До конца года банки планируют перейти на электронные документы. Эксперты опасаются, что клиенты будут невнимательно читать цифровые договоры.
Бумажные проблемы
От бумажных договоров планируют отказаться в ближайшее время «Сбербанк», ВТБ, «Альфа-банк», «Райффайзенбанк», «Промсвязьбанк», МКБ, «Открытие», «Почта-банк», банк «Санкт-Петербург», РНКБ и ОТП-банк. Финансовые учреждения хотят перевести в цифровой формат все документы, касающиеся открытия счетов, выпуска пластиковых карт, выдачи кредитов и других банковских услуг.
Организации надеются, что новый способ взаимодействия будет более удобным для клиентов. У них исчезнет необходимость лично посещать отделение, договор станет невозможно потерять, возрастет скорость обслуживания. Для банка переход на электронные документы тоже несет выгоду: сократятся затраты на печать, снизится нагрузка на сотрудников, в филиалах станет меньше очередей.
Когда ждать
В «Сбербанке» рассказали о парадоксе. Несмотря на то, что 95% сделок с бизнес-клиентами были оформлены при помощи электронного документооборота, для выдачи кредитов цифровые договоры использовались лишь в 20% случаев. Представители кредитной организации убеждены, что отказ от бумажных документов позволит малым компаниям оформлять займы за три минуты, а на счет деньги поступят уже через 10 минут. В розничной сфере электронные договоры применяются для 68,3% операций.
В ВТБ поделились планами полностью отказаться от бумажных документов к концу первого квартала этого года. Сейчас граждане могут получить в цифровом виде 70% услуг банка. Финансовое учреждение ожидает, что сможет сэкономить 1,5 млрд рублей к 2020 году за счет экономии бумаги.
Операционный директор «Альфа-банка» Дмитрий Фролов рассказал «Известиям», что кредитная организация полностью перенесет оформление документов в цифровой вид к началу 2021 года. Сейчас банк заключает в электронной форме от 60% до 100% договоров в зависимости от типа услуги.
Есть ли риски
Одно из распространенных опасений, связанное с переходом в «цифру» – потеря договора из-за сбоев в системе. Станислав Данилов, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, уверен, что подобные риски преувеличены. Бояться на самом деле стоит того, что клиенты начнут безответственно относиться к заключению цифровых сделок. Это уже произошло с лицензионными соглашениями и условиями использования в мобильных приложениях – обычно пользователи принимают их не читая, напоминает юрист.
Директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов, наоборот, уверен, что электронные договоры только снижают риски для клиентов, а переход на такую форму взаимодействия с банками неизбежен, особенно на фоне развития биометрических технологий. Эксперт прогнозирует, что отказ от бумажных документов и связанной с ними логистики позволит сэкономить банку на обслуживании от 20% до 90%.
В Центробанке поддерживают идею цифровизации банковских услуг, потому что это повышает скорость обслуживания. Однако сделки без личного присутствия сторон несут повышенные риски, поэтому финансовым учреждениям следует ужесточить методы идентификации клиентов, убеждены в ЦБ. Также кредитным организациям стоит доносить условия заключения цифрового договора в максимально понятной и доступной форме, особенно для пожилых людей и инвалидов.