В данной статье я хочу рассмотреть порядок работы с бонусной системой лояльности, реализованной в конфигурациях УТ 11, КА 2, ЕРП 2.
Первое, что требуется сделать для использования данного механизма в розничной торговле, это включить необходимые функциональные опции в группе: Маркетинг раздела настроек: СРМ и маркетинг
- карты лояльности,
- автоматические скидки в продажах,
- бонусные программы.
Далее необходимо заполнить ряд справочников системы, рассмотрим подробно, какие именно справочники необходимо заполнять:
Бонусные программы лояльности - СРМ и Маркетинг >> Настройки и справочники
Виды карт лояльности – СРМ и Маркетинг >> Настройки и справочники
Скидки (наценки) – СРМ и Маркетинг
Начнем с создания новой бонусной программы лояльности
Бонусные программы лояльности
Создаем новый элемент справочника. Ниже указаны поля, которые необходимо заполнить:
Один бонусный балл равен – стоимость одного бонусного балла при оплате покупки за счет накопленных баллов.
Отбор по номенклатуре – отбор по сегменту номенклатуры, которая может быть оплачена бонусами (по умолчанию вся номенклатура). Причем данное ограничение не влияет на начисление баллов.
Начисление бонусов при оплате бонусами – начислять или нет бонусы в документах продаж, которые в свою очередь также были оплачены бонусами (по умолчанию – да).
Максимальный процент оплаты бонусами – необходимо указать, какая часть (в процентах) от стоимости продажи может быть оплачена бонусами. Есть возможность уточнения данной настройки по ценовым группам, если использование ценовых групп включено соответствующей функциональной опцией.
Виды карт лояльности
Создадим новый элемент справочника и рассмотрим наиболее важные его реквизиты:
Тип карты – магнитная, штриховая или смешенная, в зависимости от того, каким образом Вы планируете считывать информацию о кодах карт лояльности.
Бонусная программа лояльности – бонусная программа, созданная на предыдущем шаге. Если бонусная программа не выбрана, балы будут начисляться корректно, но оплатить ими покупку будет невозможно.
Период действия – срок действия карт, созданных в рамках данного вида. Если конечная дата не установлена, действие карты не ограничено.
Организация – организация, в документах по которой будут применяться карты данного вида.
Порядок активации – необходимо установить значение: с помощью помощника, так бонусные карты обычно или выдаются заранее, с заполнением специальной анкеты, или выдаются во время продажи путем применения специального вида скидки (наценки): Выдача карты лояльности, об этом будет рассказано ниже.
Тип персонализации – для начисления балов, необходимо выбрать тип: Персонализированная, иначе система не будет знать, на какого клиента необходимо начислить балы.
Шаблоны кодов карт лояльности – длина и границы используемых кодов карт. Лучше делать так, чтобы диапазон не пересекался с другими действующими видами карт, в противном случае, при считывании кода карты система будет выводить дополнительное окно с просьбой уточнить, какой именно вид карт используется в данный момент, что может ввести в заблуждение.
Дальше переходим в список видов скидок (наценок), где создадим необходимые нам элементы. Но для начала нам необходимо определиться, каким образом мы планируем выдавать бонусные карты клиентам: до регистрации продажи или непосредственно во время продажи.
Выдача накопительных карт во время продажи
Если планируется выдача карт во время продажи (допустим мы хотим наложить дополнительные условия на выдачу карт, например планируем выдачу только тем покупателям, которые совершили покупку на определенную сумму), необходимо создать новую скидку (наценку) с типом: Выдача карт лояльности.
Рассмотрим основные реквизиты, которые необходимо заполнить:
Способ применения – необходимо оставить значение по умолчанию: Скидка (наценка).
Вид карты – необходимо указать вид карт лояльности, созданный на предыдущем шаге.
Отбор по номенклатуре – можно указать при необходимости отбор по товарам, на которые будет распространяться выдача карты. Можно указать следующие варианты отбора:
- Отдельные элементы номенклатуры,
- Отбор по необходимым реквизитам номенклатуры,
- Необходимые сегменты номенклатуры.
На закладке: Условия предоставления - можно указать дополнительные условия, которые будут наложены на выдачу бонусных карт. Условие на отсутствие карты данного вида у клиента система предложит добавить автоматически, его необходимо принять.
Далее необходимо записать новый элемент и указать необходимых получателей. Получатели, это объекты системы, при выборе которых в документах будет применяться данная скидка (наценка). Для выдачи карт лояльности в качестве получателей можно указать склады, типовые или индивидуальные соглашения.
Порядок указания всех видов получателей – необходимо установить переключатель: Показывать >>Все, выбрать необходимых получателей скидки в списке и выполнить пункт меню: Установить статус >> Действует.
Выдача бонусных карт до регистрации продажи товаров
В случае предварительной выдачи карт, дополнительных настроек делать не нужно. Добавить новую карту можно открыв карточку созданного нами элемента справочника: Виды карт лояльности и перейти на закладку: Карты лояльности или открыть нужного нам клиента и также перейти на закладку: Карты лояльности.
При регистрации новой карты лояльности необходимо заполнить код карты и информацию о держателе карты.
Можно оставить держателя, созданного системой по умолчанию. Также, при необходимости, можно распечатать анкету для заполнения.
Дальше перейдем непосредственно к настройке начисления бонусных баллов.
Настройка начисления бонусных баллов
Создадим новый элемент справочника: Скидки (наценки), который, собственно, и выполняет начисление по бонусным картам. Можно создать новый элемент со следующим типом скидки (наценки):
Бонус суммой- начисляется фиксированное количество баллов, указанное в скидке (наценке).
Бонус процентом - количество начисленных баллов равно проценту от стоимости продажи. Причем стоимость одного балла здесь роли не играет, в любом случае количество начисленных баллов будет одно и то же.
Пример: стоимость 1 балла – 3 рубля, процент начисления баллов – 10%, зарегистрирована продажа – 10 000 рублей. Начислено – 1 000 баллов, которые можно будет использовать в качестве оплаты следующей покупки как 3 000 рублей.
Рассмотрим важные реквизиты новой скидки (наценки):
Способ применения – необходимо указать: Начисление бонусных баллов.
С учетом суммы примененных скидок - можно указать, необходимо ли учитывать другие скидки, примененные к документу продажи для расчета бонусных баллов.
Процент или сумма начисляемых баллов – необходимо указать бонусную программу лояльности. Также для процента можно уточнить значения по определенным ценовым группам.
Срок действия бонусных баллов – можно указать срок, ограничивающий действие бонусных баллов. Следует иметь в виду, что баллы будут списаны по истечении срока годности только при настройке специального правила списания бонусных баллов с типом: Регламентное списание.
Начало действия бонусных баллов – можно указать отсрочку даты, начиная с которой можно использовать начисленные баллы.
Отбор по номенклатуре – можно указать при необходимости отбор по товарам, аналогично заполнению отбора в скидке (наценке) на выдачу бонусной карты, описано выше.
На закладке: Условия предоставления - можно указать необходимые условия, при выполнении которых будут начислены бонусные баллы. Например, можно указать необходимый разовый количественный или суммовой объем продаж, или необходимую накопленную сумму продаж.
Далее необходимо записать новую скидку (наценку) и указать получателей. Для данного типа скидки, в качестве получателей необходимо указать элемент справочника: Виды карт лояльности, который был создан выше. Причем может быть указано несколько видов карт лояльности, тогда начисление по данной скидке (наценке) будет происходить по картам лояльности нескольких видов.
С настройкой необходимых справочников все. Теперь поговорим об использовании данного механизма в продажах. Рассмотрим применение бонусных карт в розничных продажах.
Применение бонусных карт лояльности в розничных продажах
Предварительная выдача бонусных карт - во время регистрации продажи нам необходимо считать выданную покупателю карту тем способом, который мы указали для данного вида карт: магнитный, штриховой или смешанный.
Все остальные действия аналогичны обычной розничной продаже, соответственно, если выполнены необходимые условия, будут начислены бонусные баллы.
Остатки по начисленным бонусным баллам можно посмотреть в соответствующим отчете: Отчеты по СРМ и Маркетингу >> Остатки бонусных баллов.
Выдача карт во время продажи – в данном случае, система предложит выдать клиенту бонусную карту при попытке выполнить оплату чека ККМ, при условии, что выполнены необходимые условия выдачи карт (если они указаны).
Помощник выдачи карты работает аналогично тому, который открывается при регистрации выдачи карты до отражения продажи.
Дальнейшие действия выполняются аналогично предыдущему варианту.
Оплата покупки накопленными бонусными баллами происходит путем выполнения смешенной оплаты по чеку ККМ. В форме: Смешанная оплата появляется дополнительная кнопка: Оплатить бонусными баллами в том случае, если у клиента, держателя предъявленной карты существуют в системе накопленные баллы, которыми можно оплатить покупку.
Примечание: здесь рассмотрен такой вариант учета, при котором мы не осуществляем продажу самой карты клиенту. Подразумевается, что мы отдаем ее безвозмездно, а наши затраты по приобретению карт списываем на расходы.
Если статья оказалась полезной для Вас, ставьте звездочку J