинтересоваться моим мнением как эксперта. Вместо этого вы начали выпендриваться терминами и доказывать мне мою неправоту, что выглядит, уж извините, немного нелепо.

К сожалению, общий уровень культуры диалога в нашем 1С-комьюнити часто бывает крайне низким. В своем прошлом ответе я просто опустился на ваш уровень и отзеркалил ваше же изначальное высокомерие. Так что не надо на меня обижаться за то, что я ответил вам вашей же монетой.

Предлагаю на этом закончить обмен любезностями. Если вам действительно интересно разобраться в технологиях — я всегда открыт к нормальному диалогу и готов ответить на вопросы. А если хочется просто побрюзжать — ваше полное право, не смею мешать!
23. uribur 229 06.03.26 18:32 Сейчас в теме
(22) Вам задали вопрос и пригласили к диалогу, а вы начали выделять тонны букв показывать "низкий уровень культуры". В целом стало неинтересно, диалог пришел к скрытым унижениям и скрытой агрессией с "менторским тоном", я тоже ушел )
24. Prepod2003 330 06.03.26 18:40 Сейчас в теме
(23) Искал в вашем первом сообщении вопрос или приглашение к диалогу, но, видимо, они были написаны какими-то хитрыми невидимыми чернилами. Вижу там только суровые пророчества об апокалипсисе и деградации )

Хорошего вам дня и уютного брюзжания на «плохую молодежь»! И постарайтесь не сильно расстраиваться, когда ИИ в следующий раз напишет сложную обработку быстрее, чем вы успеете выговорить слово «диалектика»
25. uribur 229 06.03.26 18:45 Сейчас в теме
(24) Давно такого злого автора не видел ))))
И вам хорошего вечера )
26. Prepod2003 330 06.03.26 18:49 Сейчас в теме
(25) Да я не злой, я справедливый! )

Просто забавно получается: прийти с поучениями свысока, получить экспертный ответ по фактам, тут же обидеться и убежать... Ну чисто детский сад! ))

И вам отличного вечера, заходите еще!
35. Yashazz 4903 15.03.26 18:38 Сейчас в теме
(23) Это не единственный случай. Когда я попытался с этим пользователем (теперь уж и не знаю, насколько пользователем, а насколько ИИ) пообщаться со своей скептической колокольни - на втором же сообщении последовал переход на личности и плохо скрытые наезды. На грани фола.
29. yukon 157 07.03.26 11:18 Сейчас в теме
(17) Справедливости ради, при том, что я согласен с вашими доводами про будущее с ИИ, участвовать в обсуждении все таки хочется с живым человеком и его живой речью.

Читать и отвечать на комментарии ИИ, просто неприятно.
30. Prepod2003 330 07.03.26 11:32 Сейчас в теме
(29) А мне, знаете ли, неприятно читать комментарии, которые вообще не относятся к теме статьи и пытаются свысока поучать меня, как именно мне формулировать свои мысли и какие инструменты для этого использовать. Мне это тоже крайне неприятно.

Вот я сейчас оформляю вам этот ответ с помощью ИИ, и вы наверняка снова оскорбитесь. Но на что вы обижаетесь? Вы обижаетесь на нейросеть?

Вся эта ваша претензия до боли напоминает худшие проявления совдепии. Давайте ещё устроим товарищеский суд или вызовем меня на комсомольское собрание! Поставим на повестку дня вопрос: «О моральном облике комсомольца, который неправильно общается с коллективом», и выпишем мне строгий выговор. Что мне ещё сделать ради вашего удовольствия?

Ребята, я вам ничего не должен. Вы приходите в мою статью. Вместо того чтобы обсуждать конкретную предметную область и технологии, один начинает выпендриваться терминами, вообще ничего не понимая в предмете и пытаясь умничать перед экспертом. А второй теперь вылезает с нравоучениями о том, что ему, видите ли, «приятно», а что «неприятно».

