Мешок с ответами: сладкий яд быстрых изменений

17.03.26

Интеграция - Нейросети

ИИ действительно помогает команде ускориться: быстрее разбирать код, быстрее входить в сложные участки, быстрее запускать доработки. Проблема в том, что вместе со скоростью он может ускорять и другое — накопление скрытой сложности, рост цены изменений и потерю управляемости. В статье разбираю, почему первые успехи с ИИ так легко опьяняют, когда система начинает выставлять счёт и что нужно сделать, чтобы ускорение не превратилось в новый виток технического долга.

Ваши правители видят во мне ценную собственность. Им следовало бы спросить, так ли велика моя ценность, как это кажется. Им следовало бы спросить, что приносят мои ответы — пользу или вред.
— А что они приносят?
— Вред, огромный вред.
Зиблинг был поражен. Он сказал:
— Но если ваши ответы правдивы...
— Процесс достижения истины так же драгоценен, как и сама истина. Я лишил вас этого. Я даю вашим ученым истину, но не всю, ибо они не знают, как достигнуть ее без моей помощи. Было бы лучше, если б они познавали ее ценой многих ошибок».

 

Мешок с ответами

Этот фрагмент из рассказа Уильяма Моррисона сегодня звучит пугающе современно. У команд разработки появился собственный мешок с ответами — инструмент, который умеет быстро подсказывать, объяснять и предлагать рабочие варианты. Он помогает разобраться в незнакомом механизме, набросать запрос, собрать черновик обработки, предложить тест или быстрее войти в чужой код. Он же способен оформить документацию так, будто кто-то уже прошёл этот путь раньше. Всё это действительно полезно, и отрицать это бессмысленно.

Причина, по которой ИИ так быстро приживается в командах, тоже понятна. В любой перегруженной разработке время — самый дефицитный ресурс, а ИИ как будто возвращает его обратно. Там, где раньше нужно было часами разбираться в логике чужого решения, теперь можно за считаные минуты получить рабочую гипотезу. Там, где новая задача начиналась с пустого экрана и внутреннего сопротивления, теперь почти сразу появляется опора. Там, где сложный участок системы выглядел как тёмный лес, теперь в нём хотя бы становятся видны тропинки.

Именно поэтому первые впечатления от ИИ почти всегда положительные. Он не приходит в команду как угроза, он приходит как удобный помощник. Он убирает часть рутины, снижает страх перед сложной задачей, облегчает вход в незнакомый контекст и делает работу визуально быстрее. На короткой дистанции это выглядит как чистый выигрыш, и в каком-то смысле так оно и есть.

Но главный вопрос возникает после первого эффекта ускорения. ИИ не просто помогает получать ответы, он меняет саму цену ответа. Между задачей и рабочим вариантом становится меньше усилий, меньше тупиков и меньше необходимости идти к пониманию через пробы, ошибки, спор, проверку и отбрасывание слабых решений. И именно здесь скрыт главный риск. Потому что в разработке ценен не только правильный ответ, но и путь, которым команда к нему приходит.

Если этот путь начинает выпадать из повседневной инженерной практики, команда действительно ускоряется. Но вместе с этим она постепенно теряет часть собственного навыка различать локально удобное и системно правильное, быстрый результат и устойчивое решение, понятное объяснение и реальную уместность решения в архитектуре. И тогда главный вопрос меняется. Он уже не в том, полезен ли ИИ, а в том, какой ценой система получает это ускорение и в какой момент эта цена становится заметной.

 

Быстрые ответы, дорогие изменения

Проблема не в отдельной ошибке и не в «плохом коде от ИИ». Гораздо важнее другое: с его помощью команда начинает быстрее вносить изменения в среду, которая не стала ни проще, ни связнее, ни понятнее. Ниже — не абстрактные опасения, а типовые механизмы, через которые это ускорение повышает цену следующих шагов.

Чаще всего всё начинается с копирования без полного осмысления. Разработчик получает не пустой экран, а уже заготовку, похожий фрагмент логики или правдоподобный вариант решения. Это помогает быстрее стартовать, но одновременно ослабляет внутреннюю необходимость разбираться, почему этот подход уместен, какие ограничения он учитывает и насколько он согласуется с остальной логикой системы. В сложной среде это особенно опасно, потому что внешне похожие решения зависят от контекста сильнее, чем кажется.

Следующий эффект — рост локально удачных, но системно разрозненных решений. ИИ хорошо помогает закрывать конкретную задачу, но почти никогда не отвечает за архитектурную согласованность результата. Одно расширение делается ради скорости, другое — ради совместимости, третье — потому что так удобнее прямо сейчас, и по отдельности всё это выглядит разумно. Проблема появляется позже, когда система начинает жить не на общих принципах, а на множестве локальных исключений.

Ещё один механизм — рост скорости генерации изменений без сопоставимого роста пропускной способности проверки. ИИ помогает быстрее писать, формулировать и подготавливать доработки, но code review, тестирование, архитектурное согласование и релизный контур не ускоряются автоматически в той же пропорции. В результате нагрузка быстрее накапливается в том участке процесса, который и раньше был ограничением.

Отдельную проблему создаёт иллюзия понятности. ИИ умеет не только предлагать решение, но и убедительно его объяснять. Код, комментарии и пояснения становятся аккуратнее, логика — внешне прозрачнее. Но понятное объяснение ещё не означает, что решение корректно встроено в архитектуру и безопасно для развития системы. И чем убедительнее выглядит объяснение, тем легче перепутать ясность формулировки с качеством инженерного результата.

Наконец, ИИ снижает психологический барьер перед вмешательством в сложные и хрупкие участки. Когда инструмент помогает быстро разобрать код, подсказывает точки входа и предлагает варианты, трудный участок начинает казаться более доступным, чем он есть на самом деле. Это действительно даёт краткосрочную пользу, но одновременно повышает вероятность того, что команда станет чаще менять именно те места, где особенно нужна архитектурная осторожность.

Во всех этих случаях происходит одно и то же. ИИ не делает систему проще, он делает дешевле вход в новые изменения. И если сама среда при этом не стала более зрелой, то выигрыш в скорости довольно быстро начинает превращаться в удорожание следующих шагов.

 

Долг платежом красен

Проблема в том, что система редко выставляет счёт сразу. Наоборот, какое-то время всё выглядит вполне обнадёживающе: задач закрывается больше, старт новых изменений даётся легче, команда отвечает быстрее, а первые результаты использования ИИ воспринимаются как чистый прирост производительности. Именно поэтому момент перехода от пользы к скрытой цене так легко пропустить.

Расплата обычно начинается не с аварии и не с резкого провала. Сначала новая скорость начинает восприниматься как дополнительная доступная мощность. Выигрыш от ИИ ещё не успел превратиться ни в упрощение архитектуры, ни в укрепление релизного контура, ни в снижение цены следующего изменения, а система уже получает больше входящей нагрузки. После этого внутри команды постепенно начинают проявляться симптомы, по которым видно: двигаться она стала быстрее, а меняться легче — нет.

Первый симптом самый опасный. Организация начинает относиться к ускорению как к свободной мощности. Как только становится видно, что команда отвечает быстрее, в разработку почти автоматически направляют больше задач, больше срочных доработок и больше локальных запросов. Снаружи это выглядит как рост производительности, но по сути система просто начинает быстрее расходовать тот же запас устойчивости.

