Инфостарт принял участие в рабочей встрече Россельхознадзора с вендорами решений для интеграции учетных систем с «Меркурием» и поговорил с идеологом электронной ветсертификации, заместителем руководителя ведомства Николаем Власовым.
Система заставит работать честно
– Николай Анатольевич, в связи с запуском системы «Меркурий» в промышленную эксплуатацию многие предприятия пищепрома опасаются, что требование регистрировать все сопроводительные документы в системе приведет к росту себестоимости их продукции и вынудит их либо уйти, либо продаться крупным холдингам. Что станет с конкуренцией на рынке поднадзорной продукции?
Совершенно не соответствует действительности. В данном аспекте риски выше у крупных производителей. Мелкие – более гибкие и лучше настраивают свой бизнес. Второй момент – при оформлении производственного ветеринарного сертификата «Меркурий» не требует раскрывать детали технологического процесса и состава, причем по тем компонентам, которые не подвергаются электронной сертификации. Например, перец указывать не надо, когда делаешь колбасу. Кроме того, система достаточно неплохо защищена. Поэтому никаких опасений здесь не должно быть. На конкуренцию «Меркурий» повлияет, но позитивным образом – станет меньше нечестной и больше честной конкуренции. Что значит нечестная конкуренция? Есть добросовестный молокопереработчик, а есть – недобросовестный. Добросовестный выпускает молоко из молока, а недобросовестный – из сухого молока и пальмового масла.
– То есть произойдет санация рынка?
Так. Сейчас оба таких производителя должны конкурировать между собой на полке. Почему было такое сопротивление «Меркурию» в молокопереработке – потому что когда система заработает в полную силу, эта ситуация станет невозможной. И не вследствие того, что мы будем ловить по одному этих переработчиков нечестных – они просто перестанут это делать, поскольку изменятся условия и придется показывать, откуда взялось сырье и что это за сырье.
Коллективная «тарелка» выручает
– Замечательно, но смотрите – как быть тем колхозам, фермам, магазинам, больницам, школам, столовым, которые работают в удаленных поселках и испытывают серьезные трудности с подключением к сети Интернет, например, Камчатка, Алтайский край, Дальний Восток в целом?
Во-первых, для подобных случае есть решение – в нашей нормативной базе описано, как проводить ветеринарную сертификацию в местах, где нет доступа к интернету. Это оформление сертификатов на бумаге, что для малого бизнеса вполне приемлемо, и дальнейший ввод данных этих сертификатов в систему там, где есть выход в Сеть. Второе – у нас в России почти нет мест, где невозможен доступ к спутниковой связи.
– Но ведь это достаточно дорого.
На самом деле, нет, на себе проверил. У меня к дому подведено оптоволокно, но для интереса я подключил себе двусторонний спутниковый интернет. Я взял не самый лучший по комплектации набор, достаточный, чтобы читать, смотреть фильмы, есть более скромные по трафику тарифы. Разовые затраты на оборудование – 20-30 тыс. рублей, ежемесячные платежи – 900 рублей. Даже для мелкого предпринимателя это – не вопрос. Это цена 2 кг мяса, говорить не о чем.
Единственные регионы, где реально есть проблемы – это север Сибири, там угол не удобный для спутников, сигнал неустойчивый, это восток Чукотки и небольшая часть Камчатки. Вся остальная территория России перекрыта спутниками, причем есть двойное, тройное и даже четверное покрытие. А если мы породим потребность в спутниковом интернете, и у него появятся сотни тысяч новых абонентов, цена что?
– Должна опуститься!
Да. Так что ничего в этом страшного нет. Вот представьте – деревня, и там, скажем, 100 частных подворий, мелких предпринимателей. Ставят одну «тарелку» на всех, за глаза хватит.
Торговый профицит
– Тем не менее, несмотря на позитив, некоторые добросовестные предприятия не успели подключиться к «Меркурию» в срок, таких сейчас, к сожалению, довольно много. Торговые организации, с которыми у них договоры о поставках, наотрез отказываются принимать груз без электронных сертификатов. Есть ли какой-то вариант урегулировать подобный конфликт при содействии государства?
Да, сейчас таких действительно много, но никто из них еще не разорился из-за внедрения электронной сертификации. В правительстве, в министерстве все всё понимают. Есть те, кто не готовился по разгильдяйству, кто-то был дезориентирован контрпропагандой, это понятно. Сейчас – льготный период. На значительную часть продуктов сертификация осталась добровольной до 1 июля 2019 года. То есть было на подготовку к «Меркурию» 3 года после принятия закона, теперь – еще год. Плюс к тому, мы дали циркулярное письмо территориальным управлениям – не штрафовать за те составы, которые связаны с неготовностью к электронной сертификации. Что же касается B2B-взаимоотношений, то да – с сетями люди сейчас точно могут договориться. Но сети продолжат давить на таких поставщиков, поскольку они вынуждают торговые организации делать работу по сертификации за них.
Мы с самого начала говорили, что организованная торговля будет драйвером процесса электронной сертификации, которая ей очень нужна. Электронная сертификация сэкономит торговцам огромные деньги, особенно сетевикам. Знаете, почему? Элементарная вещь. Одна из российских сетей имеет в планах внедрить сертификацию товаров, перемещаемых со склада магазина в его же торговые залы. Причина – недобросовестность персонала, забывчивость: привезли товар, сложили на склад и забыли вынести в зал, и он не продается. Истекает срок – его списывают. Это сотни миллиардов рублей в год. Это только один из примеров. Я уже не говорю о просрочке, которую можно не выпустить из зала, про точное знание того, что FIFO (англ. First In, First Out, в торговле принцип ротации товара, согласно которому первым в продажу поступает товар с меньшим сроком годности – прим. ред.) не соблюдается, потому что все лазают в заднюю часть полки, а спереди – непонятно что, и так далее.
– Иными словами, «Меркурий» поможет устранить подобные «традиционные» издержки торговли?
Совершенно верно.
– Николай Анатольевич, благодарим за интервью!