Что вы себе вообще позволяете? Честно говоря, вы уже просто задолбали со своими претензиями. Я буду писать свои мысли так, как считаю нужным, и оформлять их так, как мне удобно. Это исключительно моё личное дело. Если лично вас это не устраивает — просто проходите мимо, вас никто не заставляет здесь находиться.

Изживайте уже из себя этот Советский Союз и привычку устраивать партсобрания в комментариях. Научитесь вести себя прилично, соблюдать границы и обсуждать профессиональную суть вопроса — тогда и не будете получать в ответ подобные сообщения.
31. yukon 157 07.03.26 11:37 Сейчас в теме
(30) Ваше право. Я просто вам сказал свое ИМХО, по поводу общения. Мне приятно разговаривать с живыми людьми, а не копипастой ИИ.
38. chuevsf 124 16.03.26 07:06 Сейчас в теме
(30) Подскажите пожалуйста, когда у вас будет свободное время.
Скачал Ваш плагин и начал устанавливать.
Первые два прошли хорошо, но дальше застрял. Не пойму где надо прописывать третий шаг.
Прикрепленные файлы:
39. Prepod2003 330 16.03.26 08:10 Сейчас в теме
(38) Здравствуйте! Спасибо за интерес к инструменту. Данная система предполагает наличие определенных базовых знаний о том, как работать с MCP (Model Context Protocol). На данный момент я не располагаю временем для индивидуального обучения, но эта технология уже широко распространена.
Рекомендую изучить теоретическую часть и примеры использования MCP на профильных ресурсах или в YouTube. Поняв общий принцип работы протокола на примере любых простых серверов, вы без труда завершите настройку текущего плагина.
В планах есть разработка учебного курса, который закроет эти вопросы, но пока на это не хватает времени. Рекомендую вступить в наш Telegram-канал — возможно, кто-то из сообщества сможет подсказать вам решение быстрее.
20. uribur 229 06.03.26 17:49 Сейчас в теме
(14) А я думал, что только мне показалось, что ответ был написан с помощью ИИ, причем безапеляционным "менторским тоном"
37. e.kogan 1908 15.03.26 20:14 Сейчас в теме
(12) со студентами сейчас особо не общаюсь, но глядя на школу - заранее рыдаю. Про студентов и вузовский уровень мне плачутся знакомые, это не личный опыт ) да, есть умные люди и есть места, где с такими работают и продолжают тянуть вверх. Но процентаж таковых - снижается, а разрыв растёт. И разрыв в том числе понимания между теми, кто в "умном" пузырьке, и прочими. Сегрегация! Пусть едят пирожные!
27. ADV66 07.03.26 01:07 Сейчас в теме
А насколько быстро возможно появление существенного количества специалистов, использующих на серьезном уровне АI при работе с 1С? Таких специалистов готовят только на платных курсах и т.п. или уже в программы ВУЗов включены предметы по работе с ИИ вообще и по использованию ИИ в работе с 1С в частности?
28. Prepod2003 330 07.03.26 01:29 Сейчас в теме
(27) Спасибо за вопрос! Отвечу по порядку.

Отвечая на вопрос про обучение: сейчас этому не учат ни в ВУЗах, ни на классических платных курсах. Причина проста — сама технология глубокой интеграции ИИ в 1С появилась буквально вчера.

Для того чтобы вести действительно серьезную разработку с помощью ИИ, обычного чата недостаточно. Нужны специализированные инструменты-мосты (MCP-серверы), такие как мой плагин 1C:RSV, о котором идет речь в статье. Я запустил свою систему в паблик буквально пару недель назад. На рынке есть еще один опенсорсный проект от коллег. Они стартовали чуть раньше, но инструменты для непосредственной работы с кодом добавили уже после того, как увидели мой подход. Сейчас мы находимся в состоянии здоровой конкуренции, идем параллельными курсами, хотя и немного расходимся в видении того, куда должен развиваться инструмент. По сути, на данный момент существует только два серьезных решения для 1С. Мы находимся в самом начале пути.

Насчет того, насколько быстро появится масса таких специалистов: я думаю, на это уйдет от года до трех лет.

Главный тормоз здесь — не технологии, а консерватизм. Сообщество 1С-разработчиков исторически крайне консервативно, многие настроены к ИИ отрицательно и просто не понимают, что эта технология всё равно неизбежно захватит рынок. Рано или поздно разработчикам придется сделать выбор: либо осваивать эти технологии, либо уходить на пенсию (к слову, многие ярые критики как раз находятся в предпенсионном возрасте).

Моя практика и опыт первых пользователей показывают, что ИИ не просто ускоряет работу. Что самое интересное — кратно повышается уровень разработки, сложность решаемых задач и качество самого кода. Скорость и результаты становятся просто несопоставимы с ручным кодированием. Это неизбежный эволюционный шаг.

Освоить инструмент можно самостоятельно. У меня есть хороший знакомый, который одним из первых решил внедрить эту систему в свою работу. Да, поначалу ломать привычные паттерны было тяжело, но за 1-2 недели он полностью освоился и сейчас ведет с помощью ИИ полноценную разработку. Главное — мотивация и понимание, что без этого выиграть конкурентную борьбу в будущем будет невозможно. Тем более, на пятки наступает молодежь, которая уже не видит другого образа работы, кроме как в связке с нейросетями. И этот тренд будет только усиливаться.

Всю информацию и документацию для самостоятельного изучения я предоставляю открыто. Если вам интересно попробовать — ищите меня в Telegram, пишите, я с удовольствием дам все ссылки и подскажу, с чего начать.
32. ADV66 08.03.26 00:59 Сейчас в теме
(28) Я в прошлом году несколько месяцев искал работу, соответственно пересмотрел несколько сотен вакансий на НН.ru. Только в ОДНОЙ вакансии мне встретились подробные и четкие требования по опыту (не знакомству, а именно опыту) работы с ИИ. В сравнительно небольшом количестве вакансий знакомство с ИИ было озвучено как дополнительное пожелание. Так где же сейчас работает та молодежь, "которая уже не видит другого образа работы, кроме как в связке с нейросетями", если для работодателей (судя по редкости требований в вакансиях) использование ИИ это пока если не редкая экзотика, то нечастый случай?
"от года до трех лет" - от "начала пути" до появления массы специалистов? Несмотря на то, что этому даже на платных курсах пока не учат и что многие специалисты 1С (предполагаю, что и многие руководители ИТ-отделов в том числе) относятся к ИИ скептически (это все с Ваших слов)? Ну-ну, время покажет))
33. Prepod2003 330 08.03.26 01:08 Сейчас в теме
(32) Вы абсолютно правы в своих наблюдениях: если смотреть на HH.ru прямо сейчас, в вакансиях 1С этого почти нет. Но давайте посмотрим на картину чуть шире и вспомним про скорость развития технологий.

Бум генеративного ИИ начался в 2023 году — всего 3 года назад! А теперь посмотрите на "большое" ИТ (Python, JS, Java, C#). Там ИИ-ассистенты (вроде GitHub Copilot, Cursor, Claude) — это уже абсолютный, безоговорочный маст-хэв. Подавляющее большинство разработчиков вне экосистемы 1С уже просто не видят своей работы без нейросетей, для них это стандарт индустрии.

Проблема в том, что мир 1С — это крайне отставшая, изолированная среда. Я бы даже назвал её не "консервативной", а безнадежно отставшей.

Знаете, кого мне сейчас напоминает наше 1С-сообщество? Ямщиков на телегах где-нибудь в 1930-х годах. Вокруг уже вовсю ездят первые автомобили, а эти ямщики сидят на козлах, плюют семечки и бухтят: "Да эти ваши машины ломаются, в них бензин надо лить, в грязи застрянут... Живую лошадь и опыт ямщика никто и никогда не заменит!". Всем адекватным людям очевидно, что машины заменят гужевой транспорт, но ямщики будут отрицать это до последнего клиента.

Вы правы в одном: возможно, 1С продержится в этом отрицании чуть дольше озвученных 1-3 лет. Но произойдет это исключительно из-за дичайшей отсталости и упрямства старой гвардии программистов.

Почему сейчас в 1С относительно мало молодежи? Потому что молодым разработчикам скучно в среде без современных инструментов. Но как только они получат крутые ИИ-инструменты для 1С (а они их получат, этот процесс уже запущен и моя система тому подтверждение), ситуация изменится радикально. Молодёжи станет больше, порог входа снизится. И они просто нагонят, перегонят и выдавят с рынка тех самых "ямщиков", которые принципиально отказываются пересаживаться с телеги. Этим ретроградам просто некуда будет деться в условиях новой конкуренции.

Так что да, время, безусловно, покажет. И боюсь, для многих староверов это время наступит гораздо быстрее и болезненнее, чем они рассчитывают.
36. Yashazz 4903 15.03.26 18:53 Сейчас в теме
(33) Вы путаете причину и следствие. Новизна приходит не тогда, когда на рынке труда появляются вьюноши бледные со взором соответствующим. Новизна приходит, когда это вынужденный шаг. В мирке контроля, сдачи отчётности, ведения учёта по жёстким гос.правилам есть своя степень стабильного бардака (например, печ.формы, или дикие тормоза типовой с ростом объёмов, или обновление пилёных конф), которая, как потребность, не просто подразумевает соответствующих спецов. Она подразумевает контролируемых, сидящих по кабинетам (или, кому свезло, на удалёнке), людей. Тут нет места не то что "ИИ", а даже БЯМ. В психологии главбухов, пишущих на одинэсника жалобы. В психологии шефа, следящего, чё-там-как. В психологии манагеров, которым надо к кому-то бегать жаловаться. Живой человек нужен, без вариантов.

Даже копипаст текста кода в некую другую систему - это, батенька, нарушение политики конфиденциальности. А уж конфу подключать через какой-то кривой недоконфигуратор EDT, давать доступ - ну, разглашение же явное. Попробуете про базу заикнуться - тут вас сразу завернут, а без реальных данных (не старья, не обфусцированных) грош цена всем стохастическим выборкам всех нейронок-трансформеров. И любой, кому собственным загривком отвечать перед начальством, скажет "ну нафиг", пусть какой-нибудь студент за гроши копается, или напряжётся сам.

Так вот. Это предметная область и специфика социо-психологической обстановки построили "мирок 1С". И рьяно защищать его никто не будет - он вас просто проигнорирует. Вы же психологию хомо сапиенс в креслах боссов не поменяете. Вы же паранойю "серых" бизнесменов и страх инициативы госконтор не победите. Вы же косность главбухов не переплюнете. Им как веб-клиент на гаджетах нахрен был не нужен, так и "эти ваши ИИ" не нужны. ИИ для них - картиночки к 8 марта мастерить.

И главное. Вы, может, сами не видите, но тональность фраз про сообщество 1С - у вас уже откровенно хамская.
Ещё бы - идут явные попытки продвинуть свой продукт (неуклюже и топорно, ну пусть), а тут эдакие тупари старпёры типа собрались, не бегут, "задрав штаны, за комсомолом". Убедить не можете - начинаете грубить.

Вы пытаетесь заставить представителей отрасли почувствовать нужду в том, что им в принципе не нужно. Как не нужны велосипеду крылья. Просто разные вещи, понимаете? Багажник чуть повместительнее, седло чуть поудобнее, катафоты там и передачи - ладно. Но крылья - не нужны, и не будут нужны.
40. DmitrySinichnikov 305 24.03.26 11:54 Сейчас в теме
Добрый день!
Подскажите пожалуйста по поводу использования моделей. Claude Code например не работает с РФ напрямую. Правильно ли я понимаю, что вы используется VPS сервера?
41. Prepod2003 330 24.03.26 13:00 Сейчас в теме
(40) Добрый! да, конечно, не работает, но это решается.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация