Розница давно привыкла работать с обычным линейным штрихкодом: Его читают все сканеры. Он хорошо подходит, когда мы хотим отличить один товар от другого.
Для алкоголя это слишком близорукий подход. ЕГАИС отличает товар по алкокоду. Алкокод внутри товара индивидуален по поставщику. Встречаются случаи, когда даже внутри одного товара, одного поставщика, есть несколько алкокодов. Алкокод нельзя определить по обычному штрихкоду, он зашит в акцизной марке.
Возьмем водку Старая марка классическая 0,5л. с одинаковым обычным штрихкодом:
Видим три производителя с разными алкокодами. Может быть так, что: первый алкокод, мы принимаем сейчас по данным ТТН, второй продаем сканируя марку. Третий остался на витрине с далекого 2015 г. С точки зрения ЕГАИС - это абсолютно разные товары.
Соответственно, казалось бы, один товар: по первому алкокоду накапливается, по второму и третьему списывается в минус.
Таким образом - ревизия "на вид" не дает гарантию, что остатки, объявленные ЕГАИС, соответствуют фактическим. Пересортица по алкокодам внутри одной и той же фактической номенклатуры - это основная проблема широко используемой сейчас практики приведения остатков без сканирования акцизной марки.
Отсюда вывод: Требуется сканером читать марку при любых действиях с маркированым алкоголем. Это касается поступления, продажи, перемещения и, конечно, инвентаризации.
В частности, важно, приходуя товар, проверять проверять соответствие поступающей ТТН фактическому положению вещей. Это закроет еще одну лазейку для проникновения в нашу систему не зарегистрированного алкокода.
К сожалению такие возможность встроены не во всех программах. Например, 1С:Розницу приходится усиливать сторонними разработками. Некоторые есть на Инфостарте.
Может это лишние танцы с бубном? На текущий момент последствия предугадать трудно. Товар, по которому мы допустили пересорт, при продаже уходит в минус (пока это допустимо). У нас есть сутки, чтобы закрыть этот минус. Нам надо либо найти его причину (часто ли это удается?) или оприходовать товар, понимая, что мы скорее всего формируем излишек.
Иногда поздно понимаешь, что наличие хороших инструментов - это половина успеха.
Управленческий учет в рознице - это культура, которая прививается не сразу. Пора перестроить бизнес-процессы, обучить персонал. У нас еще есть время, чтобы "набить шишки" до того, как за это начнут наказывать.