Дочку корпорации Apple, ООО «Эппл рус», внесли в реестр операторов персональных данных (ОПД). Теперь процесс обработки личной информации россиян компанией Apple соответствует законодательству.
В России
Компания «Эппл рус» зарегистрирована в реестре ОПД в конце прошлого года. Регистрация дает ей право на обработку данных граждан РФ. Компания даже персонифицировала сотрудника, ответственного за этот процесс: теперь всеми данными в системах Apple на территории России заведует Александр Котилевский.
Процесс переноса начался с принятием законодательных поправок, направленных на защиту личных данных граждан. Корпорация Apple в 2015 году объявила тендер на аренду серверов в пределах РФ. Конкурс выиграл дата-центр IXcellerate.
Точное количество российских граждан, личные данные которых будут обрабатываться в «Эппл рус», назвать сложно, но речь может идти о десятках миллионов. В 2017 году на территории России реализовано 3,87 млн гаджетов, а в 2018 – 3,96 млн. В денежном выражении доход компании от продаж на российском рынке только в прошлом году составил 162 млн рублей (на 17% больше чем в 2017).
В конце 2017 года Apple занимала 43% российского рынка смартфонов по финансовым объемам и 16,4% – по количеству проданных гаджетов.
В Китае
Аналогичным образом действует Apple в Поднебесной. В феврале прошлого года руководство компании решило перенести персональные данные китайских пользователей iCloud в расположенные в КНР ЦОДы, как того требует местное законодательство.
В заявлении пресс-службы компании подчеркивается, что законодательство будет исполняться только в отношении жителей материкового Китая. Персональные данные жителей Тайваня, Макая и Гонконга, а также жителей материковой части, указавших в качестве «основной страны» не Китай, будут храниться за пределами страны.
Тем временем интерес к продукции Apple в Поднебесной падает уже несколько лет. В 2017 году на китайский рынок поставили 121 млн гаджетов, а в прошлом – 108 млн. Доля рынка на конец прошлого года у Apple – 10,1%.
Продолжает теснить конкурентов компания Huawei. К концу 2018 года доля на китайском рынке выросла до 27,8%, всего за год увеличившись более чем на 7%.
В России закон исполняют практически все
После внесения поправок в закон «О персональных данных» в 2015 году многие иностранные ИТ-компании предприняли действия по его исполнению. Например, корпорация Google начала этот процесс за полгода до вступления закона в силу. Только в октябре 2014 года компанией установлено около 40 стоек в московском дата-центре «ТрастИнфо».
С момента вступления поправок в законную силу, многие компании перенесли данные в РФ: eBay, PayPal, Uber и Viber.
Однако о полном торжестве закона говорить пока рано. В декабре прошлого года Роскомнадзор потребовал от Facebook и Twitter в течение месяца предоставить информацию о соблюдении российского законодательства. А 21 января пресс-служба Роскомнадзора распространила заявление о начале административного производства против компаний за неисполнение закона.