Второй симптом — скорость выросла, а спокойствия в релизах не прибавилось. Команда быстрее готовит изменения, но перед выпуском по-прежнему много ручной проверки, сложные доработки всё ещё вызывают напряжение, а после релиза никто не чувствует, что система стала предсказуемее. Это один из самых важных сигналов: выигрыш в скорости появился, а запас управляемости — нет.

Третий симптом — в системе становится больше похожих решений, реализованных по-разному. Каждое из них когда-то было разумным локальным ответом на конкретную задачу, но со временем таких ответов становится слишком много. В итоге одинаковые по смыслу вещи начинают жить в разных местах по разным правилам, и следующая доработка требует уже не только реализации, но и археологии: что из этого работает, где, почему и на каких условиях.

Четвёртый симптом — code review становится тяжелее, даже если код выглядит аккуратнее. ИИ помогает писать более связный и лучше оформленный код, но ревьюеру от этого не обязательно легче. Наоборот, он всё чаще вынужден отвечать не на вопрос «что здесь написано», а на вопрос «во что это упрётся в системе через два следующих изменения». То есть трудность смещается с чтения к оценке последствий.

Пятый симптом — простые задачи ускоряются, а сложные по-прежнему не становятся предсказуемыми. Там, где нужна локальная доработка или быстрый старт, эффект ИИ заметен сразу. Но всё, что связано с пересечением подсистем, нетиповой логикой, сложными зависимостями, регламентными цепочками или чувствительными участками, по-прежнему требует большого запаса осторожности. Это означает, что ИИ улучшил локальную продуктивность, но не сделал сложную среду более предсказуемой.

Шестой симптом слышен в самих рабочих обсуждениях. «Сама доработка небольшая, но там можно зацепить соседнюю логику», «нужно ещё посмотреть, куда это дальше тянется», «сделать можно быстро, но непонятно, что потом поедет рядом». Барьер на старт действительно снижается, а вот доверия к изменениям больше не становится. Это и есть один из самых точных признаков накопленного долга: менять начали смелее, а уверенности в результате не прибавилось.

Седьмой симптом — документации и пояснений становится больше, а ясности не прибавляется. ИИ помогает быстрее описывать решения, аккуратнее формулировать изменения и собирать пояснения. Но если за ростом текста не следует рост согласованности, система не становится проще. Она просто превращается в лучше описанный набор всё более сложных компромиссов.

Именно поэтому долг платежом красен не в бухгалтерском, а в инженерном смысле. Система не требует расплаты мгновенно. Она делает это постепенно: через рост осторожности, через усложнение проверки, через расползание логики, через потерю единообразия и через удорожание каждого следующего изменения. И чем дольше всё это воспринимается как «обычная сложность», тем дороже потом обходится возврат к управляемости.

 

Умножитель и бутылочное горлышко

К этому моменту легко сделать слишком простой вывод и начать считать, что проблема в самом ИИ. Но это было бы ошибкой. ИИ не портит систему автоматически и не приносит хаос снаружи. Он делает другое: усиливает свойства той среды, в которую попадает.

Если команда умеет держать архитектурные границы, обсуждать последствия изменений, поддерживать рабочий контур проверки и не отдавать весь выигрыш в скорости в операционную текучку, ИИ начинает работать ей на пользу. Он ускоряет анализ, помогает быстрее входить в сложные участки и делает дешевле не только производство новых изменений, но и распутывание уже накопленной сложности.

Но если среда устроена иначе, эффект будет не слабее, а просто направлен в другую сторону. Если архитектурные решения принимаются ситуативно, проверка в основном ручная, релизный контур держится на осторожности отдельных людей, а любая дополнительная мощность сразу уходит в поток новых задач, ИИ так же эффективно усиливает именно это. Он не снимает ограничение, а помогает быстрее в него упереться.

Поэтому выигрыш от ИИ не остаётся свободным ресурсом. Он уходит в бутылочное горлышко — в тот участок системы, который и раньше сдерживал развитие. Где-то это контур проверки, где-то релизный процесс, где-то сложные пересечения подсистем, где-то зависимость от нескольких носителей знания. Снаружи команда выглядит более быстрой, а внутри она просто быстрее подводит нагрузку к прежнему узкому месту.

Именно здесь становится видно главное различие между ускорением и развитием. Ускорение — это когда команда быстрее берёт задачу в работу и быстрее продвигает изменения. Развитие — это когда следующая доработка действительно становится дешевле, понятнее и безопаснее. Если второго не произошло, значит первое очень скоро упрётся в старые ограничения среды.

Поэтому ИИ нельзя рассматривать как замену зрелости. Он не создаёт за команду ни принципов, ни границ, ни инженерной ответственности. Он лишь делает заметнее и сильнее то, что уже есть. В зрелой среде он усиливает зрелость. В слабой — быстрее проявляет слабые места.

 

Доверяй, но проверяй

Из этого не следует, что ИИ нужно бояться или искусственно держать на расстоянии. Такой вывод был бы слишком простым и бесполезным. Вопрос уже не в том, использовать ли ИИ в разработке. Вопрос в том, в какой среде он будет работать и по каким правилам. Если команда хочет, чтобы ИИ снижал цену изменений, а не просто разгонял поток задач, ей придётся опереться на несколько базовых принципов.

Прежде всего ускорение нельзя принимать за признак оздоровления системы. Быстрый старт задачи, удобный черновик, понятное объяснение и даже реальный прирост производительности ещё не означают, что цена следующего изменения снизилась. ИИ помогает быстрее пройти первый участок пути, но это не освобождает команду от обязанности проверять, что именно она ускорила: хорошее инженерное решение или просто более быстрый путь к новым зависимостям.

Кроме того, у команды должны быть закреплены ориентиры, относительно которых вообще можно что-то проверять. Где должна жить новая логика, какие решения считаются временными, в каких случаях можно идти в обход типового механизма, как оценивать влияние на соседние участки системы. Без таких ориентиров ИИ будет просто помогать быстрее находить любой рабочий ответ. С ними он начинает ускорять движение внутри уже осмысленных ограничений.

Отдельно нужен контур проверки, который отделяет правдоподобное решение от пригодного для развития. ИИ особенно полезен на стадии черновика, первичной идеи, ускоренного старта и разбора чужой логики. Но именно поэтому он требует зрелого последующего отбора: code review, тестов, архитектурного обсуждения, контроля регрессии и проверки побочных эффектов. И чем легче команде стало входить в изменение, тем важнее не ослаблять этот контур, а усиливать его.

При этом ИИ стоит использовать не только для производства новых изменений, но и для распутывания уже накопленной сложности. Об этой стороне его пользы говорят заметно реже, чем следовало бы. Он может помогать разбирать старые участки, искать дублирование, описывать фактическую логику сложных механизмов, ускорять подготовку карт зависимостей и формулировать варианты унификации и рефакторинга. То есть работать не только на входящий поток задач, но и на сокращение уже накопленного долга.

Наконец, выигрыш от ИИ должен быть управленчески распределён, а не автоматически съеден операционкой. Если организация воспринимает новую скорость только как повод направлять в систему ещё больше задач, она почти гарантированно потеряет весь эффект в бутылочном горлышке. Часть высвободившейся мощности должна сознательно идти туда, что само по себе срочным почти никогда не кажется: в упрощение логики, снятие лишних зависимостей, укрепление релизного контура, формализацию принципов и сокращение ручного контроля там, где он давно подменяет зрелость системы.

Поэтому зрелая стратегия здесь только одна: доверяй, но проверяй. Не только ответ, но и контекст ответа. Не только скорость старта, но и цену следующего шага. Не только локальную пользу, но и то, как она меняет систему в целом.

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

ИИ искусственный интеллект технический долг управление разработкой скорость изменений архитектура системы code review релизный контур управляемость изменений приоритизация задач архитектурные ограничения качество разработки скрытая сложность системное мышление Head of IS руководитель ИТ ускорение разработки инженерная зрелость корпоративные системы

См. также

Инструментарий разработчика Нейросети Платные (руб)

Первые попытки разработки на 1С с использованием больших языковых моделей (LLM) могут разочаровать. LLMки сильно галлюцинируют, потому что не знают устройства конфигураций 1С, не знают нюансов синтаксиса. Но если дать им подсказки с помощью MCP, то результат получается кардинально лучше. Далее в публикации: MCP для поиска по метаданым 1С, справке синтакс-помошника и проверки синтаксиса.

15250 руб.

25.08.2025    48570    100    27    

113

Разработка Инструментарий разработчика Работа с интерфейсом Адаптация типовых решений Нейросети 1C:Бухгалтерия 1C:ERP 1С:ЗУП 1С:КА 1С:УНФ 1С:УТ 1С:Розница 1С:ДО 1С:ERP Управление предприятием 2 Платные (руб)

Разработка "Дизайнер форм 1С" реализована в виде расширения 1С и является универсальным инструментом для разработки прототипа форм с целью демонстраций, технических заданий и т.д. Без участия разработчика с возможностью экспорта в файл внешней обработки и генерации формы используя искусственный интеллект.

36600 руб.

28.08.2025    7440    2    2    

6

Нейросети 1С 8.3 1С:Управление торговлей 11 Управленческий учет Платные (руб)

Обработка подключения фотокамер Canon и Nikon к Управление торговлей 11.4 для потоковой загрузки фотографий в карточки товаров с автоматическим удалением фона

23180 руб.

24.06.2021    11967    5    7    

16

Нейросети 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Платные (руб)

Умный Excel" - ИИ-супердвигатель, который превращает часы работы в минуты! Технологии будущего уже здесь: загрузил Excel "магия ИИ" готовый результат

8540 руб.

02.07.2025    3645    2    0    

6

Нейросети Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Управленческий учет Платные (руб)

Расширение "Искусственный интеллект и нейросети в 1С: Работа с отзывами маркетплейсов" предназначено для применения искусственного интеллекта в повседневной деятельности селлеров на маркетплейсах. Среди функций - работа с отзывами, вопросами и чатами покупателей, диалог с нейросетями, генерация картинок, заполнение описаний номенклатуры и другое.

6100 руб.

03.04.2024    14612    7    0    

12

Мастера заполнения Нейросети 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия 1С:Управление торговлей 11 Платные (руб)

Расширение для заполнения описания товара (номенклатуры) с помощью модели ИИ ChatGPT с ключевыми словами. Расширение формирует продающее описание товара по его наименованию с помощью модели искусственного интеллекта. Будет полезно для владельцев интернет магазинов, каталогов товаров и продающих через маркетплейсы. Адаптировано для основных конфигураций: УТ, ЕРП, КА, УНФ. Прошло аудит на 1cfresh.com. Версия для автоматического заполнения

5084 руб.

13.03.2023    22579    52    50    

80

Нейросети Программист Бесплатно (free)

PromptPilot — это очередь задач для AI CLI (Claude Code, Codex, Qwen): Отправляете промпт из cli, web интерфейса, или ТГ бота в планировщик, воркер выполняет его на машине, результат смотрите в веб-интерфейсе или в Telegram. Удобно, когда лимиты сбрасываются не вовремя, идея пришла в дороге, а терминал недоступен, или нужно «разогреть» сессию к началу рабочего дня по расписанию. В материале — архитектура на SQLite, запуск (CLI, веб, бот, tray/.exe), работа с rate limit и продолжение диалога с моделью прямо из бота без консоли.

31.03.2026    893    Ibrogim    21    

18

Нейросети Программист Бесплатно (free)

За год я перепробовал почти всё: DeepSeek, Perplexity, Google AI, Grok, Phind, Yandex GPT, GigaChat, Claude, GitHub Copilot, Codex и даже пытался поднять локальные модели через Ollama. Рассказываю, какой ИИ реально помогает в 1С-разработке, а какой — пустая трата времени и денег. Без рекламы, без заумных слов. С цифрами, кейсами и честными выводами

24.03.2026    2464    war41k    54    

22
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. KotBegemot77 32 17.03.26 12:55 Сейчас в теме
Спасибо за статью. Тема действительно актуальная: использование ИИ в разработке даёт очевидные преимущества, но при этом может нести и скрытые риски, особенно для молодых специалистов, у которых ещё не сформированы устойчивые инженерные ориентиры.
IgorVasilyev; +1 Ответить
2. IgorVasilyev 89 17.03.26 12:58 Сейчас в теме
(1) Спасибо, это очень точное замечание. Для опытной команды ИИ действительно чаще выглядит как усилитель уже существующих практик, а для молодых специалистов риск выше, потому что у них ещё нет устойчивой внутренней рамки, которая помогает отличать правдоподобное решение от действительно качественного инженерного решения.
Именно поэтому я и пытался сместить акцент с самого инструмента на среду, в которой он используется. Если у специалиста ещё не сформированы инженерные ориентиры, ИИ легко начинает подменять не только поиск ответа, но и сам путь к пониманию. В этот момент ускорение действительно есть, но вместе с ним растёт риск закрепления слабых решений как нормы.
По сути, для молодых разработчиков ИИ полезен не меньше, а, возможно, даже больше, чем для опытных, но только при одном условии: рядом должна быть среда, которая умеет проверять, объяснять и возвращать к инженерной логике, а не просто принимать быстрый результат.
5. DmitryKlimushkin 174 17.03.26 13:11 Сейчас в теме
(2)
возвращать к инженерной логике, а не просто принимать быстрый результат

А Для чего ещё нужны компьютеры? "Окей, Гугл!", "Алиса, отвечай", молчаливое погружение в Святую Википедию....
Разве это не апофеоз цифровизации?
На собрании офицеров старого российского флота первым слово давали самым молодым офицерам, чтобы они учились думать, а не авторитетам поддакивать. Я уже по бухгалтерам вижу деградацию квалификаций. Если сегодня многим бухгалтерам погасить экран - они не смогут внятно объяснить последовательность своих учетных действий. То же начиналось ещё с калькуляторами - знание таблицы умножений наизусть стало ненужным обременением извилин.
Что станет критерием правильности при ИИ? Базовые знание? Не! Их "интертрепация" в сети! А там уже много что есть... Рептилоиды с планеты Нубиру для кого-то - реальность, а ИИ шуток не понимает...
qwinter; NataLisa; IgorVasilyev; +3 Ответить
8. IgorVasilyev 89 17.03.26 13:23 Сейчас в теме
(5) Сильное замечание. Пожалуй, главный риск здесь не в том, что ИИ когда-то ошибётся, а в том, что у человека может ослабнуть собственный внутренний критерий правильности.
Компьютеры действительно и создавались, чтобы снимать часть нагрузки. Но одно дело — разгружать память, расчёты и рутину, и совсем другое — выносить наружу само суждение. Таблицу умножения не обязательно держать в голове, а вот способность понять, почему результат выглядит сомнительно, по-прежнему критична. ИИ как раз опасен там, где начинает подменять не вычисление, а оценку.
Поэтому, мне кажется, вопрос уже не в том, можно ли опираться на внешний источник знаний. Можно, и мы давно так живём. Вопрос в другом: остаётся ли у специалиста собственная рамка, которая позволяет не просто принять ответ, а проверить его на здравый смысл, контекст и последствия. Если этой рамки нет, тогда цифровизация действительно начинает выглядеть не как усиление квалификации, а как её постепенная эрозия.
Cерый; +1 Ответить
10. DmitryKlimushkin 174 17.03.26 14:10 Сейчас в теме
(8) Недавно фильм вышел такой "Есть только МиГ". Это римейк очень старого фильма, снятого во время ВОВ. Про ложный аэродром, на котором надо было имитировать кипучую жизнь, чтобы враги прилетали и на пустое место вываливали дорогие боеприпасы, попутно подставляясь под наше ПВО. Вообще, отвлечение противника на ложную цель - древнейший успешный маневр, часть стратегии победы.
Со времен проклятого Хрущёва нам вкатили такое количество ярких пузырей, что мы по ним почти все ресурсы расстреляли.
У меня иногда подкатывает ощущение, что ИИ (в его информационном российском изводе) это такое же отвлечение на негодный объект, как и "демократия с правами человека", придуманные для колоний и сателлитов.
Мы точно на стоящее занятие тратим время и ресурс? Беганье за огоньками на болоте приводит к крайне неприятному "погружению в реальность".
IgorVasilyev; +1 Ответить
11. IgorVasilyev 89 17.03.26 14:28 Сейчас в теме
(10) Мне не так давно один человек сказал похожую вещь, когда мы обсуждали ИИ в работе 1С-направления. Когда мы приходили в 1С, а было это уже давно, шёл бурный рост интернета. Коллеги постарше тогда чаще искали ответы через документацию, эксперименты и собственные наработки, а более молодое поколение уже активно пользовалось поиском в сети и за счёт этого нередко выигрывали в скорости у старших.
На мой взгляд, сейчас очень похожий период. ИИ резко расширяет возможности. Кто-то его открыто бойкотирует, кто-то высмеивает тех, кто им пользуется, а кто-то уже оседлал эту волну и начал применять его системно. Поэтому вопрос, стоящее это занятие или нет, по сути, уже не стоит. Это стало новой данностью, и достаточно просто посмотреть на скорость развития, чтобы это понять.
Настоящий вопрос теперь в другом: не «нужен ли ИИ», а «как его правильно применять». Где он действительно усиливает специалиста, а где начинает подменять понимание. Где он помогает быстрее двигаться, а где создаёт опасную иллюзию, что система стала проще, чем она есть на самом деле. То есть спорить, наверное, уже поздно, а вот выстраивать правила работы с ним — как раз самое время.
Fominro; dreadfulwhale; +2 Ответить
13. DmitryKlimushkin 174 17.03.26 14:34 Сейчас в теме
(11) Ну... спички детям не игрушки... Не понимая, как работает циркулярная пила, не надо тянуть к ней пальцы, ибо пальцы могут стать короче) Звучит впечатляюще, конечно "Мы юзаем то, чему не можем дать оценку, не понимаем принципов и правил работы, не осознаём природу проявлений и т.д." С тем же интузиазмом мотыльки к свечке машут своими трепыхалками "Да я только одним щупальцем потрогаю...." слышать такое от коллег в крайне логичной профессии - удивительно) Мож, вопрос просто в любопытстве? Ну, нашли дикари консервную банку, на солнце - блестит, камушки в ней - гремят. Целое племя на месяц себе развлечений может придумать...
14. IgorVasilyev 89 17.03.26 14:41 Сейчас в теме
(13) Да, тут ещё набивать и набивать шишки. Примерно так же, как когда-то с советами из интернета в духе «для мгновенной зарядки iPhone положите его в микроволновку». Проблема ведь не в том, что источник что-то сказал, а в том, что это может звучать убедительно для человека, который не включает собственную проверку.
С ИИ история, на мой взгляд, ещё коварнее. Он часто даёт очень гладкие, хорошо собранные и внешне аргументированные ответы. И именно поэтому особенно опасно бездумно верить этому набору вероятностей, не задумываясь об источниках, достоверности и, тем более, о среднесрочных и долгосрочных последствиях. В таком режиме инструмент действительно может помочь быстро, но расплата потом будет очень неприятной.
15. DmitryKlimushkin 174 17.03.26 14:45 Сейчас в теме
(14) В духе "Гильотина - лучшее средство от головной боли"?))
16. IgorVasilyev 89 17.03.26 15:14 Сейчас в теме
(15)
(14) В духе "Гильотина - лучшее средство от головной боли"?))

Да, примерно так))) Быстрый и очень убедительный способ снять симптом, не особенно вникая в последствия.
С ИИ, мне кажется, риск ровно в этом: локально можно получить красивый и быстрый ответ, но если не думать, что именно он отрежет по дороге — понимание, проверку, архитектурную осторожность или здравый смысл — то потом лечение может оказаться дороже самой болезни.
18. starik-2005 3224 17.03.26 16:09 Сейчас в теме
(16)
то потом лечение может оказаться дороже самой болезни
ИИ, и это уже польза, умеет читать документацию, в отличие от мешков с костями, которые почему-то находят в ней только плохое, но не могут привести пример. Лентяи.
orakool2; +1 Ответить
20. IgorVasilyev 89 17.03.26 16:17 Сейчас в теме
(18) Да. Для таких специалистов ИИ, скорее всего, станет не усилителем, а удобным костылём.
Если человек и раньше не любил читать документацию, разбираться в первоисточнике и проверять себя, ИИ не исправит это поведение, а закрепит. Причём очень комфортно: готовый ответ теперь можно получить быстрее, чем вообще дойти до документации. Лень начинает выглядеть как эффективность.
Самое неприятное здесь даже не это, а рост иллюзии компетентности. Раньше ленивый специалист чаще выглядел неуверенно. С ИИ он может звучать вполне убедительно: термины на месте, логика связная, ответ собран аккуратно. Но за этой упаковкой по-прежнему может быть ни понимания источника, ни чувства границ применимости.
То есть ИИ для такого человека не просто снижает порог входа. Он делает слабую подготовку менее заметной и потому более опасной. А дальше уже вопрос к среде: она это распознаёт и возвращает человека к проверке, или принимает красивый быстрый ответ за реальную квалификацию.
22. starik-2005 3224 17.03.26 16:21 Сейчас в теме
(20)
Если человек и раньше не любил читать документацию, разбираться в первоисточнике и проверять себя, ИИ не исправит это поведение, а закрепит.
Вот ваш оппонент мне в соседней теме пример обещал, где в документации озона все плохо, криво, косо и устарело. Вечером обещал дня, который миновал уже давненько...
24. IgorVasilyev 89 17.03.26 16:33 Сейчас в теме
(22) С документацией Ozon напрямую не сталкивался, поэтому тут предметно судить не могу. Но с коллегами из Ozon работал, и впечатления остались самые положительные, в том числе по их рассказам о внутренних процессах в командах 1С. Поэтому без конкретного примера я бы точно не спешил с такими оценками.
21. starik-2005 3224 17.03.26 16:20 Сейчас в теме
(14)
И именно поэтому особенно опасно
Сразу становятся полезными все эти тесты на логику, которыми раньше пугали работодатели работовзятелей.
IgorVasilyev; +1 Ответить
23. IgorVasilyev 89 17.03.26 16:28 Сейчас в теме
(21) Да, и на этом фоне не менее важным становится уже само физическое присутствие на собеседовании. Мне, например, уже встречались коллеги, которые на онлайн-интервью явно пытались отвечать с помощью нейросети. Пока такие вещи ещё часто заметны, но, думаю, это ненадолго. Возможно, какие-то формы онлайн-сопровождения на собеседовании уже и сейчас существуют.
Поэтому очный формат может снова начать набирать вес не из-за консерватизма, а потому, что именно в живом контакте легче увидеть не качество подсказки, а способность человека самому учиться, анализировать и делать выводы.
19. starik-2005 3224 17.03.26 16:14 Сейчас в теме
(13)
циркулярная пила
Прикол в том, что придумала ее, если не ошибаюсь, какая-то жена какого-то лесоруба, и с помощью ее любой дурак стал пилить ровные доски, а все мегаквалифицированные распильщики бревен пошли в лес. Да, жена в итоге подставила мужа таким вот образом. Не помню, чем дело закончилось...
Да, американская ткачиха и член общины шейкеров Табита Бэббит (Sarah «Tabitha» Babbitt) считается изобретательницей циркулярной пилы в начале XIX века (приблизительно 1810–1813 гг.). Наблюдая за неэффективной работой мужчин, пиливших бревна, она предложила прикрепить зубчатый диск к прялке, чтобы пиление шло непрерывно.
А теперь вот, поглядите, циркулярная пила - это высокомудрых цивилизаций произведение не для дураков, которые доски прямо пилить не умеют, а для людей с тремя высшими...
46. qwinter 684 27.03.26 14:29 Сейчас в теме
(11)
Когда мы приходили в 1С, а было это уже давно, шёл бурный рост интернета. Коллеги постарше тогда чаще искали ответы через документацию, эксперименты и собственные наработки, а более молодое поколение уже активно пользовалось поиском в сети и за счёт этого нередко выигрывали в скорости у старших.
На мой взгляд, сейчас очень похожий период. ИИ резко расширяет возможности. Кто-то его открыто бойкотирует, кто-то высмеивает тех, кто им пользуется, а кто-то уже оседлал эту волну и начал применять его системно.
Вообще не то, тут скорее уместнее сравнивать с фотографами и смартфонами: 80-90% уйдут искать другую работу, и останется небольшое количество не использующих LLM.
45. qwinter 684 27.03.26 14:17 Сейчас в теме
(8)
а в том, что у человека может ослабнуть собственный внутренний критерий правильности.
Что значить может? Попробуйте сами вспомнить что то о системе с которой последний раз работали пару лет назад? А с чем работали пять лет назад? Человеческий мозг что то знает только пока он с этим работает, перестал работать - знания ушли. Все сейчас боятся, что джуны не будут прогрессировать, а в реальности уже в самое ближайшее время вайбкодящие мидлы и сеньеры деградируют до джунов(((
47. IgorVasilyev 89 27.03.26 15:51 Сейчас в теме
(45) Да, риск, наверное, уже не в том, что джуны «не дорастут», а в том, что более опытные специалисты начнут быстрее терять форму между погружениями в реальные задачи. Память сама по себе действительно быстро вымывается. Но у сеньора ценность обычно не в том, что он помнит все детали пятилетней давности, а в том, что у него остаётся каркас: как разбираться, как проверять, где искать противоречия, как чувствовать цену решения и его последствия. И вот если ИИ начнёт забирать не только рутину, но и этот каркас, тогда деградация действительно пойдёт уже не снизу вверх, а по всей пирамиде. То есть опасность, на мой взгляд, не в том, что человек что-то забудет — это нормально. Опасность в том, что он перестанет регулярно тренировать сам способ возвращения к пониманию. Тогда да, можно довольно быстро получить вайбкодящих мидлов и сеньоров, которые звучат уверенно, но без внешней подпорки уже плохо держат инженерную глубину.
48. qwinter 684 27.03.26 20:23 Сейчас в теме
(47)
вот если ИИ начнёт забирать не только рутину, но и этот каркас
так это уже произошло. Открываем 10-20 статей на инфостарте по llm, и в каждой второй пишут насколько удобно искать проблемы с их помощью. Деградация это уже вершащийся факт, ее не остановить. Затем придет осознание к бизнесу, что смысла обращаться к программистам вообще нет: они такое же говно лепят, как кто угодно. И нас ждет эра скажем так "ньюэксель", в том плане что каждый менеджер, каждый оператор и т.д. будет себе плодить свои инструменты.
49. IgorVasilyev 89 27.03.26 20:48 Сейчас в теме
(48) Да, пока это во многом действительно выглядит как территория энтузиастов, и в этом смысле очень похоже на ранний интернет: сначала всё кажется чем-то полулюбительским, местами сырым, местами переоценённым, но уже понятно, что назад это не откатится и жить с этим всё равно придётся.
Если принять как рабочий постулат, что на уровне разработки ИИ будет кратно поднимать скорость, то и следующий шаг просчитывается довольно легко: начнёт расти сложность систем. И, думаю, довольно скоро она упрётся в предел, когда отдельный разработчик уже не сможет удерживать её в голове в прежнем виде. Пока ИИ в основном помогает на мелких и средних задачах, человек ещё остаётся центром принятия решений. Но как только он начнёт не просто помогать, а перекраивать системы под собственную логику, роль разработчика действительно начнёт смещаться.
На этом фоне, как ни странно, сильнее всего выиграют не те, кто лучше всех «пишет руками», а те, кто умеет структурно мыслить, держать модель системы и формулировать направление работы. То есть спрос может начать уходить не только в кодирование, а в постановку, ограничение, интерпретацию и, да, в тот же промпт-инжиниринг в широком смысле. Но адаптируются, конечно, не все.
И при этом я бы не ждал мгновенного исчезновения старого мира. На наш век старых систем точно хватит, и история с переходом с 7.7 на 8.0 это хорошо показывает: тогда тоже было много шума, неприятия и разговоров в духе «нам это не нужно», а в итоге и новая волна пришла, и старая экспертиза никуда не исчезла. Более того, специалисты по 7.7 до сих пор местами вполне в цене. Думаю, здесь будет похожая история: новый слой вырастет очень быстро, но старые контуры ещё долго будут жить рядом, и именно на этом переходе лучше всего себя покажут те, кто умеет не просто пользоваться новым инструментом, а понимать, как меняется сама система.
50. qwinter 684 27.03.26 21:12 Сейчас в теме
(49) Считаю, что не будет сложных систем, будет много много микропрограм. Вся наша история говорит об этом.
51. IgorVasilyev 89 28.03.26 12:16 Сейчас в теме
(50) Пока тоже слабо верю в полную победу мира «микропрограмм», особенно на таких контурах, как ЗУП. Если разносить больничные, отпуска, начисления, удержания и расчётные зависимости по разным кускам, то сложность никуда не денется, а просто уедет в данные, синхронизацию и согласованность состояний. А такие вещи, как показывает практика, ломаются гораздо неприятнее, чем монолит. Плюс у вендора здесь и экономика другая. Зачем продавать набор фрагментов, если можно продавать большую систему, ещё лучше — сдавать её как сервис, а развитие и поддержку всё сильнее насыщать ИИ. В этой модели ИИ действительно очень полезен: не надо пускать в облачный контур чужих разработчиков, можно часть доработок, анализа и настройки прогонять через свой же управляемый инструмент. И за эту «умную» скорость тоже отдельно брать деньги.Так что я бы скорее ждал не распада на россыпь маленьких программ, а усиления крупных платформ, внутри которых ИИ станет частью фабрики развития. Не «больничный как отдельный сервис», а «большая система, которую всё меньше трогают руками и всё больше перенастраивают через управляемый ИИ-контур». Вот это, на мой взгляд, выглядит гораздо реалистичнее.
27. mkalimulin 1622 17.03.26 22:26 Сейчас в теме
(5) Ой, а вы знаете, что когда-то книги считались злом? Настоящий ученик должен был слушать, что ему говорит учитель и запоминать. И потом держать в уме весь свод знаний, полученный от учителей
28. DmitryKlimushkin 174 18.03.26 07:11 Сейчас в теме
(27) Неудачное сравнение. Есть книги-зло и у нас целый перечень запрещённых к изданию книг. У книги есть автор. Книга неизменная по содержанию и её текст подлежит анализу и оспариванию. В случае с ИИ получается некая безымянная ... догма? При этом, единственным критерием сборки этого текста является схожесть ... букв в словах! Не смыслов, а фонетики, закодированной в символьном коде. Если что, попугаи и скворцы-пересмешники пользуются этой же технологией - подбирают фонетику) А ведь есть слова-синонимы....
29. mkalimulin 1622 18.03.26 09:06 Сейчас в теме
(28) Современные модели оперируют смыслами, а не фонемами
30. DmitryKlimushkin 174 18.03.26 09:22 Сейчас в теме
(29) И это при том, что сами люди до сих пор не смогли себе ответить на вопрос "А что есть - смыслы?". Если бы мы жили стерильными смыслами, подлежащими замерам и подсчётам, у нас сроду бы не возникли такие институциональные понятия, как религия, театр (производное от него - кино), литература и т.д.
Рафинированные смыслы заведут нас в тупик, как довели до смерти Буриданова осла, который не смог определиться - из какой кормушки начать есть и сдох от голода возле своей же пищи. А мог довериться инстинктам и выжил бы)
БЯМ - большая языковая модель. Ничем другим, кроме буковок (их кодами в различных таблицах кодировок), вычислительная техника не может оперировать. Какой тип данных на серверах имеет определение "Смысл"?
"Ну что за гуси у меня, в грязи извалялись, свиньи эдакие и разбежались - собаки". Несложные смыслы деревенской бабушки. ИИ просто отвис....
qwinter; IgorVasilyev; +2 Ответить
31. mkalimulin 1622 18.03.26 09:31 Сейчас в теме
(30) Люди ответить может и не могут. Но это не мешает им этими смыслами оперировать
32. DmitryKlimushkin 174 18.03.26 09:36 Сейчас в теме
(31) И сколькие из этих смыслов являются однозначными?) Компьютер может измерить количество воды в стакане с точностью до микрограмм. Угу. Исходя из каких соображений человек принимает решение? Из фактического объёма или массы воды? Щас, прям! Человек "интертрепирует" количество в оценочное понятие "Почти полный" или "Почти пустой", даже если фактический объём будет равен точной половине!
Не живут люди смыслами! Они живут страстями... и очень часто оказываются правы исходя именно из такой технологии...
IgorVasilyev; +1 Ответить
33. IgorVasilyev 89 18.03.26 10:49 Сейчас в теме
(32)
27. mkalimulin 1622 17.03.26 22:26
(5) Ой, а вы знаете, что когда-то книги считались злом? Настоящий ученик должен был слушать, что ему говорит учитель и запоминать. И потом держать в уме весь свод знаний, полученный от учителей

28. DmitryKlimushkin 159 18.03.26 07:11
(27) Неудачное сравнение. Есть книги-зло и у нас целый перечень запрещённых к изданию книг. У книги есть автор. Книга неизменная по содержанию и её текст подлежит анализу и оспариванию. В случае с ИИ получается некая безымянная ... догма? При этом, единственным критерием сборки этого текста является схожесть ... букв в словах! Не смыслов, а фонетики, закодированной в символьном коде. Если что, попугаи и скворцы-пересмешники пользуются этой же технологией - подбирают фонетику) А ведь есть слова-синонимы....

29. mkalimulin 1622 18.03.26 09:06
(28) Современные модели оперируют смыслами, а не фонемами

30. DmitryKlimushkin 159 18.03.26 09:22
(29) И это при том, что сами люди до сих пор не смогли себе ответить на вопрос "А что есть - смыслы?". Если бы мы жили стерильными смыслами, подлежащими замерам и подсчётам, у нас сроду бы не возникли такие институциональные понятия, как религия, театр (производное от него - кино), литература и т.д.
Рафинированные смыслы заведут нас в тупик, как довели до смерти Буриданова осла, который не смог определиться - из какой кормушки начать есть и сдох от голода возле своей же пищи. А мог довериться инстинктам и выжил бы)
БЯМ - большая языковая модель. Ничем другим, кроме буковок (их кодами в различных таблицах кодировок), вычислительная техника не может оперировать. Какой тип данных на серверах имеет определение "Смысл"?
"Ну что за гуси у меня, в грязи извалялись, свиньи эдакие и разбежались - собаки". Несложные смыслы деревенской бабушки. ИИ просто отвис....

31. mkalimulin 1622 18.03.26 09:31
(30) Люди ответить может и не могут. Но это не мешает им этими смыслами оперировать

32. DmitryKlimushkin 159 18.03.26 09:36
(31) И сколькие из этих смыслов являются однозначными?) Компьютер может измерить количество воды в стакане с точностью до микрограмм. Угу. Исходя из каких соображений человек принимает решение? Из фактического объёма или массы воды? Щас, прям! Человек "интертрепирует" количество в оценочное понятие "Почти полный" или "Почти пустой", даже если фактический объём будет равен точной половине!
Не живут люди смыслами! Они живут страстями... и очень часто оказываются правы исходя именно из такой технологии...
Показать


Мне кажется, здесь спор упирается не столько в «смыслы» и «буквы», сколько в доверие к внешнему источнику.
Сравнение с книгами не совсем мимо: люди и раньше выносили часть памяти и знаний наружу. Но возражение тоже справедливо: книга фиксирована, у неё есть автор и контекст, а ИИ каждый раз собирает новый, очень убедительно звучащий ответ.
Для практики разработки, по-моему, важнее не философский вопрос, «понимает ли ИИ смысл», а более приземлённый: что делает команда с этим ответом дальше. Если есть привычка проверять, спорить, возвращаться к контексту и первоисточнику, ИИ становится усилителем. Если нет, он даёт очень опасную иллюзию понимания.
То есть проблема не в том, книга это или не книга, и не в том, фонетика это или смыслы. Проблема в том, что правдоподобный ответ теперь стал слишком дешёвым.
34. mkalimulin 1622 18.03.26 11:00 Сейчас в теме
(32) Преимущественно страстями живут животные. А люди живут преимущественно смыслами. Особо выдающиеся живут чем-то, что выше смыслов. Но нам здесь в эту область идти не стоит
35. DmitryKlimushkin 174 18.03.26 11:09 Сейчас в теме
(34) Вывод.... я совсем не знаю людей))
IgorVasilyev; +1 Ответить
3. RustIG 1948 17.03.26 13:06 Сейчас в теме
наверное, можно сравнить со средним потоком машин - скорость изменения конфигурации - и тогда локальное ускорение у одного разработчика упрется в среднюю скорость изменения всей системы...
это как один разработчик приходит в компанию, он рано или поздно упрется в то, что изменения всей системы происходят гораздо медленнее, чем он способен задавать темп, и рано или поздно он сам замедлится....
IgorVasilyev; +1 Ответить
6. IgorVasilyev 89 17.03.26 13:13 Сейчас в теме
(3) Здесь, наверное, следующий шаг — не просто «разгонять машины», а вводить интеллектуальное управление потоком. Потому что если на одном участке все поехали быстрее, а дальше узкий съезд, слепой поворот и нерегулируемый перекрёсток, ускорение быстро превращается в пробку.
С ИИ, похоже, так же: ценность не только в том, чтобы где-то прибавить скорость, а в том, чтобы лучше управлять потоком изменений — где-то дозировать, где-то перенаправлять, где-то заранее подсвечивать рискованные зоны, а где-то, наоборот, не давать лишний раз влетать в перегруженный участок.
Тогда ИИ работает уже не как педаль газа, а как система управления движением. И это, пожалуй, интереснее самого ускорения.
4. RustIG 1948 17.03.26 13:08 Сейчас в теме
(0) ваша статья - дальновидное замечание, по идее, чтобы одинаково ускоряться по всем фронтам, нужно внедрять ИИ или на всех участках разработки, или хотя бы на самых "пробуксовочных", которые тяжело сдвинуть с места
IgorVasilyev; +1 Ответить
7. IgorVasilyev 89 17.03.26 13:20 Сейчас в теме
(4) Да, согласен. Если продолжать вашу метафору, ИИ имеет смысл ставить не только на участок, где машина уже разогналась, а начинать ещё с въезда в поток: с анализа входящего запроса, оценки маршрута и понимания, в какой участок системы изменение вообще поедет.
Дальше его ценность как раз в том, чтобы вести весь путь разработки целиком, а не только помогать писать код. Особенно это важно на этапах тестирования, проверки последствий и подготовки релиза, потому что именно там чаще всего и выясняется реальная цена локального ускорения.
Но, возможно, самое главное — внутренняя дисциплина. ИИ всё ещё остаётся инструментом, а не заменой инженерного мышления и ответственности. Он может помочь ехать быстрее и видеть дальше, но руль пока всё равно держит человек)))
9. chuevsf 124 17.03.26 13:48 Сейчас в теме
Старая истина никуда не делась: - "Чем больше ослик везет, тем больше в следующий раз его нагрузят!"
12. IgorVasilyev 89 17.03.26 14:29 Сейчас в теме
(9) Да, именно. И это, пожалуй, один из самых устойчивых законов любой разработки: как только система начинает тянуть больше, ей почти сразу добавляют ещё.
С ИИ риск ровно в этом же. Выигрыш в скорости очень легко не превратить в запас устойчивости, а сразу отдать обратно в новый объём задач. И тогда команда вроде бы ускорилась, но жить легче ей от этого не стало — она просто начала быстрее везти тот же самый перегруженный воз.
17. starik-2005 3224 17.03.26 16:06 Сейчас в теме
Хороший рассказ про мешок - несколько раз его переслушивал.
rozer; IgorVasilyev; +2 Ответить
25. ovetgana 243 17.03.26 21:46 Сейчас в теме
Я то, про что вы написали, в каждой доработанной 1с-ной системе, попадающей ко мне на анализ, вижу: архитектурный бардак, несогласованность изменений, "красота" кода вместо качества, "заплатки" вместо решения проблем и отсутствие внятной документации. И писал весь код точно не ИИ. Может, проблема в самих разработчиках? На их же коде, вроде как, нейросеть обучается?))
me_and_my_monkey; d_bat; +2 Ответить
26. IgorVasilyev 89 17.03.26 21:51 Сейчас в теме
(25) Да, и в этом как раз, на мой взгляд, главный смысл всей темы. ИИ не создаёт проблему с нуля — он приходит в среду, где архитектурный бардак, несогласованность изменений, заплатки вместо решений и слабая документация уже давно умеют прекрасно существовать без него.
Поэтому вопрос действительно не в том, «испортит ли ИИ хорошую систему», а скорее в том, что он сделает с уже слабой. В сильной среде он может стать усилителем полезных практик. В слабой — просто поможет быстрее производить тот же самый бардак, только более убедительно и с меньшим внутренним сопротивлением.
Так что да, корень проблемы, как и раньше, в людях, в процессах и в инженерной культуре. ИИ здесь не первопричина, а ускоритель. Причём ускоритель довольно безжалостный: он не различает, что именно усиливать — качество или хаос.
36. o.nikolaev 217 18.03.26 12:01 Сейчас в теме
Эх-х-х...


При этом ИИ стоит использовать не только для производства новых изменений, но и для распутывания уже накопленной сложности. Об этой стороне его пользы говорят заметно реже, чем следовало бы. Он может помогать разбирать старые участки, искать дублирование, описывать фактическую логику сложных механизмов, ускорять подготовку карт зависимостей и формулировать варианты унификации и рефакторинга. То есть работать не только на входящий поток задач, но и на сокращение уже накопленного долга.


"- Деда, а слон ведро моркови съисть?
- Съисть-то съисть, да хто ж ему дасть."

Вот увидите - КМК вы правы в своей формулировке - "ИИ - не первопричина, а ускоритель", никто не будет слушать про "рефакторинг", "проектирование", "архитектуру". Скажут также как и до ИИ - "это всё здорово, ты говоришь все правильно, но у нас сейчас на это нет времени, а вот эту задачу надо сделать вот прям сейчас - пори костыль по живому, прикручивай саморезами - если что-то не летит - скотч, в самых тяжелых исрочных случаях - используй синюю изоленту".

"И все заверте..."

Следствием вашего утверждения, по идее, будет являться ускорение "времени раздавливания" систем "сложностью". Но нет ли тут неожиданного? Что если разум человеческий (неокортекс, ганглий и всё остальное) все-таки будет подстраиваться и под такое - ускорение роста сложности систем на ИИ-стероидах? Что если ИИ-стероиды все-таки положительно повлияют и на мозги кожаных мешков?
37. IgorVasilyev 89 18.03.26 12:19 Сейчас в теме
(36) Да, здесь, как мне кажется, решающей всё равно будет среда, а не сам инструмент.
Костыльной практике чаще подвержены либо команды с низким уровнем ответственности, где и без ИИ всё уже едет под откос, либо команды, перегруженные операционкой, где люди понимают, как было бы правильно, но у них постоянно нет ресурса сделать именно так. В первом случае ИИ, скорее всего, только ускорит развал базы. Во втором всё уже зависит от воли, приоритетов и готовности хотя бы часть усилия направлять не только в срочность, но и в устойчивость.
При этом даже в тяжёлой среде всегда находятся люди, которые способны сказать «нет» очередной попытке бизнеса нарисовать семь перпендикулярных линий красным цветом. И вот если среда начинает по-настоящему держать ответственность, особенно когда за релизные ошибки, невнимательность и пропуски на проверке следуют серьёзные оргвыводы, отношение к ИИ тоже меняется. Его уже не воспринимают как игрушку или как способ срезать угол. Его начинают проверять, ограничивать, направлять и использовать осознанно. И в таком контуре он действительно может сильно расширить текущие возможности человека.
Станет ли человек при этом менее развитым? В какой-то части, возможно, да. Но при этом вполне может серьёзно вырасти в другой. Хороший руководитель, например, не всегда силён в письмах, документации или формулировках. Он может долго прокачивать этот навык вручную, а может пользоваться ИИ как усилителем. И при регулярной работе он, скорее всего, всё равно начнёт постепенно перенимать способы письменного мышления, просто наблюдая за тем, как его мысли превращаются в текст. То есть ИИ не обязательно только отупляет — он вполне может и доучивать, если человек остаётся включённым в процесс, а не просто нажимает кнопку «получить ответ».
38. o.nikolaev 217 18.03.26 13:58 Сейчас в теме
особенно когда за релизные ошибки, невнимательность и пропуски на проверке следуют серьёзные оргвыводы


Вот с этим я не согласен в корне, в принципе.

Степень "невнимательности" - вещь зависящая от того насколько сильно нагрузили внимание этого несчастного. До определенного момента все достаточно внимательные, но с какого-то уровня нагрузки все посыплется и тот кто был "внимательным" станет "невнимательным" (казнить его, а шкуру прибить в опенспейсе - в назидание).

"Релизные ошибки" и "пропуски на проверке" - это дефекты той фабрики контроля и сборки которая выпускает собственно программное обеспечение (ПО, конфигурацию - называйте как хотите). И если на прод вылетел косяк то перво-наперво надо доработать софт проверки и контроля CI контура, и только потом уже разбираться с разрабом - что и как (лайфхак - если уволить человека совершившего ошибку, то новый совершенно спокойно может совершить ее опять, в то время как старый - с гораздо большей долей вероятности - не совершит, да блин, вы только что потратили на обучение этого сотрудника весьма увесистую сумму денег - он на практике понял как НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, и что -вы его увольняете?! вы точно - "бизнесмен"?!)

И если в релиз, в прод уезжает ошибка, то это не вина разработчика, а вина системы контроля выходного продукта.

Что толку если очередного бедолагу уволят (встречал и такое - в конторе которая занималась доставками, если с утра на складе не лежала стопка распечатанных листов маршрутов-заданий для экспедиторов - один разработчик из отдела должен был быть уволен - это было прям реально такое правило).

"Предусловия, постусловия, инварианты, юнит-тесты, интеграционные, нагрузочные, сценарные" - не, не слышали.

Быстрее вваливаем функционал.

"- Но мой лорд, пользователи сообщают об ошибках в программе, что нам им ответить?
- Ответьте: "игнорируйте".
41. IgorVasilyev 89 18.03.26 21:02 Сейчас в теме
(38) Я бы здесь расставил ответственность так: в первую очередь вопрос не к программисту, а к самому контуру выпуска — к релиз-менеджменту, тестированию, контролю качества. И только уже в третью линию — к конкретному разработчику.
Но даже они по-настоящему «отвечать» будут не в одиночку. Если такие ситуации повторяются регулярно, оргвыводы в первую очередь должны идти по руководству, потому что именно руководство отвечает за то, как устроена система выпуска, где стоят контрольные барьеры и почему ошибка вообще доехала до прода. Иначе получается удобная подмена: системную слабость каждый раз списывают на очередного невнимательного человека, а сама фабрика ошибок продолжает работать без изменений.
39. zqzq 25 18.03.26 15:38 Сейчас в теме
К этому моменту легко сделать слишком простой вывод и начать считать, что проблема в самом ИИ. Но это было бы ошибкой. ИИ не портит систему автоматически и не приносит хаос снаружи. Он делает другое: усиливает свойства той среды, в которую попадает.
Тут можно сделать противоположный вывод -- проблема в людях. Тогда проблема решится, если всю работу с кодом делегировать ИИ. Dark Factory в применении к разработке. Уже есть примеры за пределами 1С: https://simonwillison.net/2026/Feb/7/software-factory/
Code must not be written by humans
Code must not be reviewed by humans
IgorVasilyev; +1 Ответить
42. IgorVasilyev 89 18.03.26 21:08 Сейчас в теме
(39) Это как раз интересный разворот мысли. Проблема действительно не «в людях вообще» и не «в ИИ вообще», а в том, где проходит граница делегирования.
Да, в сильной инженерной среде часть работы с кодом можно радикально отдавать машине. Но это работает не потому, что человек «больше не нужен», а потому, что вокруг уже есть очень жёсткая фабрика проверки: сценарии, автоматические барьеры, независимая валидация, тестовые прогоны, контроль последствий. То есть человека убирают не из ответственности, а из ручного просмотра каждой строки.
Без этого идея Code must not be reviewed by humans очень легко превращается в дорогую иллюзию. У меня здесь всегда всплывает другой пример. В 2017 году, во время криптовалютного бума, один знакомый «инвестор» купил бота для игры в короткую. По обещаниям это была нейронка, обученная на всей истории биткойна, а значит, как ему объясняли, она должна была давать почти нереально точные прогнозы. За две недели бот заработал ему минус 20 000 долларов. На этом вера в гений ИИ у него резко закончилась.
И мне кажется, это очень показательная история. Как только сложную систему начинают продавать как магию, а не как инструмент внутри жёсткого контура проверки, почти неизбежно приходит расплата. Поэтому сама идея Dark Factory не опровергает тезис статьи, а скорее подтверждает его: чем больше делегируешь ИИ, тем сильнее должна быть среда, которая умеет проверять результат. Иначе это не отказ от человеческих ошибок, а просто более дорогой способ их масштабировать.
43. zqzq 25 19.03.26 10:41 Сейчас в теме
(42) Соглашусь, что это не текущая реальность, а возможная будущая (и по ссылке ранний рабочий прототип). Но! ИИ очень быстро равивается и текущий лучший ИИ -- это будет самый худший вариант ИИ начиная с текущего момента, если смотреть в будущее. (2017 год это вообще века назад в масштабе современной скорости развития ИИ.)

И если уж совсем экстраполировать с уклоном в НФ, то если человеческий мозг это физическая система, то никакие законы физики не запрещают построить аналогичную или лучшую искусственную систему. Аналогия: птица и самолёт.
44. IgorVasilyev 89 19.03.26 10:59 Сейчас в теме
(43) С тем, что ИИ развивается очень быстро, я как раз не спорю. И пример с ботом из 2017 года для меня не про «ИИ слабый, значит тема закрыта», а скорее про другое: скорость развития технологии не отменяет цену слепой веры в неё.
На мой взгляд, здесь важно различать два вопроса. Первый — может ли искусственная система со временем стать сопоставимой с человеком или сильнее его. Теоретически, наверное, да, и аналогия с птицей и самолётом здесь вполне уместна. Второй вопрос гораздо практичнее: что именно мы делаем с текущим инструментом в текущей инженерной среде. А вот здесь между «может в будущем» и «надёжно работает в контуре изменений сегодня» дистанция всё ещё очень большая.
Поэтому мой тезис в статье не про пределы ИИ как такового, а про режим применения. Даже очень быстро развивающийся инструмент не перестаёт быть опасным, если его начинают использовать как замену проверке, архитектурному мышлению и ответственности за последствия. И чем он сильнее, тем, по-хорошему, выше должны быть требования к среде, в которую его встраивают.
То есть да, экстраполяция в сторону НФ вполне возможна. Но для команд разработки главный вопрос пока не в том, сможет ли ИИ когда-нибудь стать «лучше человека вообще», а в том, не начинаем ли мы уже сейчас принимать удобный и правдоподобный ответ за основание для доверия. Вот здесь, как мне кажется, и лежит реальный риск.
40. o.nikolaev 217 18.03.26 16:32 Сейчас в теме
Code must not be written by leather bag's! :))
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация