Вместо вступления
Смешное слово - кодекс. Вам, возможно, смешно не будет, но я попробую объяснить. Однажды я работал в компании, сотрудники которой любили чего-нибудь эдакое придумать, какие-нибудь изменения, правила, нормы и т.д. Естественно, любые новшества надо фиксировать на бумаге, ведь так? А когда напишешь, бумаге надо дать громкое, броское, запоминающееся название.
Не, можно, конечно, назвать ее "инструкция", "регламент" или "правила", но это так скучно... И никакого отличия от остальных (людей и правил). Поэтому чуваки придумали: называть свои бумажки красивыми словами.
Первым стало слово "манифест". Точно помню, что это был манифест отношений между продавцами и снабженцами. Потом был кодекс инженеров-конструкторов, конституция отдела внешне-экономической деятельности, и т.д. Каждый следующий выдумщик, естественно, хотел отличаться от предыдущих. Не круто, когда в компании два манифеста или кодекса - чтобы понять, о какой конкретно бумажке речь, нужно расшифровывать. А когда у каждого новое слово - самое то.
Но вот беда - слова быстро кончаются. Потом останутся только совсем экзотические, вроде "хартии" или "манускрипта". Я предложил ребятам слова резервировать - заранее объявлять, что мы, дескать, начинаем разрабатывать хартию кладовщиков, и отныне это слово никто не имеет права использовать.
Лично мне больше нравились аббревиатуры - их легко придумывать, и вариантов тысячи. Например, у меня была Статистика Использования Функционала Автоматизации - набор инструментов, собиравший данные об использовании документов, отчетов, форм и т.д. Еще был Журнал Отклонений Процессов Автоматизации, куда заносились косяки.
Но аббревиатуры всегда надо расшифровывать, иначе непонятно. Потому для статьи я решил назвать все это дело "кодексом" - и слово всем понятное, и у самураев тоже кодекс был, и вроде звучит неплохо. Но теперь вы знаете, что я не пытался этим словом придать материалу какой-либо искусственной важности. Хотя тема, безусловно, важная.
Тема - чтение. Книг, статей, комментариев. Все этим занимаются, можно утверждать безапелляционно, потому что вы ведь это читаете? А кто не читает, так мы никогда его мнения и не узнаем.
У каждого из нас есть свои правила, законы и порядки относительно чтения. У всех разная подборка в библиотеке, разные подписки на интернет-ресурсы, разное отношение к комментариям. Единых, правильных правил тут быть не может, и я не буду никому ничего навязывать.
Просто расскажу о том, что я для себя придумал, нашел, увидел, подглядел насчет чтения. Возможно, вам что-то будет полезно. Как когда-то мне было полезно послушать людей, и стырить у них пару идей для своего кодекса.
Повествование строится просто: принцип и его объяснение. Важно: объяснение - для меня, чтобы не забыть, почему появился принцип. От этого текст может казаться немного странным, вроде разговора с самим собой. Но так правильнее - у вас не должно быть ощущения, что я пытаюсь вас в чем-то убедить.
1. Читать – надо
До сих пор жалею о потраченных впустую 15 годах своей жизни, которые я провел почти без чтения. В школе читал много, а потом забросил. И ведь ни один человек вокруг не сказал, что надо читать. Не подсказал, насколько это важно.
Хотя народу разного кругом тьма была, но читали мало. А те, что читали, думали только о себе, а на меня плевать хотели - не подсказали, ни разу, насколько это важно, и насколько важно делать это регулярно.
Теперь это аксиома и ключевой принцип, затмевающий все остальные. Чтение книг вывело меня на качественно новый уровень. Чтение книг дало мне возможность сделать несколько скачков в карьере. Чтение книг помогло (увы) мне понять, насколько непрофессиональны большинство людей вокруг (особенно менеджеры). Так... Вспомню - допишу этот абзац.
Я поставил эксперимент и перестал читать, на несколько месяцев. Сразу отупел. Моя эффективность, которая была повышена в 3-4 раза казахским скрамом, вернулась в исходное состояние. Я стал бояться новых задач, потерял веру в себя, затуманилась цель в жизни и в работе, чуть не оказался на обочине.
Без чтения меня засасывает рутина. Она меняет, смещает систему координат, заставляя верить, что вся вот эта мелочь, глупость и гадость - рутинные задачи - и есть жизнь. Нельзя бросать чтение. Нельзя.
2. Читать нужно регулярно
Просто, но непостижимо. Регулярность - основа развития и изменений. Регулярно читать - это как регулярно заниматься спортом. Эффект возрастает многократно.
Регулярность важнее объема. Регулярность создает и поддерживает привычку. Но нельзя полагаться на привычку - если неделю пропустить по "объективной" причине, то формируется новая привычка - не читать. Эта привычка сильнее, потому что чего-то не делать обычно легче, чем что-то делать. Тем более, что вокруг полно простых и заманчивых суррогатов - телевизор, социальные сети и вообще интернет, компьютерные игры и т.д.
Регулярность нужно измерять. Бессмысленно надеяться на свою память - она не ответит на вопрос "достаточно ли я читал на прошлой неделе/в прошлом месяце?". Элементарное планирование помогает не забывать и не париться на этот счет.
3. Всегда иметь под рукой книгу
Жизнь никогда не идет по плану, в ней постоянно случаются вынужденные паузы. Задержали ребенка на тренировке, отключили электричество дома или на работе, общественный транспорт задерживается, возникла неожиданная очередь, несмотря на предварительную запись.
В эти паузы самое оно - почитать. Поэтому книга должна быть под рукой. Если ее не будет, то само собой случится листание ленты фейсбука, чтение новостей или тетрис.
Проще всего иметь пару электронных книг в телефоне. Это запасные книги, не те, что читаешь в данный период жизни в бумаге. Лучше всего - художественные, или книги с не особо связным повествованием: Конфуций, Хагакурэ, Rework, мемуары Бисмарка и т.д. Такие книги можно открыть на любой странице, выбрать произвольную главу и понять все, что в ней написано, не зная контекста остальных глав книги.
4. Короткие отрезки времени заполнять чтением
Кроме неожиданных, бывают вполне запланированные дырки во времени - небольшие промежутки между делами или состояниями, случающиеся регулярно, но слишком малые или неудобные для работы или других дел.
Например, поездка в транспорте, перелет, ожидание детей с тренировки, укладывание ребенка спать (когда надо просто рядом с ним быть, а не укачивать), обеденный перерыв и т.д.
Если такие паузы не заполнять сознательно, то они заполнятся сами - бессознательно, всякой ерундой. В сумме такие паузы дают несколько часов в неделю. Собственно, таких пауз достаточно, чтобы восполнить потребность в чтении (или выполнить план).
5. Читать лучше всего в контексте
Книга по внедрению изменений хороша, когда внедряешь изменения. Не просто числишься внедренцем изменений, а прям занимаешься этим в данный период времени. Книга по Scrum хороша, когда внедряешь Scrum. Книга по ТОС - когда внедряешь ТОС.
Разница принципиальная. Когда ты чем-то непосредственно занят, озабочен, взял на себя ответственность и хочешь добиться результата, у тебя появляются правильные вопросы, к автору и материалу.
В противовес ознакомительному или комиссионному (см. ниже) чтению, при которых вопросы возникают по незначительным моментам, вроде оформления, стилистики, структуры, целей и доказательств полезности.
Правильные вопросы возникают из-за того, что сам испытываешь боль - что-то не получается, в конкретных моментах, и тебе надо решать понятные, живые проблемы внедрения, а не выдуманные и гипотетические, типа "научно это или нет".
6. Основное чтение - ознакомительное
Ознакомительное - это когда читаешь о методах, теориях, практиках, философии и т.д., не собираясь их прямо сейчас применять. Например, впервые читаешь про матрицу Эйзенхауэра, или про управление качеством, или про опыт преподавания Дуга Лемова.
Назначение ознакомительного чтения - понять цель и основной смысл. Это как ходить по выставке новых технологий, рассматривать плакаты, недолго беседовать с сотрудниками компаний, задавать вопросы по их технологиям.
Само собой разумеется, что ни одну технологию на выставке я не могу взять и сразу, в тот же день внедрять. Разумеется, за время выставки я не разберусь ни в одной из технологий настолько, чтобы сразу ее применять.
Но ссылки в голове останутся. Когда в жизни возникнет новая (или старая) задача, связанная с прочитанным ранее - целью, или подходами - то память выдаст, как минимум, название книги. И настанет время перечитать, только уже - контекстно.
7. Книги можно и нужно перечитывать
Один сценарий описан выше. Если прочитал книгу ознакомительно, понял цели и суть метода, потом забыл на пару лет, а тут бац - задача аккурат по этой методике, то можно и нужно книгу перечитать, контекстно, видя одновременно теорию и практику.
Повторное прочтение позволяет увидеть новое, понять непонятое, увидеть ранее скрытое. Даже если это повторное ознакомительное чтение.
Например, оказывает влияние опыт, взгляды, текущее положение на карьерной или жизненной лестнице. Типичный пример - книга про Scrum. Лично при мне ее прочитали три менеджера, и увидели методику ускорения работы. Читавшие же программисты видели лишь какой-то алгоритм.
Когда я читал Scrum в первый раз, увидел алгоритм - что и как делать с задачами. Второй раз был почти контекстный - после нескольких месяцев использования этого алгоритма. И только со второго раза дошел истинный смысл. Хотя, надо еще раз перечитать - за последний год взгляды на жизнь сильно изменились.
Повторно - это не про второй раз. Это и про третий, и про четвертый, и т.д. Есть книги, в которых что-то находишь и после пятого прочтения.
8. Никогда не заниматься комиссионным чтением
Наверняка есть какое-то правильное название, но я его не знаю, пусть будет комиссионное. Это когда ты при чтении и последующем высказывании выступаешь от имени некоего социума, чаще всего - площадки в интернете. И пишешь что-то вроде "здесь не место для такого". Как член экзаменационной комиссии.
Если это моя площадка - ради Бога, мне решать. Если чужая, то какими бы правами и значками я там не обладал, права говорить за площадку у меня нет.
Но фиг с ним с правом - я просто не хочу тратить время на эти жесткие игры. По молодости увлекался, на партнерской конференции 1С, до сих стыдно.
Есть специальные люди - модераторы, они прекрасно справляются с решением вопроса о том, подходит ли материал для площадки.
9. Разговаривать с автором нельзя
В основном это относится к интернету, но бывало в жизни и общение с авторами книг.
Принцип по своему смыслу почти полностью повторяет сознательную молчанку, с примерно теми же преимуществами.
Например, иногда читаешь статью с одной целью - найти ошибки, несоответствия, влепить минус и написать комментарий. Вопрос: зачем? Зачем тратить на это время? Я для себя ответил так: нет для такого поведения ни одной причины. А чтобы не было соблазна, и создан этот принцип.
Если ты точно знаешь, что после прочтения ничего ни у кого не спросишь, минуса не поставишь и своего мнения не выскажешь, то отношение к чтению сразу меняется. Во-первых, просто не будешь читать очень многие тексты - те, которые читал с целью последующего общения. Во-вторых, перестанешь искать недостатки в тексте, и начнешь искать пользу - для себя.
А что еще делать остается, если права высказаться - нет? Вариант развития техники чтения не рассматриваю.
Если общения не предвидится, то остается маленький уютный мирок, ты и текст. Можно насладиться, не готовясь к нападению или обороне.
10. Любой материал полезен
Любой, абсолютно. Для меня.
Польза всегда субъективна, она всегда для кого-то. Не бывает полезного или бесполезного в вакууме, для всех сразу. Когда человек пишет про статью или книгу, что она бесполезная, то он прав, но только лично про себя. Для него бесполезная.
Но проблема чуть глубже - в неумении искать и находить пользу. Фраза "книга бесполезна" не отражает сути. На самом деле надо писать "я не нашел пользы в этой книге".
Многие так и пишут, но все равно ошибаются, потому что имеют в виду "я прочитал, постарался найти пользу, но ее тут нет, а искатель я невхерственный". Вот в этом и ошибка - мнении о себе, как о чего-то стоящем в этом мире читателе текстов.
Никого не осуждаю, для себя выбираю честность и ответственность.
Я сам перед собой отвечаю за то, чтобы найти пользу в книгах и статьях, которые я читаю. Я не перекладываю ответственность на автора, не обвиняю его в своих проблемах, и ничего от него не требую.
И таким образом я перехожу в забавное состояние: умею находить в чужих произведениях пользы для себя больше, чем ее там имел в виду автор.
А если уж случился тупёж, и не получается найти пользу в тексте, есть неопровержимый дефолт: "это очень полезный пример бесполезного текста".
11. Пропагандировать чтение
Про себя уже написал выше - я пропустил 15 лет чтения. Понятно, что виноват сам. Но я не осознавал пользы и потерь, которые несу каждый день.
Оказалось, я такой не один. По моим наблюдениям, регулярно читают нехудожественные книги 5-10 процентов взрослых людей (скорее - 5).
Интернет читают почти все, в т.ч. и относительно полезную информацию из сети. Но интернет, как и статьи в журналах - это лишь вспомогательная информация, прекрасно дополняющая книги. А если книг нет, то дополнять нечего. Как клевый спортивный руль купить, когда машины нет. Вроде как лучше самое ржавое зубило, чем самый клевый руль (помня, что я не фетишист, и рули не коллекционирую).
Значит, почти все люди находятся в ситуации, пережитой мной - не читают. И думают, что у них все хорошо. А у них все плохо, потому что может быть намного лучше.
И раз уж я считаю, что люди зря мне не подсказывали про пользу чтения, то не могу себе позволить быть таким. Поэтому придется помогать окружающим начать/продолжить/возобновить читать.
Дальше уже каждый сам для себя решит, помогает чтение или нет, стоит продолжать или фейсбука хватит. Мое дело - помочь начать.
Я этим занимался на прошлой работе - давал свои книги почитать всем, кто попросит. Предлагал, довольно настойчиво, коллегам книги. Помогал пополнять корпоративную библиотеку. Публиковал избранные выдержки и цитаты в корпоративных чатах, чтобы зацепить содержанием книг и ключевыми мыслями.
Больше всего повезло подчиненным программистам: чтение книг было их обязанностью (сами книги я им приносил). Кто-то брал домой, кто-то читал в обеденный перерыв, но читали все.
Среди менеджеров я распространял книги через практику. Делаешь что-нибудь менеджерское, универсальное, понятное другим руководителям, добиваешься успеха. Приходят узнать подробности, перенять опыт - подсовываешь книгу.
Ровно так же когда-то поступили со мной - подсунули книгу. До сих пор благодарен тому человеку.
Ну и эта статья, разумеется, относится к реализации принципа "Пропагандировать чтение".
P.S.
В статью вошли не все принципы, касающиеся чтения – нужно соблюдать ограничения по объему. Остальное – в следующий раз.